Этот текст о концерте в женской колонии написал музыкант-волонтер, пожелавший остаться инкогнито. Вначале материал был заявлен как репортаж, но, вчитавшись, мы поняли, что по жанру это скорее очерк - образец той самой вымирающей журналистики, которая гораздо ближе к литературе, чем к нынешнему репортерству и "колумнизму". Это действительно рассказ о единичном явлении, вписанный в исторический и социальный контекст. А музыка просто стала пропуском в тот мир, о котором, к счастью, или, к сожалению, мы в сущности ничего не знаем.
В один из воскресных дней, после литургии во В-ском храме, мы поехали в женскую колонию под городом Дмитров. Мы – это маленькая волонтерская компания, состоящая из настоятеля, иерея и нескольких постоянных участников концертов, регулярно организуемых в местном ДК силами отца Александра и его помощников. В-ский храм опекал колонию уже 9 лет, а наша команда ехала туда во второй раз.
Мы примчались к самому отъезду – все остальные уже собрались. Быстро погрузили наши гитары-виолончели-контрабасы в Димину семиместную KIA. В машине было много инвентаря – деревянные швабры, упаковки с печатной продукцией и коробка с биокефиром.
- Кефирчику не хотите? - Дима достал коробку. – Гуманитарка*. Это Вере привезли.
Вера – старшая в многодетной семье, где, кроме нее, еще 4 сестры. Она только окончила школу и поступила в театральный на режиссера-постановщика. Родители ее хотели отдать в Свято-Тихоновский, она послушно пошла сдавать экзамены, но благополучно провалилась. И теперь учится в МГУКИ, и не зря: на последнем концерте всех очень впечатлило то, как она читала «Балладу о зенитчицах» Роберта Рождественского. Я бы сказала – все рты пораскрывали, до того это было сильно.
Виолончелист Иван достал одну, посмотрел и спросил?
- Третье мая мая... Просроченный что ль?
- Нет, это опечатка. На самом деле сделан десятого мая. Потому и отдали как гуманитарку.
Подошел настоятель с матушкой Людмилой. Мы тронулись. В одной машине – Леша, Вера и Филипп, в другой - отец Александр, Дима и мы с командой. Отец Петр ехал с матушкой.
Дорога в колонию была недолгой – по шоссе полчаса, если без пробок. Как раз хватило на то, чтобы обсудить всякие мелочи: кто вместо кого будет играть, кто не приехал, кто, наоборот, включен в последний момент и прочее. Программа планировалась специальная - посвященная 70-летию Победы.
Как и в прошлый раз, нас встретила начальница колонии Лидия Петровна. Серый камуфляж, приветливое и очень обветренное лицо. Я еще в первый приезд заметила: у всех насельников колонии такие лица.
Вышли, начали разгружаться. Наши мужчины взяли инвентарь, печатную продукцию и понесли к проходной. Мы с Верой остались у машины сторожить музыкальные инструменты.
Подъехал отец Петр с матушкой Людмилой. Пока носили инвентарь, он рассказывал:
- Первый раз приехали сюда 9 лет назад. Тут был начальник – суровый мужик, генерал. Дал нам сперва от ворот поворот – «Нам тут попы́ не нужны!» А у самих колония печатной продукцией завалена: сектанты самые разные, свидетели Иеговы... Потом его уволили. И мы стали сюда ездить. А несколько лет назад здесь церковь построили.
Я посмотрела на золотые купола, видневшиеся за забором.
- Хорошо, конечно, что построили, - подошла Лидия Петровна. – Ведь это так важно, когда есть где душу отвести. У некоторых здесь ничего почти, кроме веры, и нет...
Вернулись наши прихожане, и мы пошли на контрольный пункт.
- Мобильные телефоны все оставили? – спросил отец Александр.
Телефоны в колонию проносить нельзя. Мы свои сложили в бардачок Диминой машины.
Начали проходить КПП. Впускали по трое. Первыми прошли Лидия Петровна, отец Петр и я. У нас забрали паспорта, дали бирку-номерок и бумажку с персональными данными. КПП было два. Перед вторым мы остались дожидаться остальных во внутреннем дворике. Отец Петр продолжал рассказ:
- Колонии уже больше ста лет. Когда-то здесь был приют для беспризорных детей и подростков, а женскоя колония появилась не так давно. Здесь разные сидят, и за убийство тоже.
Мы обратили внимание на вывеску рядом с дежурной частью:
«Здесь проходили съемки фильма «Вокзал для Двоих»». И фотографии Гурченко и Басилашвили.
- Надо же! – воскликнул отец Петр. – Сколько сюда ездим, а раньше не видели. Наверное, недавно повесили.
Мы тут же принялись вспоминать эпизоды из этого фильма, но воспоминания прервал Дима, который сказал, что матушку Людмилу не пускают, потому что у нее пропуск, а не паспорт.
Начали разбираться. Пришел охранник с рацией, начали бурно обсуждать отсутствие паспорта у матушки.
Лидия Петровна жестикулирует:
- Под мою ответственность! Я, я на себя ответственность беру,
Охранник говорит:
- А я нет.
- Ну как же быть?
- Тогда с начальником охраны договаривайтесь. Как он скажет.
Лидия Петровна позвонила начальнику охраны, и тот дал добро. Матушку Людмилу пропустили к нам, ко всеобщему счастью. Лидия Петровна кивнула:
- Сегодня добрый попался. А в другой раз была точно такая же ситуация – не пропустили. Устав есть устав.
Все с облегчением мысленно пожелали нынешнему начальнику охраны здоровья и счастья, и, пройдя через второе КПП, очутились в холле перед небольшим актовым залом.
Я с интересом его оглядывала. Что-то изменилось с прошлого раза – ко дню Победы явно все приукрасили. На стендах висела стенгазета с фотографиями фронтовиков. Образцы тюремной формы. Правила безопасности... Я закрыла глаза и снова открыла, представив, что сейчас не 2015, а, например, 1977 или вообще 1955. Разницы не было никакой. Ничто не намекало на то, что на дворе уже 21-й век. Здание было теплым, но, видимо, не ремонтировали его уже давно. Мы с Верой прошли в туалет. Я помнила, где он находился, и вела ее, попутно оглядывая стены, наверное, полувековой давности. А, может быть, и вовсе довоенной постройки. Я на мгновение отключилась от реальности, забыла весь этот двадцать первый век с его мобильниками, KIA и комфортом, вспомнила советские годы, которые я застала, будучи еще в школе. Почему-то вспомнилась пионерская комната в лагере «Звездочка». Там было точно такое же старое здание. С такими же деревянными дверями с облупившейся краской и высокими потолками. И находился этот пионерский лагерь в здании бывшей колонии и в итоге мало чем от нее отличался... И такие похожие стенды и стены, и похожее ощущение спазма внутри, и желание, чтобы это никогда больше не повторилось, и тяга зачем-то переживать это еще и еще... Мы ушли из этой реальности, а кто-то остался, но, как говорится, не зарекайся... и неизвестно, что от нас останется, помести нас сюда, и какие затравленные и напряженные девочки проснутся в нас.
- Это... всегда у них так? – Вера брезгливо поморщилась. Унитазы, видимо, не меняли, тоже лет пятьдесят. «Хорошие, советские унитазы», подумала я. На такие нужно вставать, а не садиться. Я помню такие в доме отдыха имени Куйбышева, в Тарусе, где мы отдыхали в начале 80-х годов 20-го века.
- Это еще хорошо! - произнесла я.
- Да, это еще хорошо! – подтвердила вошедшая следом охранница. – Им тут вообще неплохо - кормят, обуты-одеты, крыша над головой есть... Многие сюда возвращаются с радостью.
В актовом зале тем временем начали подготовку к мероприятию. Скудный аппарат – пара стоек, пара колонок, микшерный пульт и ноутбук. Сам зал был хорош, хоть и старенький – человек на двести максимум, с деревянной сценой и подиумом, в общем, как в старых советских ДК с их волшебной неповторимой акустикой. Я люблю такие залы – в них в принципе можно петь и без подзвучки, на то они изначально и были рассчитаны.
Пока мы расставляли пюпитры с текстами, поззвучивали инструменты и переодевались, в зал привели заключенных. Женщины самого разного возраста, от 18 до 70. Я встала за штору и разглядывала, чтобы вызывать нездорового ажиотажа – любой брошенный в их сторону взгляд порождал волну напряженного внимания. Женщины, сопровождаемые охранницами, потихоньку рассаживались.
Разные. Есть кавказской и азиатской внешности, но в основном славянские лица. Совершенно лишенные налета городской отстраненности – глаза в тебя так и впиваются. Я такое видела на поселковых концертах, но все равно не то. Есть удивительно юные, наивные даже лица. Краем уха слышу рассказ Лидии Петровны:
-... Послушаешь их, посмотришь на них – ну ангелочки просто, думаешь, и за что их так? А потом посмотришь дело – волосы дыбом встают...
Концерт тем временем начался. Вначале слово сказал отец Петр. Я вполуха слушала его слова про Победу, про русский дух и судьбу, и вспоминала статистику российских детдомов – именно этот контингент в подавляющем большинстве оседает в тюрьмах и колониях, и пошла эта замечательная традиция как раз со времен, недолго войне предшествовавших... и тянется эта традиция и не прерывается.
Вначале выступили Дима и Леша. Ну, мужчина с гитарой и микрофоном в таких краях – на ура. Пели Цоя и на безымянной высоте. Аплодисменты в такт фонограмме. Потом вышла Вера со своей «Балладой о зенитчицах».
Я видела, как напряженные лица (конкурентка, ага) разглаживаются, просветляются. Вера читает очень здорово. Я заслушиваюсь. В конце – шквал аплодисментов.
Потом опять Дима с песней – хитом Марка Бернеса, а потом – мы. Песни у нас были из репертуара Утесова, про бомбардировщиков. Конечно, когда публика увидела группу, ажиотажа в рядах это только прибавило. Я думаю, они вышли бы танцевать, если бы им разрешили. Вообще все это очень напоминало советские времена – и по виду, и по духу.
После этого все пошло довольно гладко и задорно. Особо понравился дамам Филипп, разговорчивый и улыбчивый бард с гитарой, певший Митяева и Розенбаума. Он в буквальном смысле всех поставил на уши. Наверное, если бы могли, его бы унесли на руках. А Дима со своими «Непридуманными историями» заполнял нишу разговорного жанра. Различные были-небылицы, сценки из семейной и производственной жизни и прочее – Задорнов, Жванецкий и иже с ним. Все от хохота чуть со стульев не падали. Все это перемежалось современными эстрадными песнями под минус. Я с изумлением обнаружила, что с удовольствием слушаю то, от чего в другое время плевалась бы. Внезапно милыми показались и «Любэ», и «Кукрыниксы», и попсовые «Непоседы»... Мистика.
Под занавес вышли все мы и хором спели «День Победы». Нам долго хлопали и не хотели отпускать.
После финальной песни на сцену вышла одна из местных начальниц, видимо худрук, долго нас благодарила, и объявила между прочим:
- Мы тут тоже времени даром не теряем, и хотим показать вам то, на что мы сами способны. Ну, мы, конечно, не профессионалы, но стараемся!
Позвали Катю. На сцену вышла девушка и спела под минус песню из репертуара Дианы Гурцкая Потом ее сменила другая - остроносенькая и с хвостиком, и более уверенно спела песню про судьбу. Запомнился ее тонкий, чистый подростково-мальчишеский голос.
А потом был танцевальный номер. На сцену вышли две девушки – одна с короткой стрижкой, другая в дредах, - в самодельных костюмах, и дали жару. В прямом смысле. Современный танец под какой-то музыкальный американский боевик. Танец был очень агрессивный и жесткий сам по себе, но одна из напарниц (та, что с короткой стрижкой, с татуировкой на массивных и странно обвисших, «сдувшихся» бицепсах) приковала наше внимание. Энергетика от нее исходила такая, что нас просто вжало в кресло, как при полете на реактивном самолете. Три минуты мы смотрели на них, не отрываясь, и выдохнули только тогда, когда танец кончился.
Женщин увели. Потом стали собираться и мы, и, пока складывали аппаратуру и инструменты, отец Александр нам рассказал:
- Она в прошлом КМС по тяжелой атлетике. Я не удержался и после танца подошел к ней, расспросил.
Обратно к КПП мы шли с матушкой Людмилой, Верой и Лидией Петровной, которая по пути нам показывала, какое красивое оформление сделали заключенные.
- Они тут много чем у нас занимаются. Есть кружки разные. А вообще мы их не строго держим, по сравнению с другими местами. И краситься разрешаем.
- Да, - произнес подошедший отец Александр. – здесть не строго. Не так, как в "Матросской тишине", например...
Уже за воротами колонии матушка Людмила рассказала нам, что Лидия Петровна взяла на воспитание двух детдомовских девочек.
- У нее старшая дочь своя есть, и еще двух она взяла. Одна уже школу закончила.
Попрощались со всеми – до следующего декабря. Сели в опустевшую машину, приготовились ехать.
- Фантастика! - сказал Дима, посмотрев в навигатор с целью изучения объездных путей на случай пробок. - Все зеленое.
- Может быть, у тебя просто красная краска кончилась? – отозвался отец Александр.
Мы, сидящие сзади, грохнули. Но невероятно же – воскресенье, вторая половина дня, а дорога свободная.
Чудеса.
*Гуманитарная помощь многодетным семьям в виде продуктов питания.
Мария М.
15.45, 10.06.15, Таисия
16.08, 10.06.15, Тютелька
16.23, 10.06.15, Таисия
16.52, 10.06.15, Тютелька
17.34, 10.06.15, Вася
17.43, 10.06.15,
17.55, 10.06.15, Вася
18.48, 10.06.15,
18.53, 10.06.15, Тютелька
18.56, 10.06.15,
18.58, 10.06.15,
22.40, 10.06.15, Дмитрий Свиридов
22.53, 10.06.15, Вася
23.29, 10.06.15, Татьяна Николаевна
00.36, 11.06.15,
Интересно что Тютелька с лёту узнала Васю.
00.44, 11.06.15, Дмитрий Свиридов
01.00, 11.06.15, Дмитрий Свиридов
01.08, 11.06.15, Редактор сайта
01.15, 11.06.15,
02.09, 11.06.15, Тютелька
Фобии не обозначены. Раскрывайте тему.
02.25, 11.06.15,
"Не огорчайтесь, милый друг",- врач стал чуть-чуть любезней,-
"Почти у всех людей вокруг история болезни".
Все человечество давно хронически больно,
Со дня творения оно болеть обречено...
Сам Первый Человек хандрил, он только это скрыл,
Да и Создатель болен был, когда наш мир творил...
Адам же Еве яду дал, принес в кармане ей,
А искуситель-Змей страдал гигантоманией...
У человечества всего то колики, то рези,
И вся история его - история болезни...
Живет больное все быстрей, все злей и бесполезней,
И наслаждается своей историей болезни.
(В. Высоцкий)
09.58, 11.06.15, Тютелька
А вот насчет тебя - тебе-то видать слабо свое настоящее личико открыть, так что пробавляйся анонимками, видать, за задницу-то пока никто и не схватит.
12.31, 11.06.15, Дмитрий Свиридов
13.22, 11.06.15, Тютелька
А вот то, что именно это вы отмечаете - уже о многом говорит. Обычно так пишут мужчины, которые от "сильных женщин" пострадали, да-да))) не сочтите за выпад, но обычно гендерные особенности здоровым и гармоничным людям по барабану, им суть важна.
21.08, 11.06.15, Дмитрий Свиридов
10.56, 12.06.15, Тютелька
Да и как можно рожать, заставив себя?))
При том, что вы дали самые общие характеристики, под которые можно подогнать добрую половину женщин (а то и две трети), вы так и не объяснили, где же здесь фобии, а где - личные сердечные предпочтения.
Много "со страхом", "тащат", "тяжело". Я вот хочу понять, почему это именно так делается, а не с удовольствием, легкостью и радостью. Точнее - почему вы именно так это описываете. Где счастье, где свобода и самовыражение?
12.40, 12.06.15, Светлана Галанинская
18.36, 12.06.15,
19.26, 12.06.15, Друг Паганель
19.28, 12.06.15, Брат Тук
22.07, 12.06.15, Вася
выпить даме дайте дайте.
дайте два дайкири даме.
дайте даме две медали
шоколадных под язык.
раз пробилась, пуст не ссыт -
в этом маскулинном мире
не уедешь на кефире
дальше собственной плиты.
вася вышел. водишь ты!
ЗЫ: стих не мой. афтора нагуглите, если что
22.21, 12.06.15, Тютелька
22.54, 14.06.15, Не Вася
Знать, в душе твоей - не мед
Не печалься! здесь - психолог
Что всегда тебя поймет
Эта встреча не напрасна
в недрах дьявольской Сети
Анонимно,безопасно
Можешь ты к нему прийти
Изложить про маскулинность
И про девичий позор
И про то, что здесь невинность -
Лишь фантазии узор
И про то, что лезут бабы,
Задвигая мужиков...
Полно, Вася! Жизнь - не сахар?
Облегчись - и будь таков!
17.40, 15.06.15, Вася
рассуждать про честь поздняк,
ты на Васю бы не злилась,
если было б все ништяк.
Грели б мужнины объятья
и поповски словеса.
Если б сестры были братья
если б стыд не жег глаза,
под красивым псевдонимом
разводить тут мутотень,
глазки опускать шкодливо
из-под тени на плетень
было б незачем. И впрок:
Вася ссыт - да в нем урок.
18.19, 15.06.15, Самарянка
нынче в гости - прямо к нам.
Плачет Пушкин, стонет Пушкин.
Вася пьет фенозепам.
Васе доктор прописал,
чтобы Вася наш не ссал,
Да при всем честном народе,
на ходу и на приходе,
и на суше, и в воде,
и в гряде, и в борозде
Психиатр пьет покрепче,
Видит женщин в страшных снах.
Наяву любить их нечем -
Сам их вид внушает страх.
Девиантных лесбиянок,
Многодетных матерей
Бойся, бойся, добрый доктор,
Уноси свой хер скорей
18.50, 15.06.15, Дмитрий Свиридов
20.12, 15.06.15, Теуникова
о делах своих трындеть
Сделал благо - так награда
не в Сети об этом петь.
Если в этом псевдониме
углядел ты, Вася, страх -
По себе ты судишь, видно
Свой, считай, мусолишь прах
И какой же ад кромешный
ты узрел в чужом пути?
Мне не жалко ведь, сердешный!
Хочешь имя? Вот, гляди!
Если ты впридачу скажешь,
где тут стыд и где позор,
От души я покуражусь
Под беспомощный твой ор
Ведь не часто развлекают...
И тем боле потому
Что ссыкотник обличает.
Слышишь, Вася, я к чему?
Ведь меня-то лично знаешь,
Знать, бываешь, где пою.
Что ж ты личико скрываешь?
Не боись, не заплюю.
20.18, 15.06.15, Теуникова
У меня вот подозрение, что вы латентный гомосексуалист и скрытый сексуальный маньяк. При этом гомосексуалистов вы скорее всего не любите. Я даже портрет ваш описать могу. Скорее всего длинные волосы носите (или в прошлом носили), пунктуальны и педантичны, в разговоре как правило вежливы, но придирчивы к деталям. Аккуратны, одежду любите свежую и вовремя постиранную.
Впрочем, я могу и ошибаться, я же не психолог. Но раз уж, как говорится, пошла такая пьянка...
01.04, 18.06.15, Дмитрий Свиридов
12.10, 19.06.15, Теуникова
А в остальном - кто что видит. И если вы на моей страничке усмотрели унисекс, короткие волосы, видимо маскулинные песни и определили мое поведение по жизни - значит вы так видите. И этому ничего не противопоставить. Как в том анекдоте - "Доктор, а где вы такие картинки берете?"
А про гомосексуализм и ролевую модель - это для меня что-то новое. Я думала - все гораздо проще, но вам, психологам, виднее. Повеселили от души, спасибо вам большое, Дмитрий, за содержательный диалог!
02.15, 20.06.15, Дмитрий Свиридов
00.49, 21.06.15, Теуникова
По-настоящему интересно не это, а то, что данный материал о колонии, на мой взгляд, совершенно невинный и лишенный актуальных гендерных вопросов, привлек парочку людей, скажем так, проблемных. Это отличное поле для исследований хорошего психолога.
17.53, 21.06.15, Светлана Галанинская
22.12, 24.06.15, Василий Михайлович