Начало разговора здесь
Сегодня - прогнозы относительно перспектив движения и мучительной смерти нашей музыки. Ибо, как известно, чтобы заново родиться, нужно как следует умереть.
В прошлый раз, драгоценные читатели, мы остановились на том, что вкус массам навязать нельзя: в том смысле, в каком нельзя заставить ребенка не смотреть любимый мультик, если при этом включен телевизор. Телевизор этот включили очень давно и забыли выключить (а, может, и не хотели). Поэтому вы, конечно, догадываетесь, какую я сейчас выскажу мысль.
Короче, мы обречены.
"Почему?!" – попробуете возразить вы. А как же прогрессивная европейская общественность? А как же дремучее национальное самосознание?
Я повторю – мы совершенно обречены в культурном смысле (и в музыкальном - в первую очередь), поэтому сейчас я расскажу, о том, как все будет происходить.
Нас ждет медленная и неминуемая смерть. С 99-типроцентной вероятностью, а сто процентов я не даю лишь потому, что существует однопроцентная вероятность чуда. Да, чудо иногда случается, например, Крым возвращается (хорошо это или плохо - неважно).
А теперь – мои субъективные прогнозы. И еще кое-что.
Собственно, мне видится два пути развития отечественного музыкального рынка.
Начну с худшего.
У нас как-то сложилось, что даже в эпоху сегментирования музыки ее кластеры* редко обзаводятся собственными инфоресурсами, превосходящими онлайн-радио, странички в интернете и пару лейблов. Но время идет, и все еще будет.
Мы, конечно, понимаем, что побудительной силой к созданию медиаиндустрии может являться только наличие устойчивого спроса – попадание в тренд. Одним из таких трендов является русский рэп. Сколько бы ни говорил Макс Фадеев ( http://www.rap.ru/news/5361) о том, какое веселье оный жанр вызывает у гангста-рэперов Соединенных Штатов, наших псевдогангстеров это не останавливает. Количество хип-хоп-треков в контакте зашкаливает. Если у рэперов еще не появился свой мощнейший ресурс, то только потому, что не вырос еще из ПТУ-шных штанов новый русский олигарх, фанат речитатива. А может уже и вырос, и все происходит, просто я не в курсе. Кто-то сказал, что рэп – это шансон для молодежи. Охотно верю. Но я никогда не понимала, почему из гопнической культуры нельзя сделать что-то национально-идентичное – по музыке в первую очередь, может быть, на основе той же читки, но только с более выраженной местной интонацией. Видимо, русским рэперам нужен свой мессия.
Это кластер номер один, имеющий шанс на успех. Баста, Гуф, заигрывающий с хип-хопом Нойз МС, Каста – у них все нормально с популярностью.
За ним прямыми шагами в будущее шагает кластер номер два.
Еще лет 5 назад никто и помыслить не мог, что англоязычные проекты будут у нас иметь какой-то успех. А зря. Современный мир глобализируется, хотим мы этого или нет, и спрос на такую музыку растет, особенно среди молодого поколения. Неплохие успехи показали на этом поприще хипстерские Motorama и Pompeya, но настоящий прорыв, как мне кажется, совершила группа Therr Maitz (не в последнюю очередь благодаря шоу «Голос»). Ее лидер, Антон Беляев, неоднократно признавался в своей нелюбви к русской эстрадной музыке. Андрей Клюкин, организатор фестиваля «Дикая мята», вообще пишет вот здесь о 95 процентах англоязычных российских проектов из ста, посланных как заявка на фестиваль. Можно представить – если молодежь так активно осваивает английский язык в написании песен, - что мы будем слушать лет через 10? Скорее всего, ту же самую англоязычную музыку. Раз будем слушать, ждите формата «Не Наше Радио». Я не уверена, что традиционные ФМ через десять лет удержат планку спроса, но, независимо от их грядущего существования, медиа-ресурсы ждет серьезный «взлом» под натиском отечественной англоязычной поп-музыки. Плюс идет интеграция в мировое музыкальное пространство, и это тоже закономерно.
Кластер третий – русскоязычные хипстеры. В них я не очень верю, поскольку данное явление – в большой степени производная от русского рока (в своей ментально-текстовой основе). Стало быть, это течение маргинальное. В свое время попытку прорыва совершил полуинструментальный Mujuice, но даже его сравнивали с группой "Кино". Думаю, все прорывы на этом поприще будут носить сугубо камерный характер.
Четвертый кластер – откровенные поп-проекты. У нас были и есть весьма приличные попсовые певицы типа Елки, Бьянки или Нюши, причем последняя заработала за позапрошлый год больше трех лимонов зеленых (из шоу-бизнеса ушли большие деньги?) и певцы типа Лазарева (сравните хотя бы с "Ласковым Маем"). Светлое будущее почти настало, ништяк. Я думаю, эта благая часть у нас по-любому не отнимется.
Пятый кластер – русский шансон. Пока не вымрет поколение нынешних сорокалетних и старше, он никуда не денется. Смачности его радиостанций, площадок и премий может позавидовать любой рэперский медиаресурс. Количество слушающих этот неумирающий жанр (в процентном соотношении по стране) статистике не поддается, но, говорят, колеблется в пределах 70-85 процентов.
Следующим идет фолк. С ним, я думаю, все будет происходить так, как обычно происходит в культурных странах – сохранится умеренный устойчивый спрос. Не такой, как в Европе например, но какой-то будет. Я говорю только про обработки аутентичного фолка, не относя сюда авторский инди-фолк.
Дальше идут традиционная авторская песня, стагнирующий русский рок и непопулярные жанры, всякий глухой андеграунд. Что я могу по этому поводу сказать?
Я не вижу на этом пути потенциала для прорыва. Если только нечто смешанное с другими жанрами и сильно преобразованное не выйдет из этих недр. Этот жанр у нас изначально сильно поражен и еще более сильно скомпрометирован. Хотя именно он до сих пор считается у нас ответственным за рождение новых тем, воплощающих национальный архетип.
С этого момента я отступаю от темы кластеров, потому что пришло время сказать о том, что стоит за всей этой темой прогнозов, почему я вообще об этом пишу и почему утверждаю, что, если не произойдет чуда, нас ждет медленная (или быстрая) мучительная смерть.
О национальной идентичности
Прежде всего потому, что нет потребности в национальной идентичности. Когда она является вульгарно понятой и поданной в виде лубка и трэша - это еще одно доказательство ее ненужности. По сути, некая обращенность вовнутрь, приглушенные тона - то, что всегда было в народном и классическом искусстве и то, что не определяется данными пустыми фразами (ибо каждый сие понимает по-своему), - на это запроса нет.
Как уже было сказано, русская национальная идентичность благополучно скончалась в конце 90-х. И желание ее воскресить, и фантомные боли - отголоски давно произведенной ампутации по ее отнятию - закономерно беспокоят. Но не может же ее не быть вообще?
Оказывается, может. Иногда бывает так, что человечество, с позволения сказать, вступает в новую фазу – не развития, а (как бы это покорректнее сказать?) бытования. Наступает период, когда музыка как средство познания окружающего мира (а также как средство ретрансляции идей) замещается другими вещами. Перегруженное информационное поле блокирует восприятие, а для музыки восприятие – это все. Способ получения и ретрансляции информации переходит в другую стадию, более техногенную. Искусство вообще и музыка в частности в такой ситуации отходит на второй план, становясь делом отдельных, не сплоченных между собой, индивидуумов.
А поскольку искусство – очень сильный признак национальной идентичности, может назреть вопрос – а на хрена она вообще сдалась, эта национальная идентичность, в эпоху глобализации?
Не сдалась, правильно. Поэтому я прежде всего потребность в ней ныне расцениваю как роскошь, как чудо. Как фантомные боли.
В связи с этим хочу упомянуть постоянно здесь присутствующую фигуру Башлачева. Мне кажется, это идеальный индикатор. И очень показательно то, что его вроде как в школьной программе проходят, а на деле даже Высоцкого слушают гораздо чаще. Почему-то считается, что это автор, к музыке имеющий мало отношения. Мое мнение – потому и считается, что публика себе вообще плохо представляет, как должна выглядеть русская музыка.
На мой взгляд, Башлачев - бесспорное сокровище русской культуры (и даже больше – культуры мировой, пусть и для избранных) еще и потому, что его вещи обладают пронзительной, ненавязчивой музыкальностью. Вспомните «Осень», «Влажный блеск наших глаз» – они хороши именно как песни с очень органичной и «вкусной» гармонией и мелодией. «Сядем рядом» – великолепный русский романс, абсолютно самобытный. Его «Егоркина былина» - музыкальная поэма, предполагающая море интерпретаций. Все это, конечно, никакого отношения не имеет к поп-музыке.
Насчет исполнения – соглашусь, что Башлачев здесь совершенно не реализован, и теперь остается только представлять, какими аранжировками можно было бы украсить его песни. А это оказалось бы сложнее, потому что, в отличие от «западнических» клише его современников БГ и Цоя, этот жанр пришлось бы делать «с нуля»... Но говорить о музыке – дело дурацкое. Это как описывать запах корицы.
Остановлюсь на том, что «сырая» аутентичность - всегда есть то, через что проходят явления прорывные, харизматические. Группу "Битлз" в начале карьеры невозможно слушать. Однако их наработки довели до совершенства те, что пришли после них.
А у нас – не пришли. Не успели. Или прошли мимо масс, потому что е соответствовали требованиям времени.
Не могли успеть прийти в 90-е, потому что в это время из медиаресурсов плавно исключалось все, содержащее наиболее яркие национальные архетипы. В силу времени и ситуации эти архетипы были сильно окрашены в депрессивные тона – см. Анамнез в http://soundrussia.ru/post?id=2781. Почему-то это замалчивалось и тогда и сейчас, а, с другой стороны, трудно об этом говорить, не впадая в пошлость.
Не могут прийти и сейчас, потому что сейчас это вообще что-то совершенно лишнее.
Ваша покорная слуга год назад играла на квартирнике с совершенно здесь не известной группой Whiskey Moon Face, которая, дав десяток концертов по мелким клубам, с легкостью набила клуб "Мастерская" (те, кто занимаются концертами, - кто может похвастаться таким результатом?). Кроме прочих очевидных их прекрасностей (сыгранность, контакт, мультиинструментализм, легкость в восприятии и пр.) меня поразила их до мозга костей староанглийская традиционность. Они делают то, что у них в крови. Резюме такое - разбитной "Ноль" во мгновение стал популярным со своим баяном, потому что не кочевряжился, а делал то, что ему ближе всего. И не говорите мне про "самородков-исключения-из-правил". Я не больно-то видела ни 20 лет назад, ни сейчас особо не вижу охотников развивать подобный стиль. Из более-менее известных вспоминается только почившая в бозе группа "Бабслей", трансформировавшаяся в Ива Нову, и еще есть пяток-десяток прекрасных, но глубоко андеграундных, практически не замеченных народом и прессой групп. Которых, коли их не заметили, как бы и нет. И не говорите мне, что баян тяжелый - он пробивает звуковое пространство покруче любой гитары. А еще есть балалайка. И где?... (Архиповский и "Унесенные ветки" с "Владимирским централом" не в счет).
Не появилось у нас ничего, потому что наши песни оказались к XXI веку лишены традиции - той, что несет в себе светлые, не депрессивные, переживания жизни. Той, что была, к примеру, в начале и даже в середине 20 века. Та, которую мы отбросили, как только появился рок.
И – в итоге – мы переходим к третьей теме.
О роковых формах
Что мы имеем ныне? Подавляющую рокообразность современных музыкальных форм. Трансовость и минималистичность. Я считаю, что это тупиковый путь в принципе.
Оговорюсь - я не против простых хитовых форм, как составляющих коллективного концертного действа. Это было, есть и будет всегда. Я против того, чтобы это было азбукой музыки как таковой. Вообще чем более разомкнутая композиция по форме, чем больше она "дышит", тем больше в ней жизни, энергии, силы и драйва. А когда в сотый раз повторяют одни и те же рисунки, формулы - музыкальный посыл неизбежно теряет в силе.
Можно ударить в набат раз, и это произведет эффект. Можно два и даже три. Но когда в набат не перестают бить, оголтело и бессмысленно, он становится фоном повседневной жизни. Он становится нормой.
Рок всегда был музыкой благополучных. Именно поэтому битье в набат какое-то время было эффективным. Оно было сильно сопряжено с побочными эффектами от наступившей эпохи технического прогресса и сытости.
Кайф от эпохи давно прошел, а формы остались и вытеснили все, что было до них...
Я где-то понимаю тех хипстеров, которые нынче играют отстраненную, уютную, волшебно-клубную или тихую комнатную музыку. Она до мозга костей буржуазна, но в ней по райней мере нет оголтелого деструктива, а есть лишь деструктив впитанный, познанный, и впоследствии отсеянный и заблокированный. Злость здесь строго контролируется и за рамки внутри дозволенного не вылезает.
Честно признаюсь, что, по вышеизложенной причине, я скептически отношусь к тому, что у нас называют world music. Точнее все это имеет право на существование, но меня не вдохновляет, потому что попытка уложить текучую, дышащую народную песню в жесткий бит неизбежно ее кастрирует и умерщвляет. World music - это по сути та же поп-музыка, которая, конечно же, имеет право на существование.
И когда я слышу самую выверенную музыку – и тупиковость состояния, и форм – все при ней. Вот это считается - хорошо. А если все наоборот – вот это плохо и способно оттолкнуть. Ибо ни знакомого модного саунда, ни приличных интонаций... ничего. В общем – унылое говно.
При таких раскладах становится невозможным плыть дальше.
И еще есть один пунктик. Дело в том, что если люди боятся, стесняются своих музыкальных вкусов – они боятся и стесняются всего своего быта и бытия. Песни – это наше глупое подсознательное, это наши реакции. У людей с неадекватными реакциями не может быть нормальной жизни, они по большому счету не могут ничего добиваться. И мы видим это во многом из того, что у нас происходит.
Я знаю ряд самобытнейших групп/авторов/журналистов, вполне реализованных на своем творческом поле (коммерческое я не рассматриваю), которые убеждены, что хорошей музыки в России нынче нет, или ее очень мало, и она – скорее исключение из правил. Ряд одиночек, считающих, что вокруг них – сплошное говно. Что это – странная самозащита, нежелание впустить в свой мир тот факт, что вокруг есть еще миры, и не хуже? Это очень типичная психология, наверное, каждому знакомая.
« Да мало ли еще каких теорий у нас имеется! И не у нас одних. Есть еще и кроме нас много умных людей в России. Только бы свободы дождаться. А то — мир «ужаснется», когда мы выступим на мировую арену со своим свободным творчеством. Ведь сейчас все лучшее: наука, литература, искусство — всё лежит под спудом и дожидается своего времени. И неужели же это время почти уже пришло? Дух захватывает! Одних непечатающихся прекрасных поэтов скольких мы знаем.» (Л.Т. Осипова «Дневник коллаборантки»)
В середине XX века так говорили. А скажут ли так сейчас?
Поэтому другой путь – выстрел, вброс почвенничества, кажущегося угасающим на фоне данных тенденций, выглядит абсурдным и невозможным.
Тем не менее, я очень хочу, чтобы мои прогнозы относительно развития отечественной музыки не сбылись.
* Для удобства обозначения культурных сообществ, объединенных как идеями, так и материальными ресурсами, я использую понятие " культурный кластер". Не буду вдаваться в подробности происхождения этого понятия, скажу лишь, что оно как нельзя лучше подходит для обозначения соответствующих музыкальных сообществ.
16.17, 12.10.15, Галина
16.57, 12.10.15, Андрей Петрович
15.13, 15.10.15, музыкант на гитаре
16.08, 15.10.15, Теуникова
По поводу бытовой неустроенности - у нас за последние лет 15 в мегаполисах особенно народ более чем устроен, что подтверждает посещаемость дорогих мероприятий. А спрос на музыку на порядок ниже, чем в соседних странах бывшего СССР, которые живут зачастую хуже.
По поводу Башлачева, Летова и пр. - я не согласна. Проблема в том, что музыку в их творениях как правило не слышат (и вы тому, при всем уважении, ярчайший пример). А те, кто слышат, выдают отечественный продукт не хуже западного, остающийся, конечно же, как правило невостребованным. Но исключения есть. Хотя последний пункт - согласна - субъективен.
23.17, 15.10.15, J.
13.30, 16.10.15, Теуникова
Насколько помню, с англоязычной музыкой у нас все-таки изрядно хуже тогда было, чем сейчас. Она была, но из мелких клубов не вылезала.
19.48, 16.10.15, музыкант на гитаре
19.48, 16.10.15, музыкант на гитаре
19.49, 16.10.15, музыкант на гитаре
19.50, 16.10.15, музыкант на гитаре
21.54, 17.10.15, raaddist
01.20, 18.10.15, музыкант на барабане
15.37, 18.10.15, Теуникова
Настало время сказать, зачем я вообще про все это пишу. Эти мысли, которые совсем не подходят для того, чтобы излагать их в песнях, у меня появились в связи с рядом причин.
Мне кажется совершенно нормальным обращать внимание на то, что происходит в окружающем мире, а не только в собственной голове. А то можно всю жизнь просидеть в культурном гетто, и не заметить этого. Что многие уважаемые музыканты постоянно демонстрируют.
Я свою задачу вижу в том, чтобы обратить внимание на некоторые несоответствия различных представлений, укоренившихся в голове, и того, что происходит в реальности.Я была бы рада, если бы об этом писал кто-нибудь еще, не я. Иногда пишут, и я всегда охотно даю на это ссылки.
Многие из вас сводят речь к андеграунду, но вопросы, окоторые я затрагивая, выходят далеко за сферу андеграунда. Башлачев и Архиповский (особенно) - какой это андеграунд? Это русская культура. Архиповского вообще может воспринять любой человек, независимо от национальности. А есть еще и новая отечественная академическая музыка, и я ее не касаюсь здесь только потому, что это потребовало бы отдельной статьи.
Вопреки могущему сложиться у вас мнению, я не считаю, что у нас все так уж плохо. По мне, возможностей сейчас куда больше, чем, скажем, 15-20 лет назад. Чем многие (в том числе и я) и пользуются. Но общие тенденции неумолимы. То есть предпосылок к культурному взрыву я не вижу, а вижу, наоборот, постепенное встраивание в мировые тенденции, причем не лучшего, а худшего порядка. И считаю, что иметь это в виду полезнее, чем наоборот. Когда у тебя есть интерактивная карта, тебе легче, когда ты видишь, куда кто перемещается, чем если бы ты действовал вслепую. Мне лично это помогает в работе самым прямым образом.
По поводу моей деятельности непосредственно, если есть вопросы и предположения - заходите почаще на мой сайт teunikova.ru, там многое отражено, и данное количество максимум из того, что я могу сейчас вместить, но далеко не предел. И дальше будет только больше.
Спасибо за внимание!
17.30, 19.10.15, Маня Воробейкина
21.59, 23.11.15, Алексей
13.28, 04.10.18, LensFlare