В продолжение темы Грушинского фестиваля-2015 (начало разговора здесь: http://soundrussia.ru/post?id=3603) своими впечатлениями делится Юлия Теуникова, получившая в прошлом году лауреатство в статусе лучшего автора. На сей раз речь пойдет о традиционной грушинской "Платформе", переехавшей в связи с рядом печальных событий из-под Самары в Подмосковье и фактически превратившейся в отдельный фестиваль со своими альтернативными сценами.
В прошлом году я писала о Грушинском фестивале - по горячим следам своего лауреатства (http://soundrussia.ru/post?id=1734). Мне повезло побывать на Груше в три совершенно разных поры. Первый раз - в 1994 году, когда я была начинающим автором, и своих песен на публике практически не пела. То была практически советская (реально - постсоветская) Груша - с той, до-ро́ковой культурой. Послевкусие ее до сих пор витает где-то над кострами любителей бардовской песни (из тех, что старше 50 лет), а для остальных существует только в воспоминаниях , кинохрониках и старых фотографиях доцифровой эпохи.
Это, к слову, совершенно отдельный культурный пласт, который интересен не только с точки зрения непосредственно песен, но и со стороны быта, культуры взаимоотношений, идеалов и прочего. Например, в плане отношения к женщинам это была совершенно другая эпоха. Современный "продвинутый" обыватель не привык излишне заморачиваться по поводу своей и чужой гендерно-ролевой функции - это как-то отошло на второй план и сравнялось с массой вопросов, интересов и развлечений, свалившихся на голову современного человека (интернет, новые технологии и открывшиеся вместе с ними возможности карьерного роста, облегчение условий быта, гаджеты и пр.). Как получается, так он и действует - будь то женщина или мужчина, - излишне не рефлексируя о том, принято это или не принято в обществе (водить машину, управлять компанией или мастерски шить многоразовые памперсы). Когда я теперь рассказываю молодежи о том, что раньше было все не совсем так, по крайней мере ролевые функции были обозначены жестче, и на выход за их рамки реакция извне была острее, все очень удиляются и интересуются подробностями. Наверное в некоторых сообществах и теперь в ходу шуточки по поводу женщин в горах и с ледорубом, небритых мужиках, неспособности дам к точным наукам и пр. Но сейчас за такое если и не схлопочешь, то будешь чувствовать себя недалеким неудачником, пошутив подобным образом в приличной компании. О менталитете той эпохи можно получить некоторое представление, прочитав повесть Юрия Визбора "Завтрак с видом на Эльбрус".
Но вернемся к дню сегодняшнему. Второй раз я побывала на Груше спустя почти 20 лет - в 2013 году, застав последний год раздельного существования Федоровки и Мастрюков. Для тех, кто не знает, чем отличается Федоровка от Мастрюков, вкратце история: из-за различного рода разногласий между организаторами с 2007 года произошло разделение фестиваля на две части. К 2013 году "прогрессивная" часть фестиваля обреталась на Мастрюковских озерах (там был и джаз, и рок, и современные направления авторской песни), а на Федоровских лугах находилась в основном "ортодоксальная" часть авторов и сцен. Если не считать "Времени Колокольчиков" Каспера (Андрея Абрамова) и сцену "Мамакабо" Тимура Ведерникова, остальные площадки в основном были наполнены традиционной бардовской песней, такой, какой она сложилась в 60-е - 70-е годы двадцатого века. Конец этому разделению положил 2014 год, когда в дело вмешался нынешний министр культуры Владимир Мединский и предложил объединить обе площадки ради сохранения "Грушинского бренда", пообещав увеличить финансирование (http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=2371, http://www.kommersant.ru/doc/2280860).
Третий раз (2014), как уже говорилось, был первым годом объединения после торжественного вмешательства министра культуры Мединского в дела Грушинки. Фестиваль проходил традиционно на Мастрюковских озерах, однако ведущие сцены "Платформы" оказались сильно потеснены в правах и в месте проведения. Сцена "Остров", слившаяся со сценой "Победа", течение всех дней обходилась исключительно своими силами - вплоть до генераторов. Честно скажу, что мне (несмотря на мое неожиданное лауреатство) больше понравился 2013 год. Народу, как ни странно, было или казалось больше, и он был активнее. Год объединения принес скуку и некоторую нарочитость происходящего. Многие знакомые мне авторы на фестиваль не поехали. Но настоящий разгром Мастрюков, как мне видится, произошел в следующем, 2015 году.
Я не берусь поднимать всю подноготную происходящего - вся ситуация довольно подробно описана в журнале у координатора "О!Строва" Вовки Кожекина http://kozhekin.livejournal.com/. Короче, сценам Платформы на новом объединенном Грушинском места не нашлось, их попросту выжили. Кое-кто и сам отказался ставить свои традиционные сцены на Грушинском, ввиду несогласия с политикой оргкомитета. Взгляд со стороны хорошо представлен текстом журналиста Владимира Мозгового, бывшего на пресс-конференции оргкомитета Груши-2015: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=879661692079589&id=100001072980870.
Но нет худа без добра - все это повлекло за собой создание Ногинской Платформы. Фестиваль Купала на Рожайке, детище тех же Кожекина и Ко, и часть ушедших в этом году с Грушинского сцен (Победа, АЗиЯ, Пущинская сцена и др.) объединились в большой фестиваль, проходивший в первые выходные июля, в Ногинском природном парке Волхонка. И вот что из этого вышло.
Огромное количество авторов-исполнителей, групп, музыкальных проектов на Самарскую грушу просто не поехало, предпочтя ей Ногинск. Некоторым удалось совместить - посетить оба фестиваля. А ряд музыкантов (Маракату, Архиповский, Мила Кикина, Аудиогрибы и пр.) видимо оказалось проще пригласить именно за счет близости к Москве. В итоге образовалась, как это уже бывало на Платформе, а также на фестивале Купала на Рожайке и Пустых Холмах*, приятная эклектика c небольшим добавлением традиционного КСП. Последнее, на мой субъективный взгляд, в обрамлении современных групп и авторов смотрится гораздо выигрышнее - у авторов, не испорченных роком, есть особая культура пения, подчас превосходящая по качеству и по степени утонченности рокерскую. Если бы ее было много, она бы сильно наскучила из-за недостатка экспрессии и устаревшего языка, но в данном случае она выглядела еще одной краской в фестивальной палитре, и это было хорошо.
Отдельно надо сказать про место и организацию. То, что в полутора часах езды на электричке от Курского вокзала есть такое место - со смешанным лесом и озерами - очень хорошо. Еще лучше, что там разрешили устраивать массовое мероприятие. Конечно, глупо сравнивать Подмосковье с Мастрюковскими соснами, песчаными берегами и Волгой. А тем более с сухим и жарким климатом южного Поволжья. Кстати, по поводу климата - единственные два жарких июльских дня выдались как раз на эти выходные, и до ночи с субботу на воскресенье дождь пролил всего один раз, видимо, не желая мешать слушателям ловить музыкальный кайф на полянах сцен.
Волонтерская бригада сработала на отлично. По крайней мере, если и были какие-то косяки, нами они замечены не были. Лайн-ап соблюдался строго, расписания площадок вывешивались, кормежка была вкусной, палатки в лагере музыкантов не протекали, вода в озере была теплой.
И, конечно, о публике. Ее не было очень много, и она была приличной. Наверное, когда фестивальная история мероприятия - в самом начале, проблем избытка публики и ухудшения ее качества еще нет. Однако фестивалю можно пожелать прироста публики без потери ее качества.
Наверное, Волхонка - еще одна красивая фестивальная история с будущим, и я верю и желаю, чтобы все возможные препоны и противоречия были преодолены, фестиваль бы занял, с одной стороны, пустующую нишу ПХ в Ногинске и вернулся бы на Мастрюки (по слузхам, это возможно благодаря вмешательству нового губернатора Самары, очень недовольного поведением президента единого Грушинского фестиваля Бориса Кейльмана. Последний является ответственным за выживание "альтернативных" сцен с грушинской поляны). Но сейчас я хочу порассуждать несколько об иной вещи, гораздо более печальной. Гораздо более - потому что она не зависит ни от усилий организаторов, ни от благосклонности властей, ни от качества музыки. И тема эта - о неизбежном умирании песенной культуры - такой, какой она сложилась за последние лет пятьдесят.
У любой культуры существуют неизбежные пики и спады, и песенная - не исключение. Но то, что происходит с ней сейчас, по сумме факторов походит на агонию. Последний пик интереса к русскоязычной песне - конец 90-х - начало 2000-ных - уже давно прошел. Все авторы, появившиеся позднее - либо с сильным оттенком "ретро", либо китч, КВН и трэш (не путать с трэш-метал). Хороших, благородных музыкальных явлений, ставших широко популярными в последнее время, просто нет. Почему? Отчасти я уже писала об этом в http://soundrussia.ru/post?id=2781 . А развернуто о прогнозах на будущее напишу в следующей статье на данную тему.
Но очень не хочется заканчивать статью на печальной ноте. Ведь такие явления, как Платформа, в разы лучше какого-нибудь Нашествия или суррогатного шоу "Голос" (при всем уважении к хорошим голосам нашей эпохи, я не воспринимаю их вне жанрового контекста: голосовые фиоритуры, не нашедшие себе должного применения - вещь отвратительнейшая). В идеале я бы пожелала этому и подобным фестивалям трансляции на различных телеканалах (от специализированных музыкальных до федеральных) - чтобы народ знал, что у нас есть совершенно неохваченный пласт музыкальной культуры, который к современной песне имеет гораздо большее отношение, чем то, что на этих федеральных каналах представлено. Или хотя бы показа в виде выборки хедлайнеров.
Отсутствие широкой публики - результат того, что у нас нет молодых популярных имен в данной нише. Где наши Эды Шираны? Я, к слову, равнодушна к Эду Ширану (хотя он один из лучших в своем роде), и вообще весь этот ровный и гладкий инди-фолк - тоска смертная для любящего неровности и ухабы русского человека. Но почему у них - есть такие, а у нас - нет? Нет ни одного за последние лет 15. Пока наши песенные звезды Платформы и других фестивалей заработают себе приличную аудиторию, они постареют и поседеют.
Если совсем коротко - русской песне нужна молодежь как в качестве ретрансляторов идей, так и в качестве аудитории. Которой нет или почти нет. Молодежь - в других местах, не на музыкальных фестивалях (хотя она там тоже есть, но удручающе мало). Если получится наладить эту связь, тогда есть шанс, что русскоязычную песню удастся оживить по-настоящему.
19.03, 19.08.15, Сергей Тучевский
09.53, 20.08.15, Теуникова
10.08, 20.08.15, נטליה
14.03, 20.08.15, Сергей Тучевский
15.13, 20.08.15, Теуникова
17.44, 20.08.15, Дмитрий Свиридов
05.27, 21.08.15, Илья
"из-за различного рода разногласий между организаторами с 2007 года произошло разделение фестиваля на две части"
Изза попытки рейдерского захвата фестиваля через аренду поляны коммерсантом, Грушинский полным организаторским составом ушел на Федоровку. Никаких разногласий внутри организаторов не было.
На Мастрюках при этом за 9 лет сменилось минимум три команды оргов.
10.29, 21.08.15, Теуникова
21.18, 22.08.15, Игорь
00.36, 23.08.15, Теуникова
15.51, 09.09.15,