Сразу оговоримся, что "Soundrussia" любит содружество рок-музыкантов "Даждь". Нам близки его принципы и симпатичны участники. Неопровержимым доказательством может служить недавняя публикация на нашем сайте двухчастного материала, в основе которого лежит интервью с руководителем движения Дмитрием Студеным http://soundrussia.ru/post?id=2309 , http://soundrussia.ru/post?id=2351 .

Материал этот явно написан с огромной любовью. Автор - Юлия Теуникова - сама является давней участницей "Даждь"-событий. Поэтому мы долго сомневались, публиковать ли монолог продюсера, побывавшего на фестивале "Даждь"-содружества в прошлом году, записанный на всякий случай нашим обозревателем. Фактически материал пролежал у нас целый год. Но накануне очередной "главы" фестиваля, который пройдет в Москве с 15 по 22 февраля, мы все же решились. Хотя изложенная здесь позиция резка и не совсем обоснованна. Но, возможно, руководитель и участники "Даждя", которые часто оказываются несправедливо забытыми прессой и критикой, вынесут из этой публикации что-то полезное для себя и она послужит им не в обиду, а во благо. Информацию о грядущем фестивале можно найти здесь http://vk.com/dajdblijnie17. До встречи на концертах!

 

Сегодня у содружества рок-музыкантов "Даждь" есть то, чего нет у множества других формаций: бессменный руководитель с твердыми христианскими принципами, неплохим вкусом и неиссякаемым энтузиазмом (Дмитрий Студеный), огромное количество очень разных по уровню музыкантов, целый ряд площадок, на которых можно выступать. Есть даже некая скорее этическая, нежели эстетическая, платформа: приветствуются песни без т.н."чернухи", запрещена пропаганда насилия, суицида, наркотиков, а также наложено вето на использование мата в текстах. Допутим. Это не может не радовать. Но в прошлом году я был сразу на нескольких концертах "Даждь"-фестиваля. Хотел найти музыканта, с которым можно было бы поработать. И не нашел. Попытаюсь объяснить, почему.

Как известно, до настощего момента существовало два основных взгляда на искусство. Первый - условно классический - возник в античности и приобрел "выпуклую" форму в эпоху Ренессанса. В его основе культ гения, которому противостоит толпа. Толпа гения не понимает, а гений ею тяготится. Основной признак гения - все же качественная продуктивность. А вознесенность над толпой - признак вторичный. Философия гения, как известно, вырождается в ницшеанство и еще, пожалуй, в вагнерианство: гению уже становится можно абсолютно все. А вознесенность над толпой стараниями Вагнера и Ницше превращаются в основной признак. Она становится законом искусства. А уж во времена второго авангарда и вовсе определяется как признак единственный. Художник только тот, кто устраивает непристойные акции. Все остальное не нужно! Вспомним про "Пусси Райот" и Павленского: ни о какой эстетической продуктивности речи вообще не идет.

Но, к счастью, есть и другой взгляд на искусство. Согласно ему, источник таланта - Бог. Человек творит и понимает, что продуктивностью он обязан не себе. Человек творит ради Господа, но и ради людей тоже. Культа гения нет. Помните, как говорит святой иконописец в фильме Тарковского "Страсти по Андрею"? "Я не для людей, для Господа пишу. А люди, что, сегодня хвалят, завтра ругают, за что еще вчера хвалили, а послезавтра - забудут! Суета сует все..." Фактически художник в христианстве - разновидность монашеского служения. Причем, очень яркая. Художник отделен от мира, но не превознесен над ним. Творчество сродни молитве. А ведь молитва бывает и за ближних, и за всеь мир. Такой художник трудится, чтобы приблизить людей к Богу. Это здорово. У такого художника, как правило, есть ученики, но нет декларируемого и культивируемого разрыва между собственным гением и людьми. Художники классического типа прутся от своей гениальности, художники-христиане скорее ее боятся...

А вот Даждь -содружество, как это ни странно, взрастило третий, совершенно поразительный, тип творческой личности. Художником в "Дажде" может быть каждый. Вот кто назвался, тот и есть. Где критериии? В песнях не должно быть чернухи и мата. А вот, скажем, бредовые исторические концепции могут быть? А пошлая бабская эротика? Все это на прошлых концертах проскальзывало. "Даждевцы", кажется, считают, что любой человек с гитарой или пером - самодостаточная и состоявшаяся творческая единица.
Дорогие, это путь к деградации. Не зря, ох, не зря во все времена существовали академии художеств и экспертные советы. Как я уже сказал, в "Даждь"-содружестве есть очень разные по уровню музыканты. Имен называть не буду. Когда гении отворачиваются от менее талантливых, это плохо. Менее талантливых надо подтягивать до собственного уровня. Для этого должна быть готовность учиться и вступать в диалог. Для этого должен быть развит институт критики. Существовать экспертиза. Проходить мастер-классы и дискуссии. Все что угодно. Иначе явление будет напоминать первобытное искусство или искусство хиппи. Вот у хиппи тоже не было иерархии художественных ценностей. А еще - эстетической платформы и здоровой состязательности. Что хиппи дали музыкальному миру? Назовите мне имена, плиз. Из "наших", пожалуй, можно вспомнить только Умку, да и то, признаться... Искусство хиппи - это локальный фольклор. Искусство причастности. И все. Вам этого надо? Хиппи ведь очень любят петь старые песни с новыми людьми. Костерок, фенечки, все дела. Вот у меня есть ощущение, что участники "Даждь"-содружества скоро кончат тем, что начнут петь давно написанные песни друг друга. И всем будет хорошо.

Если относиться к искусству как к самовыражению, это, как ни странно, смыкается с другого конца с той же точкой, к которой пришли "Пусси Р" в своем культе гения. Получается , что искусство - любое дрыгание моей левой ноги, если оно без мата, потому что эстетика безоценочна. Типа у нас все художники. Культа гения быть не должно, но должна быть эстетическая иерархия. На ее основе возникает школа. Движение "Даждь" школу не создало. В силу отсутствия достижений. Иерарахия должна работать как селекция. Причем, селекция продуктов, а не людей. Грубо говоря, надо учиться. А "Даждь" варится в одном и том же соку. Но сок не густеет. Ничего не меняется. Вот получили несколько хороших площадок - "Факел"-"Гармонию", крипт храма отца Чаплина. Не очень сыто, но тепло. Стагнация. Дмитрием Студеным со товарищи практикуется такое волонтерство в искусстве. А это собака на сене. Паразитарный подход. Систему нужно либо улучшать, либо бороться с ней. А "Даждь" ни того, ни другого не делает. Получается теплохладность на самом деле. Род институционального эстетства и эскапизма. А ни то, ни другое, кстати, не совместимо с христианством. Ведь искусство выражает позицию по отношению к миру, но участники "Даждь"-содружества не вступают с миром в диалог: ни на уровне песен, ни на уровне попыток внешнего продвижения своих музыкантов или фестивалей. Они принципиально не диалогичны. Да, диалог может быть и войной с миром. Но совершенно не обязательно. А здесь мы видим непродуктивную индиффирентность, свойственную либерализму, типичный интеллигентский комплекс. Человек "Даждя" имеет право на мнение только в случае вступления в содружество. А других монастырей как бы и нет. Это не христианство, это теплохладность. Это пацифизм, но еще не любовь.

Продюсер, попавший на фестиваль, не может здесь найти подопечных, потому что в "Дажде" нет иерархии. А значит, не предусмотрены механизмы, которые заставляют человека расти. Это что-то типа печально известных порталов "Стихи. ру" и "Проза ру". Когда возник рунет, появился такой сегмент современной литературы, куда стеклось огромное количество пишущих авторов. Принцип у держателей этого сегмента был простой: у нас тут сетевая литература, отстаньте. Сетература. Она отличается от вашей тем, что мы не признаем никаких эстетических иерархий. У содружества "Даждь" вот тоже принципы этические и туманные. А, соответственно, нет художественного роста. Это не значит, что надо кого-то гнать. Повторюсь - надо учиться. Нужен диалог с внешним миром. Разговор или противостояние.

Самое смешное, что формат здесь есть. Причем, он выстраивается сам по себе. И он уныл. Все самые интересные авторы, к счастью, к формату не относятся. Мир "Даждя" - Элизиум, царство теней, полуживые полупрозрачные существа. Это не христианский ад, конечно. Как пел один известный в узких кругах рок-бард Алексей Петров, которого Дмитрий Студеный явно не принял бы в свои ряды: "Нет, нет меня в живых, но, впрочем, нет и в мертвых. "

Вот я, как Орфей, сходил за за своей Эвридикой в "Даждь". И ни фига. Это аутизм. Не личный. А социально-эстетический. Аутизм на уровне сообщества. Некоторые считают его особенностью развития, а не болезнью. Но тем не менее необходимость реабилитации при этом состоянии никто не отрицает.

Записала Светлана Галанинская

Мнение редакции может не совпадать с изложенным в статье

РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ 17 фестиваля "Даждь"-содружества, который в этом году носит название "Ближние"

===========================

Открытая студия поэтического рока «Сотворчество»

в рамках фестиваля

***** 15 ФЕВРАЛЯ ***** (воскресенье)

18:00

Центр Культуры «Гармония»

Ленинградское ш., д. 9 корп.1

м. Петербуржская (экс-Войковская, последний вагон из центра)

http://dajd.ru/page.php?page=druz1x&pid=1034

* Максим БУЗИНОВ;

* «Ключевое слово»;

* Константин КАРАСЁВ;

* Олеся ПЕТРОВА (Н. Новгород);

* Александр ГРЕЧИН;

* Евгения САВИНА;

* Алексей ЖИЛИН;

* Илья КАНУННИКОВ;

* Павел ЗУБКОВ;

* Владимир НИКИТИН («Колея»)...

============================

============================

Первый концерт фестиваля

***** 18 ФЕВРАЛЯ ***** (среда)

19:00

Арт-клуб «АртЭриа»

Нововаганьковский пер., д. 9, с. 1, в крипте храма святителя Николая на Трех горах

м. Краснопресненская или 1905 года

http://dajd.ru/page.php?page=druz1x&pid=1020

* Павел ФЕДОСОВ;

* Тимофей ЯРОВИКОВ («Сердце дурака», Могилёв);

* Артём БЕЛОВ;

* Маргарита ИЛЬИНА;

* Игорь ЛАЗАРЕВ («МимоНот»);

* Мария ФРОЛОВСКАЯ («Травы ветра»);

* Николай ПОДОРОЛЬСКИЙ («Иначе»);

* Ольга МУРОМСКАЯ.

============================

============================

Второй концерт фестиваля

***** 20 ФЕВРАЛЯ ***** (пятница)

19:00

Конференц-зал Союза волонтёров

М. Шаболовская,улица Шухова д.17, к.2(1-й этаж)

http://maps.yandex.ru/-/CVGEvOya

* Александр ЛОГУНОВ;

* Алексей ВОРОНИН;

* Юлия ТЕУНИКОВА;

* Сергей КАНУННИКОВ;

* Богдан ЛАВРИНЕНКО;

* Сергей ЕЛИСЕЕВ;

* Владимир ШЕЙНИН;

* Василий АКИМОВ;

* Сергей НИКОЛАЕВ.

============================

============================

Третий концерт фестиваля

***** 22 ФЕВРАЛЯ ***** (воскресенье)

18:00

Центр Культуры «Гармония»

Ленинградское ш., д. 9 корп.1, м. Петербуржская (экс-Войковская, последний вагон из центра)

http://dajd.ru/page.php?page=druz1x&pid=1034

* ОКСО («Оксо и Эспанцы»);

* Сергей ДМИТРИЕВ («Берлога»);

* Антон СВИРКИН («Складень», Рязань);

* Александр О`ЧЕ («Шляпа из ветра»);

* Анна ПСУРЦЕВА;

* Андрей КАЛЕДИНОВ;

* Дмитрий НЕСТЕРОВ («Чудо в перьях»);

* Егор ЗОЛОТУХИН;

* Дмитрий СТУДЁНЫЙ...

============================

============================

ВНИМАНИЕ:

на всех концертах действует правило ТРЕЗВОСТИ!

ВХОД:

трезвый-СВОБОДНЫЙ! Приветствуются добровольные пожертвования, рекомендуемый взнос от 150-200 р. до ...

http://dajd.ru/

http://vk.com/dajdblijnie17

комментарии
 
13.05, 13.02.15, Студёный
Всё равно, что сказать: ничего не меняется - зима, весна, лето, осень, опять зима. Видишь - деревья растут вверх? А. не видишь, ты же не можешь смотреть вверх, прости...
Зато мы видим как в течение многих лет меняются слушатели, как всё стремительнее деградируют их вкусы и как растёт армия "пожирателей смерти"... в стране победившей попсы. Где ничего не меняется в "аутизме" потребителей уже много лет, благодаря таким вот "продюсерам" мира сего.

Крайне НЕКОМПЕТЕНТНАЯ статья от некоего "продюсера" из Мордора... суемудрие, прикрывающее собственную внутреннюю ПУСТОТУ.
Это большая радость, что такой "пожиратель смерти" не смог никого "пожрать" из участников феста - вспоминается Горлум, который не мог есть эльфийскую пищу.

Поэтому живое - живым... продюсерам Мородора - Воландеморт!
 
16.07, 13.02.15, Маша
Дмитрий, вы эльф? А у вас есть уверенность в том, что ваше творчество не суемудрие, прикрывающее собственную пустоту?
 
16.20, 13.02.15, Константин Антонов
Димтрий, читайте вступление к статье внимательно. Саундраша явно дружественный ресурс, поэтому и разместила это, рискуя получить от вас массу недовольств. Вообще если не прислушиваться к здоровой критике, то все может прийти к тому, что участники Даждь-содружества будут со временем только друг другу на кухнях. Зимой, весной, летом и осенью. Сами себе деревья и сами себе верх.
Зачем тогда вообще устраивать фесты, если ваш клуб закрытый? Если же вы их все-таки устраиваете, будьте готовы к тому, что люди станут высказываться. И не всегда лицеприятно. Соотноситесь с тем, что происходит в мире. Будьте готовы к реакции.
 
16.21, 17.02.15, Мария Дагар
Очень забавно. Но сам Студёный любит словечко гаденькое замолвить про тех, кто ему неприятен и чьё творчество ему чем-то не угодило. Да не просто замолвить, да ещё и по косточкам и хрящикам разобрать, надменно взирая на автора и задавая какие-то совершенно идиотские вопросы. Но как только кто-то, даже случайно, заденет тему его собственного творчества, на этого добровольца высыпается масса вот таких вот комментариев, ДС сразу переходи на личности и раздражается. На лицо нежелание развиваться! Он считает, что если его всё устраивает, то это должно устраивать и остальных, хотя сам признался на "двадцатилетии своей творческой деятельности", что если бы он устроил свой сольный концерт, на него бы никто не пришёл. Не пора ли задуматься?
 
19.28, 06.03.15, Слушатель
Не указываю имени, так как имею некоторое заинтересованное отношение)) Критикам скажу:
1) Студёный не запрещает никому из своих участников играть и тусоваться в других местах, что они и делают. Но на площадки Даждя они приходят - значит, это зачем-то надо их душе и совести. Свободу дружбы, совести (и вероисповедания) никто не отменял.
2) Да, Студёный очень хотел бы, чтобы лучших музыкантов Даждя заметили продюсеры, но не ценой того, чтобы размывались годами наработанные содружеством Даждь ценности. В конечном счёте к успеху и славе человек выходит сам, один, если выразит нечто, что близко многим (о попсе я в данном случае не говорю). И не школа, не иерархия его выводит на поверхность, а собственный талант. У московского КСП есть школа, иерархия, и кого произвело КСП? Разве что Фахртдинова, который, кстати, является участником Даждь движения))
3) Да, у Студёного есть чёткое мировоззрение. Но вряд ли смог бы человек без мировоззрения 15 лет проводить фестиваль. Себя лично Студёный оценивает скромно и никогда не вылезает впереди других музыкантов. Т.е. несмотря на резкость и известную специфичность взглядов, это высокопорядочный человек.
4) Ну и наконец, возникает вопрос: а кого данный продюсер анонимус сам вывел в люди-то? Назовите имена, имена в студию. Продюсеры современные это вообще зло: они берут талантливого молодого автора-исполнителя и втискивают в ту или иную уже существующую ячейку шоу-бизнеса, чтобы качать деньги. Не дают ему развивать свой оригинальный дар. Примеров тому множество.
5) Даждь - не самое большое зло в современной музыке. Куда большее зло - отсутствие разнообразия и широты музыкальных вкусов в мире продюсерства.
 
21.09, 06.03.15, Анна Псурцева, автор, участник обоих фестов
В статье кроме отвлеченных метафор и субъективистики в качестве конструктивной критики было отмечено 2 момента: 1. Отсутствие диалога с внешним миром (что можно понять и как отсутствие социально значимых тем, и как отсутствие дискуссии с современными авторами), 2. Отсутствие иерархии, как в ЦАП-е и прочих монастырях (что тормозит рост исполнительского уровня и отнимает возможность найти шаблон совершенства). С пунктом 1 солидарна отчасти, хотя и не считаю, что эстетически совершенному продукту непременно надо диалогизировать с чем-либо кроме божественных гармоний. Но вот пункт 2 у меня не просто вызывает сомнения, а кажется абсолютно неверным. Начнём по порядку. Школы формировались издревле как комунны для передачи особых навыков и умений. Это было единственное место, где могли собраться мастера одного дела и выковывать общий стиль. Этакий монастырь, чтобы не отвлекаться на прочее и общаться с себе подобными. Тот же ЦАП в советские времена мог функционировать и, например, в качестве места защиты талантливых авторов от власти, да и пластинки зарубежных авторов были дорогими и мало доступными. Русский рок тоже формировался как островок защиты искусства от идеологии. Обмен пластинками, кассетами, общение людей, близких по духу. Кто сегодня гнобит авторов? Да никто, ну если они не будут танцевать на амвоне, как Пусси Р.и вопить "Богородица деве, Путина прогони". Что до материала для обучения -его навалом. Без преувеличения можно сказать, что сегодня достать лучшие словесно-музыкальные образцы не составляет никакого труда. Почему надо учиться не на них, а на творчестве каких-то там наставников? На гитаре как играть - множество уроков он-лайн, все лучшие вокалисты мира - к твоим услугам, поэзия величайших поэтов в свободном доступе, захочу встретиться с наставником -свяжусь с ним по скайпу из любой точки России и мира. Открыты студии обучения вокалу и поэтические студии. Какая школа?! Ну разве если воспринимать школу как единство эстетических идеологических установок и противопоставление чему-то. Как сказал Дима (примерно): много развелись попсы, а мы от души поем, живое творчество. Значит, идеологический компонент определённый есть, но эстетического нет. Ну и нормально это. Зачем учиться музыке и поэзии у тех, кто не представляет собой лучшие образцы мирового искусства? Ну да. Я убежденный хипстер, если можно так выразиться. А что до попсы... То увы и ах. Если ты не располагаешь оксионтогически высочайшим исполнительским и авторским уровнем, то ты не в праве осуждать профи, которые делают высококлассный продукт. А кто виноват в том, что общий уровень профессионализма и культурного развития в нашей стране низок? С одной стороны зритель, который любит "всякое г****" и не хочет развивать свой вкус, с другой стороны -авторы, которые пытаются следовать шаблонам жанра, чтобы стать успешными и оплачиемыми. Работать над собой, не оглядываясь на других, развивать чутьё вопреки догмам, быть самокритичным и восприимчивым - это очень по-христиански. И очень не по-христиански быть ориентированным на общепринятые мнения и творить кумиров, застывшая в личном развитии. Так что пошли "школы", кроящие всех на один ремесленный лад и лишающие возможности творческого поиска на фиг. У меня всё, спасибо за внимание.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 __   __   _    _    _    _      ___    __    __  
 \ \\/ // | || | || | || | ||   / _ \\  \ \\ / // 
  \   //  | || | || | || | ||  | / \ ||  \ \/ //  
  / . \\  | \\_/ || | \\_/ ||  | \_/ ||   \  //   
 /_//\_\\  \____//   \____//    \___//     \//    
 `-`  --`   `---`     `---`     `---`       `     
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
О нас
Сотрудничество
Условия использования

 

 
 
Рейтинг@Mail.ru