Так вот, отличается Даждь от Министерства культуры тем, что Даждю всегда есть, что предложить в плане пресловутого контента – по соответствию заявке. И чем дальше – тем больше.

...Странно, наверное, выискивать песни про принципу конструктивности и стремления к свету. Все субъективно. Но если это надолго - имеет смысл. Встать перед Богом со всем своим песенным хозяйством и сказать - это все Тебе. Вот критерий... Стыдно или не стыдно будет за всякие гаденькие песнюшки? Остальное, как говорится, от лукавого.

Пройдет время - и многие из нас потянутся к этой светлой музыке. А если бы сразу, минуя всякие эксперименты с деструктивным воздействием на кору головного мозга? Скольких бы удалось спасти? Возможно ли вообще кого-то спасти?

Нет, невозможно. Или почти невозможно. Через такое нужно пройти порой.

Д.С.: ...Это был постепенный процесс, не резкий, шаг за шагом. И в итоге появилась Аня, которой тоже было интересно узнать церковную жизнь (она была крещённая, но не воцерковлённая), она со мной тоже стала ездить в Лемешовский храм...и вот уже при поддержки Ани я таки почувствовал, что необходимо и пора креститься. Так я и пришёл ко Христу, дату крещения сам выбрал - на Сретенье 2002г.
 

Аня, ставшая наиглавнейшим соратником Димы, сперва незаметно, потом все больше включалась в дела фестивальные. И это дало движению совершенно неожиданный, живой по-настоящему и в чем-то противоположный собственно Студеновскому дискурс. И очень правильно его дополнивший -  теплый, более земной, с оттенком чего-то очень светлого, юношеского, замешанный на правильном игровом начале, и такой... навевающий воспоминания об утраченных журналах "Ровесник", "Мы" и пр... Воплотилось это в журнале "Паруслов". Я до сих пор не встречала ничего лучше в подобном жанре и считаю, что он перерос границы "местечковости" (несмотря на вполне местечковые наши фигуры, регулярно освещающиеся в нем).

Д.С.:  Я встречал муз.самиздат про какие-то другие группы и авторов. Поэтому подумал, что и мы могли бы что-то сделать. Уже появилась Аня и она взялась это реализовать. Название я предложил. А в первом выпуске были в основном тексты песен Вдовина, Липатова, Логунова и меня, с небольшими рассказами об авторах и с рисунками одной из слушательниц Натальи БАГРОВНИКОВОЙ.

Потом стали выпускать ещё, уже с разными материалами. У Ани собралась команда, а когда команда растаяла, закончился и Паруслов. Сейчас вот думаем опять попробовать сделать по типу первого номера. Просто с текстами, небольшого формата, если Аня потянет эту дополнительную нагрузку.

А еще были песни Студеного - такие же аскетичные, как и он сам. Песни, от которых отчечено все лишнее и оставлено только главное. Так же, как убрано все лишнее из минималистичного постпанка, влиянию которого так или иначе подверглось все ближнее музыкальное окружение. Черно-белый стиль с оттенком синего, иногда переходящий в небесно-голубой. Никаких лишних цветов, потому что незачем. Жизнь, ушедшая внутрь, потому что снаружи ей делать нечего. Небо лечит, земля уже давно не лечит.

Песни существовали всегда, несмотря на кучу даждевских дел. И воплощались в группе Даждь, вместе с Аней, которая села за барабаны.

Д.С.: Про стиль ничего не скажу. Всегда играл как мог и как мне лично нравилось. Я называю это музыкой поэтического рока. Сейчас мы с Аней в принципе достигли того звучания, которое мне и хотелось бы...она наконец стала потихоньку осваивать барабаны и на данный момент мы и вдвоём звучим интересно и не стандартно. Вот, если получится ещё кого-то найти, то будем и полноценно звучать.

Годы нулевые где-то с 2003-го по 2010й явились как самые неприятные, ибо тогда развернулось во всей красе то, что так долго наклевывалось – мещанство и эскапизм дурного толка (оголтелый кабак, разнокалиберное этно, фэнтези, хипстер-культура и пр.). Сколько ни вспоминаю – ничего противнее для меня не было того времени в плане музыки, это не могло перешибить даже повысившееся качество самой независимой музыки и наличие всяких поначалу интересных фестивалей (впоследствии неизбежно скатывающихся в коммерциализацию и попсацию). Все самые прославленные мещанские коллективы – из этого времени или чуть раньше. Пусть их, но даже последнее время мне кажется менее беспросветным, ибо все подошло к окончательному тупику: стала очевидна абсурдность происходящего, вполне законченная в своей маразматичности, и в этом явилась даже какая-то свежесть ситуации... Стало окончательно ясно, что игры в конъюнктуру чем-то по-своему хороши (в плане востребованности и пр.), но в большинстве случаев имеют такие побочные эффекты, от которых лучше держаться подальше. А самое главное - кругом оставалось  много интересного и «нераспаханного» - помимо клубной реальности...

И в связи с этим то, чем занимался Даждь и то, что казалось многим людям абсурдным, напротив, приобрело новые качества, смыслы и оттенки. Деятельность даждя не ограничивалась одними фестивалями и Парусловом, были еще труднические поездки на Соловки* и студия Сотворчество.

Д.С.: «Сотворчество» началось, насколько я помню, осенью 2002 года, после триумфального концерта-презентации итогового сборника 5-й главы ДАЖДЬ-феста "Дарево" в музее Высоцкого**.
Поскольку народу там собралось очень много, на этой "волне" решили сделать такую специальную студию-лабораторию по поиску и отбору новых интересных авторов. Хотя изначально там мы пытались и вообще что-то обсуждать, дискутировать, больше общаться по разным вопросам, не только новых авторов слушать. Но в итоге всё  вылилось в нынешнюю форму ее проведения.

У нас был и потом только укрепился принцип приглашать тех, кто нам интересен, а не "звёзд". Поэтому постепенно я и старался растить "свои кадры".
Народу много приходило, если у автора или группы была своя "тусовка". Так было с подольскими авторами в начале их появления у нас. Так было с Вдовиным и Фахртдиновым...
А я хотел, чтобы у нас была своя публика, и это до сих пор не получалось сделать. Единицы есть...
А вот со своими авторами у нас всё получилось и давно. Уже сменилось точно два "поколения".
Я считаю, что именно с концертов в Факеле и с выступлений на ДАЖДЬ-фесте началась "карьера" и "выход в люди" Алексея Вдовина, Юлии Тузовой, Павла Федосова...Тимофей Яровиков впервые в Москве именно у нас сыграл. Петр Налич*** к нам приходил на прослушивание для открытой студии "Сотворчество", привёл его гитарист, который до этого играл вместе с Павлом Фахртдиновым. Но песни он спел не для "Сотворчества", я запомнил, что пел хорошо, на цыганский манер...а тексты мне не понравились. И на "Сотворчество" мы его не взяли. И правильно сделали, я до сих пор в этом уверен. Поскольку содержание важнее формы в том, что я бы хотел развивать...
Но главное сейчас то, что происходит на "СОТВОРЧЕСТВЕ", есть сразу несколько авторов очень интересных, но которых мало кто знает... и могут и не узнать. 
Мне это трудно написать, объяснить. Но сейчас чаще всего что-то по настоящему происходит именно на "Сотворчестве", и атмосфера на них близка к тому, что было в СВ в 94-95. Не так много народу, больше тех, кто сам что-то сочиняет....но есть ощущение живого и настоящего. Т.е. со временем это как-то должно "выстрелить", пока непонятно когда и как именно.

Основные принципы ДАЖДЬ-Содружества, как я их вижу - это созидание на камне христианских ценностей, акцент на содержании творчества и его живой составляющей, собирание и объединение талантливых авторов и аккумулирование их творчества для реализации конкретных дел, создание смыслов и вообще нормальной здоровой творческой живой среды, в которой каждый талантливый человек может раскрыть и приумножить свой талант на благо всем остальным... т.е. ДАЖДЬ-Содружество это такая живая мозаика, составляющая единую картину - и эта картина постоянно меняется, стремясь развиваться и созидать, изменяя потихоньку и мир вокруг себя. Вся ценность идеи ДАЖДЬ-Содружества, как мне кажется - в стремлении к осознанному и равноправному сотворчеству и взаимоуслышанию. Есть сверх-задача и мы её каждым концертом, каждым событием пытаемся решить - это целенаправленная и постоянная многолетняя работа - потому что тоннели выводят на Свет.
А очень кратко - мы не просто играем рок, а трезво и осознанно во всём видим смысл и высшее предназначение. И всё делаем иначе - не по шкурным законам мира сего.

Это очень странная попытка противостояния ситуации извне. Но извне – еще более странно. Ситуация, которая сложилась у нас с песней, впечатляет. Всегда, конечно, побеждает попса, но такого размаха, как нынче, никогда не видывали. Если убрать то, что накоплено за предыдущие годы, окажется, что в нынешнем публичном (внесубкультурном) пространстве нормальной музыки просто нет. Можно сказать,  она отсутствует как класс, просто в ней отсутствует тот дух, по которому безошибочно узнаешь свою человеческую и, если угодно, национальную принадлежность.

И дело даже не в христианских ценностях, а в, если можно так выразиться, нормальных общечеловеческих, которые, как выяснилось, без тех, что напрямую пересекаются с христианскими,  не работают. Попробуйте их исключить из жизни, и вы увидите, что у нас произошло. И это еще цветочки.

Д.С.: ...Дело... в попытке сделать НОРМАЛЬНОЕ культурное направление развития, в целом в стране, изменить систему изнутри, с помощью в том числе и творчества.
А пока одна попса и быдлороссия побеждает и наступает на всех красных парусах вместе с пожирателями смерти и дедушкой Воланд-де-мортом...

Тем временем, ситуация с музыкой действительно поменялась в лучшую сторону и среди тех авторов, которые как-то соприкасались с Даждем. Получили хорошую востребованность группы Леши Вдовина и Паши Фахртдинова, ставшими настоящими флагманами современной рок-бардовской движухи.  Отучилась в Беркли и привезла в Россию свой роскошный проект Luсidis Алиса Апрелева (попутно ставшая первым в России  дипломированным музыкальным терапевтом****), прекрасно зазвучала очень внимательно относящаяся к звуку, аранжировкам и голосовой подаче Лепота, отличный проект сделал выпускник Московского колледжа импровизационной музыки Игорь Лазарев,  а Саша Арбацкая, периодически (в том числе) учившаяся композиции и вокалу,  вообще закончила курсы звукорежиссуры, решив раз и навсегда (я надеюсь) таким образом проблему записи звука и сведения собственного материала. Росли и набирались мастерства многие другие. Это уже не была та беспомощная в музыкальном смысле тусовка 90-х, державшаяся на одном драйве и свежести высказывания. 

 

...Я часто размышляю о том, почему Даждь малочисленный. Почему многие люди так часто говорят, что не желают иметь с ним ничего общего, хотя по воззрениям вполне могли бы туда вписаться. Может, их не устраивает форма проведения (акустический рок, который на самом деле может быть чем угодно, не только роком). Может быть, из-за банального отсутствия связей с  широкой общественностью... Может быть, потому, что Студеный – человек непростой и широких дорожек не ищет. Но мне видится, что, будь он проще, по сути ничего бы не изменилось. А если и изменилось бы, то не сильно. Даже несмотря на то, что многие нынешние авторы Даждь-сообщества мало чем уступают в качестве и мастерстве известным артистам как независимой, так и «форматной» сцены. 

Каждое явление, а конкретнее, каждая фестивальная движуха,  имеет несколько этапов роста. Сперва это кучка людей, идейно преданных делу. Потом эта кучка разрастается. И в какой-то момент, если движуха «попадает в струю», она приобретает масовость. Чаща всего с утерей первоначальных качеств -  таких, как чистота жанра, бескорыстность и пр. И получается очередное шоу, возможно чем-то лучше или хуже, но в ряду прочих. И еще с ним обязательно  происходит такая вещь, как забитость пространства – то, что мешает воспринимать. Если вокруг движухи создается ажиотаж (непременное условие ее успеха) – качество восприятия уходит. Ему просто нечего там делать, потому что есть некая замануха, которое все перекрывает. Замануха – это то, в отсутствие чего народ начинает говорить: да ну! СКУЧНО!!!! (А скучно – это необязательно плохо, сложно и пр. Это, как правило, когда не за что привычное зацепиться. И гораздо реже, когда действительно все настолько знакомо, что уже неинтересно). Это настоящая беда массовости, прекрасной и нужной  во многом прочем.

 А сила восприятия – это драгоценность по нынешним временам. И когда она есть – это счастье, оно проявляет себя в этом волшебстве.  И что-то свежее, волшебное и настоящее может поступать, если только пространство максимально освобождено. На Даждевских концертах это есть. Причем не в социально-общественном смысле, потому что Студеный отнюдь не раскрепощает, это не ДрДом, как у Питера, где единение и солнышки; и не устраивает движняк, как  Сабельфельд или Кожекин - когда все само собой закручивается и без них существует. Студеновский Даждь - это скорее застывшее состояние, замирание. И на этом пике замирания может открываться что-то, если человек готов в это "что-то" вписаться. Состояние, требующее предельной концентрации внимания, поэтому и адептов мало.

В Дажде есть движение не вширь и даже не вперед, а вверх. Раскрытие этого вышнего состояния. И это очень хорошо заметно по названиям глав фестиваля.

Всё, что касается моей ДАЖДЬ-деятельности всегда носило и идейный характер. На фоне всеобщей "просто- и как-бы-фестовости".
Может эта идейность и мешала и мешает выходу на большую аудиторию. Но я считаю это очень важным и принципиальным отличием моей творческой деятельности. Все главы ДАЖДЬ-феста имели не просто название, а выражали какую-нибудь мысль, цель, направление движения и развития. То есть всегда была концепция и попытка её как-то раскрыть. Я составляю сборник по итогам, слушаю записи с феста и вдруг обнаруживаю, что многие песни разных авторов перекликаются между собой... в итоге сборник сам собой выстраивается и каждый сборник это некий рассказ "собора" авторов. Мне кажется, что это мало вообще кто-то замечал и понимал. А мне изнутри это очень хорошо слышно и понятно.
И в принципе я очень мало встречал понимания со стороны авторов-участников и со стороны слушателей...т.е. бывает когда человек что-то говорит, свои впечатления от песни или от выступления кого-то или в целом от концерта и попадает в "десятку"...точно говорит и может целиком увидеть всю картину происходящего, а не какой-то ему показавшийся фрагмент. Вот это происходило очень редко.

 

На самом деле – понимают. Но одно дело – понимать, другое – поддержать и помочь запустить механизм действия.

И еще – все это очень сложно, практически не возможно продвигать, рекламировать. Возникает когнитивный диссонанс между идеей Даждя и идеей рекламы в принципе.

Да и как можно продвигать безмолвие? Или внимание?

  *  *  *

...Дима как-то сказал про общую ситуацию с нашей музыкальной культурой: "Когда Титаник тонет, бесполезно что-то рекламировать".

Даждь – это шлюпка, спущенная с корабля***** фестивальной культуры.

 

Д.С.: Было три поездки. Первую инициировал "клуб на Крутицах" во главе со Игорем Стригуном. Мы с Аней тоже поехали за компанию. Ещё Леша Вдовин с нами поехал тогда. Это был вроде август 2003 г.  Получилась такая разведка – Игорь  хотел что-то типа фестиваля там сделать, но в итоге все поняли, что оно там лишнее. Ходили на гору Фавор после праздника Преображения. 
Вторая поездка была уже как бы по инициативе Даждь-Содружества - Аня собрала всех желающих и была рулевой. В этот раз мы гораздо больше там трудничали и поехали на 10 дней, в отличии от первой "халявной" и короткой поездки. Это был август 2005 г., с нами тогда человек 15 поехало, в том числе и Юлия нынешняя Лепе, а тогда Андрейко, и Антон Шумилов из Пензы - теперь он там концерты многим организует.
И была третья более скромная по составу поездка, тоже август, 2007г. - тоже Аня рулила и тоже жили там как трудники - ходили на послушания и ездили на всякие экскурсии.
 

Также поездки описаны в ряде номеров журнала Паруслов.

 

**   Самым посещаемым стал концерт-презентация итогового сборника 5-й главы "ДАРЕВО" осенью 2002г. в музее Высоцкого. Пришло что-то около 200чел., неожиданно

***    Известный музыкант, прославившийся видеоклипом «Guitar» и принимавший участие в Евровидении 2010 г.

****  Что такое музыкальная терапия и чем она полезна, можно узнать на сайте http://muzterapevt.ru/

*****  Потонет или нет?

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

           __   __    _____      ___    __    __  
  ____     \ \\/ //  /  ___||   / _ \\  \ \\ / // 
 |    \\    \ ` //  | // __    | / \ ||  \ \/ //  
 | [] ||     | ||   | \\_\ ||  | \_/ ||   \  //   
 |  __//     |_||    \____//    \___//     \//    
 |_|`-`      `-`'     `---`     `---`       `     
 `-`                                              
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания