Несмотря на то, что в наше время существуют отдельные, чрезвычайно талантливые авторы-исполнители или лидеры групп (да и «старички» порой очень радуют новыми альбомами), общий фон (и исполнителей, и групп) удручает настолько, что сегодня можно говорить о настоящей национальной катастрофе в области отечественного рока.

Песни есть, шедевров нет. В «старом русском роке» шедевры – это каждая вторая песня на магнитоальбомах, иногда и больше. В чём секрет? Почему земля перестала рожать героев рока?

Для меня лично глобальные причины происходящего столь очевидны, что остается их только сформулировать (что я и попытаюсь сделать в этом небольшом исследовании). Это не критическая статья, и в ней не будет разбора творчества современных групп и исполнителей.

О творчестве как таковом.

Вышедшее на сцену новое племя рок-музыкантов не читает русскую литературу. Результат очень плачевный. Это нежелание читать хоть что-нибудь из русской поэзии (я не говорю уже о том, что хорошо бы русскому человеку, пишущему песни, прочитать всех наших гениев и просто значимых поэтов) – явление повальное для всего русскоязычного населения. Рок-музыканты пренебрежением к самообразованию в области литературы (а только самообразование спасало, поскольку в школе к литературе прививали устойчивое отвращение) тоже заболели, ещё в 90-х. И потом, как и все, заболели и пофигизмом к судьбам собственного народа (но об этом позже).

        Лирическое отступление. В начале 2000-х, когда интернет вторгся в пределы России и быстро её завоевал, никто не думал, насколько отрицательно это повлияет на взаимоотношения между людьми, вернее на разрушение взаимоотношений. То драгоценное время, которое можно было бы использовать на личное общение и собственное развитие, стало убиваться сначала в интернет-кафе, а потом и дома, когда компьютер вошёл почти в каждую квартиру. Это добавило разобщенности между людьми, поскольку суррогатное общение в Контактах никогда не способно заменить общение живое. Зато стало очень комфортно, можно, не выходя из дома, переписываться со всеми знакомыми и друзьями, или перемигиваться тем, кто установил скайп. Читать дома стали ещё меньше. Но, странное дело, книги исчезли и из метро. Я не собираюсь оспаривать полезность компьютеризации и «интернетизации» всей страны, но люди наши, как всегда умудрились пользу от внедрения научных открытий извратить и обернуть, в конце концов, против  самих себя.

Вспомним начало широкого применения морфия в первой мировой войне. Его стали колоть при страшных ранениях для облегчения страданий. Сколько тысяч людей выжило, благодаря этому! И заметим, что воины наркоманами почему-то не становились. Зато потом это стал одним из первых широко распространенных наркотиков. Это и наводит на вполне резонные размышления. Для чего, с какой целью человек что-то использует, таким будет и результат применения чего-либо. Не правда ли, эта вещь необъяснима с научно-материалистической точки зрения. Вот и сегодня, гаджеты (не сами они, а виртуальная жизнь) стали наркотиком уже не для тела, но для души. Смотришь на всё это, и кажется, что человека загипнотизировали настолько, что, отключая гаджет, он не просыпается от гипнотического сна. Но мы отвлеклись.

И как раз те, кто считает, что читать необязательно – мало что из себя представляют (как творческие личности). В основном речь идёт даже не об уровне песни, а о вопиющей безграмотности в текстах, неумении связать слова в понятную мысль и откровенной пошлятине.   Тематика какая-то однообразная, до уныния. Мне почему-то в основном попадаются песни, представляющие из себя «поток сознания» на любовные темы (летятдеревьямимоокнаэлектричкиаядумаюотебекактысидишьвоттакжегдетоивспоминаешьменя…намбыкрыльяулететьотсюда… вместевстретимнашесчастьевонзатемуглом). Иногда приплюсовываются потуги на философские размышления, порой «философия» превращается в оккультизм и сатанизм (но это чаще у металлистов, почему-то в этом они видят предназначение разного рода металла). Связь с литературой потеряна, и в результате мы имеем тысячи и тысячи неудобоваримых текстов, откровенно беспомощных, и где часто невозможно понять, о чём идёт речь.

Пока душа не пропитается родным языком, пока не научится изъясняться на нём, не научиться создавать элементарные грамотные строфы, ничего путного не получится (попсу в расчёт не берём, ханжи и лицемеры от музыки нас не интересуют, поскольку к творчеству отношения не имеют). Мне лично очень помогают статьи на тему о русской поэзии, написанные Арсением Тарковским и Осипом Мандельштамом.

Оттолкнуться сегодняшнему автору не от чего, нет почвы под ногами, чтобы вынырнуть из болота невежества. Сиюминутная слава, конечно, может прийти, поскольку, к сожалению, общий уровень развития публики упал вместе с производством в народном хозяйстве, при распаде СССР. Я уже не говорю о том, что  содержание «произведений» - тогда содержание, когда в нём есть личная авторская душа, интеллект, есть личностная позиция (не путать с позой) к происходящему, когда содержание пережито автором, выстрадано, как говорят критики, когда вложено столько труда, сколько необходимо (на одном из черновиков А. С. Пушкина, мы видим, к примеру, что он переписывал почти все строки по нескольку раз, а одну из них 14 раз!). Всё это должно быть помножено на незамутнённое штампами, художественное мировосприятие и здоровое (без психических патологий ) воображение. А у нас ведь как сейчас принято – состряпал что-то, и на сцену. Из-за нагромождения фраз, если даже они сконструированы из звонких словечек, смысл, заложенный автором, подчас понятен только ему, да нескольким друзьям, с которыми он и ловит кайф. Второй раз такое творчество слушать не хочется.

В музыкальной, композиторской части песни, дела идут не лучше. Слушая только западный рок, не зная классики, ни своей, ни чужой, не слушая народной музыки, группы в лучшем случае напоминают плохую копию с западного рока. А ещё Кит Эмерсон (Emerson, Lake & Palmer) любил говаривать, что, послушав Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, становится понятно, откуда пошёл «рок» (и показал это всему миру пластинкой Pictures at an Exhibition (1971). Возможно мнение Эмерсона и кажется притянутым за уши, но как всегда, доля истины здесь, несомненно, есть. Может быть, рок – это явление планетарного масштаба, впервые в истории земли созданное не без помощи Творца, с целями, известными Ему, и по желанию многих миллионов молодых людей, уставших от косности и тупиков в тогдашней музыкальной культуре.

Ограниченный кругозор нашего сегодняшнего рок-музыканта не способствует появлению оригинальных произведений, несмотря на обладание достаточной техникой игры на инструменте.

 Из-за того, что не получается написать что-нибудь достойное, многие начинают петь на… английском языке, часто не понимая вообще, о чём поют! Подражание звучанию англоязычных групп вполне удовлетворяет всем духовным запросам определенной части (а говорят, что уже половине) рок-музыкантов. Интересно, не правда ли? Эмерсон берёт за основу «Картинки с выставки» Мусоргского и делает из этого произведение рок-искусства, нечто небывалое, оригинальное и действительно ценное не только для англичан, но и для русских. Беря за основу англо-американский рок, русские группы пишут некую кальку и… получается такая стряпня, которая дальше исполнения по клубам никуда не идёт.

Коснёмся и вокала. Вокалист/ы/ки не хотят заниматься вокалом! Абсурд какой-то. Поют мимо нот даже на дисках (где песня составлена из кусков десятков дублей), секвенсор не в состоянии выправить такую лажу. А кто более-менее хорошо поёт (для нынешнего времени), не понимает одного, что, если не заниматься классической постановкой голоса сейчас, то годам к 30-ти может случиться так, что ничего от голоса не останется, кроме сипа и хрипа. Краски во всяком случае «поблекнут навсегда». И никуда твоя творческая индивидуальность не денется, если будешь учиться петь по-настоящему, наоборот, ещё больше раскроется. Например Фрэдди Меркури (не станем сейчас затрагивать трагические особенности артистов) ежедневно распевался по полтора часа.  Я понимаю, что есть такие жанры (КСП, например), где почти говорят под музыку, и пением это и не назовёшь. Но жалко смотреть, когда вокалист/ка хотел/а бы спеть, а хорошо не получается, и всё потому, что нет желание трудиться в нужном направлении. Странная ситуация, все знают, чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, нужно потратить годы на упорные занятия. Но почему-то вокала, по мнению многих, это не касается.

Немного о публике и национальной идее.

Была ли раньше у рок-музыкантов национальная идея? Безусловно! Поскольку рок-музыкант более свободен (должен быть по крайней мере) в своём образе мыслей, чем окружающий его социум, то в СССР (где богоборческая идея была доведена властью до ненависти к любой свободе личности, где подавление свободы считалось необходимым и даже почётным, и где донос был проявлением патриотизма) рок-музыкант входил в конфликт с системой просто потому, что противоречие существовало ещё до того, как рок-музыкант открывал рот.

Существует ли национальная идея сегодня? Нет, но могла бы быть. И опять национальная идея неразрывно связана с противостоянием пошлости, которая пронизывает почти все СМИ, лицемерию коррупционеров, а коррупция охватывает практически все области жизни, всех чиновников. И это страшно, поскольку страна не развивается, а простые люди, прекрасно всё понимающие, свыклись с мыслью, что сделать ничего нельзя. Но с чего же начать? А начинать надо с просвещения самих себя, а это просвещение немыслимо без литературы. Вот и опять мы пришли к тому же.

Лирическое отступление.

На улице телевидение берет интервью у молодых людей 18-25 лет. Вопросы одинаковые:

 – Как Вы думаете, почему Сталин, а все знают, что его настоящая фамилия ШЕВАРДНАДЗЕ, взял фамилию Сталин?  Почему Ленин взял фамилию Ленин, хотя все знают, что его настоящая фамилия МЕДВЕДЕВ.

Ответы были на удивление одинаковы:

– Сталин хотел быть прочным как сталь, Ленину просто понравилась фамилия.

И НИКТО не сказал – что вы тут дуру гоните, разве у них были ЭТИ фамилии?

На дополнительный вопрос – А откуда Ленин был родом – один молодой человек, с виду студент, ответил, что Ленин родом видимо из Ленинграда!

Следующая причина, я бы сказал, социальная. Современная молодёжь (а как её ещё назвать, как не этим, набившим оскомину, выражением?) перестала задавать себе вопрос – а зачем я живу? Понимаете, как просто! Там, в далёком детстве и юности, должен задаваться этот вопрос. Обязательно, иначе – крантец, иначе не будет вопросов дальше – из найденных ответов на которые не вырастет набор главных человеческих качеств – милосердие, сострадание, нестяжательность (не устремлённость, во что бы то ни стало достижения сытой, материально-обеспеченной жизни, и только), самоотверженность и трудолюбие, уважение к другой личности, как к самому себе, и многое другое. Свобода нашего молодого человека, стремящаяся к материальным благам нашей технократической цивилизации (которая продолжает уродовать и отравлять природу планеты) , частенько перестаёт быть свободой, превращаясь постепенно в плен у достигнутого комфорта, что приводит к отупению, как в повести «Незнайка на Луне» (на Дурацком острове).

– Позвольте, – скажет кто-то из молодых, и не очень, музыкантов, – мы сейчас свободны и свободно выражаем, всё, что хотим.

Что на это ответить?.. Разве свобода и лицемерие совместимы?  Как же, видя вокруг столько неправды, вы обходите её стороной?  И при этом считаете, что творчество ваше честно. Никто никогда не скажет, что он лукавит.

Лирическое отступление.

Например, разве вы ни разу не слышали о том, что у нас 4 млн. абортов в год (некоторые спецы считают, что больше)? Больше всего в мире! То, что неродившийся младенец – человек, доказано массой учёных с мировыми именами, и в инете это всё можно найти!  Но у нас это не пропагандируется. И фильмы можно посмотреть, как маленький человек пытается увернуться от железных клещей, широко открывая свой ротик в беззвучном крике, в ту минуту, когда врач (!) его убивает? С какого же момента человек в утробе уже человек? Есть ли та секунда, когда происходит превращение «плода» в человека? Китайцы мудрее нас, они считают день рождения с момента зачатия. Из клятвы Гиппократа, в СССР, была выброшена фраза, где говорится о том, что врач не даст женщине никакого абортивного средства. Почему в СССР? Потому что именно на нашей земле, в 1918 году, Ленин узаконил аборт! Первый в мире. Только после этого другие страны приняли аналогичные законы. Вот так. Вы родились в стране, где начиная с детского сада скрывается правда, но можно её узнать самому. У нас сам президент сетует, что смертность превышает рождаемость. Но государство продолжает финансировать абортарии (на деньги налогоплательщиков), и в стране не создано ни одной организации, финансируемой государством, которая бы ставила своей задачей повышение рождаемости, занималась бы просвещением населения в ракурсе раскрытия правды о безусловном вреде абортов, о том, что это – убийство. Все организации, которые этим занимаются, общественные, и существуют на пожертвования, и на то, что сами зарабатывают. Разве это не лицемерие власти? Разве это не причина, чтобы рок-музыкантам сказать своё слово? Почему наш народ убивает сам себя, а власть потворствует этому? Где же мозги у этой власти? В каком месте?

Более половины населения живёт у нас, еле сводя концы с концами, за т. н. чертой бедности, а местные власти воруют так, что ничего району (области) не остаётся на нормальную жизнь. Сталинские тройки НКВД сменились тройками: глава администрации, начальник УВД, прокурор. Они и вершат ныне судьбы кусочков Отечества, а в совокупности и всей России. Мы вернулись к феодализму, где феодал делает всё, что хочет на своей территории. Сегодня это называется демократией во главе с президентом. В результате у нас вымирает 1000 деревень в год (по три каждый день). Такое впечатление, что у нас до сих пор не закончилась гражданская война, начавшаяся  1917 году, когда к власти пришли упыри-большевики, наследники которых и правят сегодня.

Разве что-то подобное сейчас трудно написать, но уже о нашем времени? Ведь за это сейчас не сажают.

«Пусть те, кого оставил Бог…»

Слова. Олег Чухонцев (г. Москва)

Музыка. Владимир Алексеев (гр. Искусственные дети).

Пусть те, кого оставил Бог,
цветут и пыжатся в гордыне,
пускай бобы у них как дыни,
где у других – сухой горох.
пускай в кольчугах из наград
бряцают золотом латунным,
пускай в Совете многодумном
на них и шапки не горят;
пускай берут за семерых,
пусть сам-десят гребут лопатой,
пусть не уступят и десятой,
да не осудим их – пусть их!
Но тот, кто тянет на горбу
свою недолю – и выносит,
кого косой неправда косит,
а он лишь закусил губу;
кто нищ, бездомен и гоним,
он, прах гребущий по дорогам,
как Иов, не оставлен Богом,
но ревностно возлюблен им.

1975.

 

Только искренность, сострадание и милосердие (как проявление любви) имеют истинную ценность в этом мире.

«В конечном счёте будет прав

Тот, кто зажёг огонь добра» (К. Никольский)»

«А мир пожалуй стоит изменить,
Пусть станем мы добрей и старомодней.
Доверчивей, наивнее любить
И искренней, а стало быть свободней.» (Алексей Романов).

 

Когда подпольный рок родился и существовал в противовес тоталитарной системе, когда  сердце рокера не могло не отозваться сочувствием к тем миллионам безвинно загубленным жизням (ради сумасбродной идеи нескольких большевиков-маньяков-садистов), сочувствием к своему одурманенному откровенной бесовщиной народу (многие пенсионеры, к сожалению, до сих пор уверены, что богоборчество в СССР могло привести к чему-то другому, кроме краха) тогда искренность только и существовала.  А что сегодня? Разве искреннее желание славы и денег, да на «пустом месте» (когда за душой ничего ценного нет) может быть ценной в очах Божиих? Не лукавьте перед самими собой. Мелкота песенных замыслов -  это от мелочности чувств.

Лирическое отступление.

Иногда попадаются такие сногсшибательные статьи, где всерьёз пишется о том, что русский рок привёл к распаду СССР (одна из причин)! Особенно нелепо это смотрится, если пишет автор, где-нибудь 1980-го года рождения и обретший самостоятельность мышления к концу 90-х, когда страну было уже не узнать и как-то забылись к тому времени некие важные вещи. Не менее половины стран Африки (континент был почти весь колониальный в 50-х гг. 20-го века) получили свою независимость в 60-е и 70-е годы благодаря только поддержки СССР, военной (оружием) и экономической. В Сомали построили такой морской порт, который долгое время считался лучшим в Африке (правда потом сомалийцы нас послали). В Азии СССР помогал вести войну (да всё оружие было наше) Вьетнаму, Северной Корее.

«Возили оружие нашим "друзьям" абсолютно безвозмездно, обратно возвращались в балласте (порожняком) : Ирак, Куба, Сирия, Ливия, Алжир, Ангола, Конго, Мозамбик, Сомали, Эфиопия, Йемен (Северный и Южный), и даже такая экзотическая страна как Сейшельские острова». https://otvet.mail.ru/question/25249868 

По этой ссылке можно прочитать и о 2000-х годах, сколько миллиардов и кому мы списали. Во время перестройки с нами отказалась дружить Куба, поскольку СССР перестал посылать туда ежедневные военно-транспортные самолёты, набитые продовольствием, медикаментами, одеждой и наисовременнейшими станками в различных отраслях промышленности. Оружие доставлялось туда морем в основном. Куба, в ответ, пыталась гасить долг сахарным тростником, но это у неё получалось плохо. Ежегодно оплачивалось 10% долга. Остальное списывалось.

СССР не успевал заменять обветшавшие, т. н. производственные, фонды, банально не хватало на это денег и кадров.

Экономическая структура ВПК фактически являла собой несущую конструкцию всей социально-экономической системы СССР. По данным на конец 1980-х гг., предприятия ОПК производили 20—25 % валового внутреннего продукта (ВВП), поглощая львиную долю ресурсов страны. В «оборонке» были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производились в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть электротехнической гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около Уз населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК30. Все это вместе с тем приводило к чрезмерному раздуванию зоны «непроизводительных» расходов на производство вооружений в ущерб сфере потребления.
Советский ВПК стал важнейшим поставщиком вооружений для стран «третьего мира» и «социалистического лагеря». В начале 1980-х гг. 25% вооружений и боевой техники, производившихся в СССР, экспортировалось за рубеж. Размер военных поставок в течение многих лет считался особо секретной информацией, которая была частично открыта для российской общественности только в начале 1990-х гг. На протяжении послевоенного периода СССР участвовал в вооруженных конфликтах и войнах в более чем 15 странах (путем отправки военных специалистов и контингентов, а также поставок вооружений и военной техники с целью оказания «интернациональной помощи»), в том числе31:

Страна

Период конфликта

Долг соответствующей страны
перед СССР (млрд долларов)

Северная Корея

Июнь 1950 г. - июль 1953 г.

2,2

Лаос

1960-1963 гг.
август 1964 г. — ноябрь 1968 г.
ноябрь 1969 г. — декабрь 1970 г.

0,8

Египет

18 октября 1962 г. — 1 апреля 1974 г.

1,7

Алжир

1962-1964 гг.

2,5

Йемен

18 октября 1962 г. — 1 апреля 1963 г.

1,0

Вьетнам

1 июля 1965 г. — 31 декабря 1974 г.

9,1

Сирия

5— 13 июня 1967 г.
6— 24 октября 1973 г.

6,7

Камбоджа

Апрель 1970 г. — декабрь 1970 г.

0,7

Бангладеш

1972-1973 гг.

0,1

Ангола

Ноябрь 1975 г. - 1979 г.

2,0

Мозамбик

1967 - 1969 гг.
ноябрь 1975 г. — ноябрь 1979 г.

0,8

Эфиопия

9 декабря 1977 г. - 30 ноября 1979 г.

2,8

Афганистан

Апрель 1978 г. - май 1991 г.

3,0

Никарагуа

1980 - 1990 гг.

1,0




В целом к началу 1980-х гг. СССР стал первым в мире поставщиком вооружений (по объему поставок), опередив в этом отношении даже США. Советский ВПК вышел за рамки одного государства, превратившись в важнейшую силу в мировой экономике и международных отношениях. В то же время он становился все более тяжелым бременем для экономики страны и препятствием на пути повышения уровня жизни советских людей.

http://statehistory.ru/4733/Voenno-promyshlennyy-kompleks-SSSR-v-1920-e---1980-e-gg--ekonomicheskie-aspekty-razvitiya/

 

Но мы опять отвлеклись. Зато теперь причины распада СССР нам стали более понятны. И прошу учесть, что миллиард долларов в 60-е и 70-е годы ХХ-го столетия - это совсем другой миллиард, чем сегодня. Наиболее продвинутым предлагается посчитать соотношение покупательной способности доллара в то время и в наше.

Хотелось бы ещё сказать о мнении, которое мне много раз попадалось, что Московская рок-лаборатория была создана с той же целью – чтобы ускорить распад СССР!!! Спрашивается, а почему раньше-то не создать эту организацию? Не в 1986, а, допустим, в 1980-м, сразу после Тбилиси-80?

 Всё на мой взгляд, гораздо проще. МРЛ создали, чтобы взять развитие рок-музыки (к тому времени она стала развиваться очень бурно) под свой контроль и попытаться ей управлять, как и всем в стране. Позволить чему-то развиваться бесконтрольно было делом, немыслимым для КПСС. Ничего другого власть придумать уже не могла, началась перестройка (правда, в 1986-м ещё ничего не происходило серьёзного, она была только недавно объявлена), загнать рок в прежнее подполье всё равно не удалось бы, в виду бурного развития магнитозаписывающей техники, когда Машина и Воскресенье, Аквариум и Зоопарк, Кино и Примус и так звучали практически из каждого магнитофона, и КГБ был прекрасно осведомлён об этом.

 

А ещё должен быть талант. Откуда он берётся?  Многие отвечают – сам по себе, кому-то дано, кому-то нет.

Поэтому постепенно переходим к следующей причине.

У вас нет крыльев, господа! У вас только руки и ноги, а этого мало, чтобы получилась песня, на этом не взлетишь. Говорят, что песня состоит из двух частей, музыки и слов. Это неполная правда, песня состоит из трёх частей. Третья часть – Божественное сотворческое участие. Именно сотворческое, а не руководящее, или подчиненное воле.

Нам не понять, где, на каком этапе, в музыку, стихи, песню входит Творец вселенной и соединяется с человеческим творческим актом. Некоторые называют это вдохновением. Пушкин (и не только он), называл это ещё и музой. Некоторые, самые известные, композиторы, так и говорили, что музыка рождается не у них в голове, они её просто облекают в ноты, переносят на инструмент.

В любом случае автор должен быть перед совестью своей чист (со-весть, интересно разбить по слогам и подумать, что же это?), а значит и перед Творцом. Иначе он не придёт, участвовать не будет. А потом и смотришь на песню, вроде всё на месте. Музыка, вроде бы профессиональная, а песни нет, слова ладно скроены в строки и строфы, и рифма есть,  а вслушаешься – и поэзии тоже нет. Загадка какая-то, должно нравиться, а не нравится.

Были рок-музыканты, и при советской власти не боявшиеся петь о Боге.

 

«Пошли мне веру, я о ней спою, -

О, Боже милый, мир прекрасным будет» (гр. Воскресенье)

Тогда за это можно было загреметь и в тюрягу. А ещё раньше, в сталинские времена,  просто за веру, частенько был положен расстрел или лагерь лет на 10. Власть закрывала храм за храмом. В Ленинграде и области (недавно на экскурсии узнал) например, из 2000 с лишним храмов, к 1960-м годам открытыми остались 22-23. При этом официально лживая насквозь власть отделила церковь от государства.

А сегодня? Когда храмы открыты, часто ли музыканты в них хотя бы заглядывают?

Но мы опять отвлеклись.

Значит – если хочешь создавать новые песни, то нужно Любить (жалеть, сострадать, жертвовать (и деньги хорошо, и временем, и трудом), нужно трудиться над собой, совершенствоваться, но понять при этом, в каком направлении двигаться.

Последнее лирическое отступление.

Читайте русскую классику, господа. Слушайте  хороший рок (богатый музыкально и поэтически, проникновенный и задушевный, честный, открытый и искренний) слушайте обязательно и классическую музыку, чтобы не быть балбесами, и народную, слушайте и колокольные звоны, они исцеляют душу, и будет вам счастье, будет вам и рок, а не его подделка.

Замечательный поэт Юрий Левитанский написал такие стихи. В несколько аллегорической форме, с  мягким незаметным подтекстом, автор говорит нам о том, чтобы мы, создавая произведение, искали совершенство, своё совершенство, стремились к своей высшей планке, взяв которую, т. е. научившись создавать, рок-музыкант (я имею в виду, тех, кто пишет песни) и сможет называться рок-музыкантом.

Все стихи однажды уже были.

Слоем пепла занесло их,

слоем пыли

замело,

и постепенно их забыли -

нам восстановить их предстоит.

Наше дело в том и состоит,

чтоб восстановить за словом слово

и опять расставить по местам

так, как они некогда стояли.

Это все равно как воскрешать

смутный след,

оставленный в душе

нашими младенческими снами.

Это все равно как вспоминать

музыку,

забытую давно,

но когда-то слышанную нами.

Вот и смотришь -

так или не так,

вспоминаешь -

так или не так,

мучаешься -

так ли это было?

Примеряешь слово -

нет, не так,

начинаешь снова -

нет, не так,

из себя выходишь -

нет, не так,

Господи, да как же это было?

И внезапно вздрогнешь -

было так!

И внезапно вспомнишь -

вот как было!

Ну конечно - так оно и было,

только так и было, только так!

 

1984

комментарии
 
20.09, 27.07.15, Аня
Отличная статья, автору - респект!!!
 
13.13, 28.07.15, Undertone
Статья откровенно высосана из пальца: автор (без)успешно подменяет реальность своими домыслами, обильно сдабривая конвертируемыми приседаниями в сторону официальной религии. Умопомрачительный пассаж про аборты - это вообще маленький шедевр. Чтобы племя плодилось и размножалось, необходимо либо создать нормальные условия для выращивания потомства (иначе размножаются только немногочисленные патриции, вечнопьяные люмпены и редкие идейные камикадзе) - либо поднять детскую смертность настолько, чтобы все принялись плодиться для компенсации как арабы или русские крестьяне: родишь полтора десятка, из них выживет трое - в старости корочку подкинут.

Отдельно доставляют пафосные требования к изучению "великого русского наследия" и овладения формальными технологическими навыками. Этак можно и до Маяковского со всей его грядкой докопаться, что, мол, "Державин и Ломоносов совсем не так писали, идите, мальчики, подучитесь малька", с одной стороны, а с другой - средний уровень игры на музыкальных инструментах всё-таки вырос сильно, благо видеошкол и прочих ликбезов стало в количестве и уже не нужно изобретать бициклы. С текстами ситуация не столь однозначная, но не следует откидывать закрепившуюся новую парадигму "ассоциативных настроенческих зарисовок" как нечто малоценное. Просто к двум китам, привычным нам по "старому русскому року", масляному и графическому (сюжетные песни "как я провёл лето" и нагрудирубахорвательные песни про тесто) добавился третий, акварельный.

То, что уважаемый г-н Кулаев ленится поискать актуальные перлы отечественного року - это его проблема. Талантов, гениев и просто хороших авторов меньше вовсе не стало - любой действительно интересующийся данным направлением человек сходу выдаст 5-10 имён реально интересных персонажей и коллективов. И если вдруг собрать их всех, получится, что у нас вовсе не упадок, а Золотой век.

Суть проблемы, тащемта, совсем в другом. Не жемчуг мельче стал, а песок крупнее. Процент талантов, думается, величина более-менее постоянная, а вот фон, на котором он отсвечивает, сильно меняется. И причин тут, на мой взгляд, несколько.

1. Отсутствие жёсткого отбора.
Если раньше данным стрёмным делом, за которое можно было схлопотать (не так фатально, как рисует автор, но всё же довольно ощутимо), занимались на свой страх и риск люди, для которых это было ГЛАВНОЕ, в которых желание творить именно этот чортов "рокЪ" перевешивало инстинкт самосохранения, и жизни ломались по-настоящему, и те, кому это было не так НУЖНО отходили в сторонку от греха, то сейчас вполне можно днём респектабельно трудиться в офисе планктоном, а вечером ставить ирокез и идти лабать "панк" в полумодный клуб. Безопасно. Раньше левых пассажиров тоже было в количестве, но соскакивали они сильно раньше - аккурат сразу после армейки, откуда приходили голодные, заделывали первой попавшейся крале ляльку - и всё. Вперёд, в ЗАГС - и дальше по накатанной: завод, пенсия, погост.

2. Доступность.
Приснопамятная гитара УРАЛ стоила 185 рублей, при месячной зарплате плюс-минус 100-120. Да и не всегда была в КУЛЬТТОВАРАХ. Про остальное, включая примочки, усилители, репбазы, магнитофоны-микрофоны прочие и концертные площадки можно вообще помолчать. Не было ничего. И находили, добывали, паяли сами всё это богатство, опять же, только энтузиасты. "А теперь любой невежа захотел водицы свежей, повернул одной рукой - и вода бежит рекой" (с) Всю это бесценную некогда дребедень любой недоросль может купить на карманные деньги в любом гипермаркете в отделе между микроволновками и картриджами. Понятно, что это злокозненный "кетай", качеством не сильно превосходящий античеловеческие поделки МУЗПРОМа, но на всём этом вполне можно играть. А не понравится - выкинуть. И папа с мамой ничего худого не скажут.

3. Халява.
Хотим мы этого или нет - мир вокруг изменился ПРИНЦИПИАЛЬНО. "Любовь-кровь-вновь", конечно, остались те же самые, aber сами технологии распространения информации совершенно другие. И скорость передачи данных - сами понимаете. И её объём. Хорошо это или плохо - посмотрим лет через триста. Вспомним, сколько сил раньше надо было потратить, чтобы найти информацию о той или иной группе? Титанические усилия (мы не берём в расчёт тех немногих, кому это доставалось по праву МИДовского первородства). И любая затёртая фотка Цоя воспринималась как икона (у некоторых это закрепилось навсегда). Сейчас ты вбиваешь ЛЮБОЕ название в поисковую строку браузера и - вуаля! И дискография, и история, и фото, и видео, и альбомы все, включая бутлеги. И даже по советскому року. Поэтому некоторое обесценивание и десакрализация явления - на лице.

4. Технологии.
Если кто-то думает, что классикой жанра эта кладезь информации ограничивается - хернанэ! КРУГИ, МАЙПЕЙСЫ и прочие облака ломятся от гигабайт продуктов жизнедеятельности васей пупкиных (которые через год выгодно обменяют свои китайские ибанезы на китайские скейты). Где легче найти жемчужину - в коробочке с драгоценностями или в морском прибое? Поэтому новые башлачёвы и макаревичи успешно затеряны среди этих терриконов графоманства. А копать-то - лееень! :) Гораздо проще заявить, что их восе и нету.

5. Перенасыщение.
Человеческая душа не безразмерна, количество струн её - конечно. По молодости камертоны, на которые откликаются эти струны находятся легко. Послушал БГ - типо, просветился. Послушал Башлачёва - типо, сладко заболело. Послушал Лаэртского - типо, посмеялся. Послушал Янку - заболело сильно. Легко ставятся маркеры соответствия. С возрастом число этих камертонов вокруг растёт, а струн остаётся, сколько было (а то и отмирают какие-нибудь). И получается, что новый Летов - уже не нужен, за гнев у нас отвечает старый. Поэтому новый вообще не воспринимается (хотя искренне поёт о том же). А у предыдущего поколения за боль отвечал, скажем, Галич, и этому предыдущему поколению Янка уже как бы и без надобности. То, что у возрастных персонажей все кластеры в мозгах уже заполнены БЕАТЛЕСами (ДИПАПЛами, ДЖОЙ ДИВИЖЕНами, БГами, Мамоновыми, СПЛИНами - нужное подчеркнуть) и свободного места там уже больше нет, это нормально. Но говорить, что в мире всего одна бутылка водки, потому, что В ТЕБЯ больше не лезет, по меньшей мере, странненько. А звучит так, что вот, предки были дураки, потомки выродки и только МЫ - золотое сечение. Милые, это у любого поколения так, не смешите мои митральезы.

Шлака, по(д)делок и выкидышей хватало и в "благословенном" Совке, просто он не выживал в фильтре магнитиздата: плёнка была дорогая и дефицитная, поэтому переписывалось себе только то, что брало за живое, а остальное успешно канало в Лету. Не то сейчас: отфильтровывать то многое стОящее, что есть в данной жанровой нише мало кто хочет. Если раньше были некие "коллекторы", типа самиздатовских журналистов, пытливо ищущих что-нибудь клёвое, а потом пиарящих это найденное изо всех сил, то сейчас эта ниша абсолютна пуста: играть в Джона Пила у нас никто не хочет, поскольку оперировать куцым набором своих юношеских кумиров и "провереннойх" колодой общепризнанных имён, при этом огульно поливая и кляня "молодёшшшь" - куда как легче.

Так что, "поздравляю вас, гражданин соврамши!" (с) Нет проблемы недостатка гениев. Есть проблема отсутствия сита или желания разгребать вручную навозную кучу (которая, конечно, реально стала значительно больше) в поисках олмазоф. Мир катастрофически изменился (не в смысле, что - ой-ой, шандец пришёл и "в последние времена живём" (с) - и изменился ландшафт, подходить к которому с прихватками "прошлого времени" бесполезно. Ау! Проснитесь! На дворе 21-й век, уберите лекала 20-го! Ремесленники тоже сетовали, что с приходом мануфактур "и мастерство ушло и выделка не та" - только История показала, что конвейер дал людям много больше, чем отобрал - если отвлечься от снобской метафизики. 100500 пар одинаковых пальто, доступных каждому, лучше, чем сногсшибательная горностаевая мантия, доступная одному.

Климат у нас, знаете ли, не располагает.
 
19.21, 30.07.15, zubrocker
Автор отпал от времени и рок-музыки, и уныло высокомерно гордится прошлым, в котором жил.. такое случается часто... Если этот момент изменится в сознании и кто-то перестанет быть старпером и критиканом ворчливым, тогда сразу найдется тот самый огонек в современных группах, когда он на них взглянет, большую половину которых, уверен, он и вообще не знает. Всему свое время.
 
18.28, 09.09.15, Алексей
Undertone, дело говорит! :)
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 __   __    ______             _    _    __   _   
 \ \\/ //  /_   _//   ____    | || | || | || | || 
  \   //    -| ||-   |    \\  | || | || | '--' || 
  / . \\    _| ||_   | [] ||  | \\_/ || | .--. || 
 /_//\_\\  /_____//  |  __//   \____//  |_|| |_|| 
 `-`  --`  `-----`   |_|`-`     `---`   `-`  `-`  
                     `-`                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания