Серия Посиделки у интернета.
Глава первая.

Глава вторая. Актуальные советы. 

Эти советы есть везде. По сети гуляет много от совершенно бестолковых («главное – найти хорошего директора!») до весьма толковых (на портале Realmusic есть рубрика, где иногда выкладываются хорошие телеги о том, «как правильно выгнать нерадивого участника группы из коллектива» и др.) рассказов про то, как вам обустроить свою музыкальную жизнь. Лучшие из них содержат достаточно подробные инструкции, и на первый взгляд совсем непонятным покажется, чем от них отличается именно эта статья.

Вокруг огромное количество групп или исполнителей, не известных сообще никому, сидящих дома и сочиняющих свои вещи, и время от времени выкладывающих их в интернет. Или не выкладывающих (потому что они не записаны). Речь пойдет о том, куда, собственно, соваться, если вам сидение дома за компом не представляется достойным ваших целей, и если при этом у вас нет ничего, кроме этих, весьма туманных, целей.

Как известно, давать советы легче, чем действовать. И вот тут-то кроется главное отличие того, что мы хотим вам предложить, от всего прочего, пусть дельного и толкового. А именно – сейчас вы прочтете то, что возымело реальные результаты благодаря действиям совершенно реальных людей – не продюсеров,  не директоров, а совершенно реальных российских (а также из сопредельных республик) музыкантов. 

То, что написано, было неоднократно опробовано самыми простыми местными авторами и исполнителями с переменным, разумеется, успехом. А никто и не обещал всем и каждому успеха абсолютного. Тем не менее читайте и запоминайте – от того, как хорошо вы сумеете воспользоваться некоторыми из этих пожеланий, может зависеть ваше музыкальное будущее. Здесь собраны не всегда очевидные советы, помогающие собрать «в кучу» мозги и начать действовать. Если вы, конечно, хотите действовать, то есть концертировать, издавать альбомы, бывать в радиоэфирах и пр. Если вы студийный музыкант – эти советы вряд ли вам  пригодятся.

Итак, с чего начать молодой группе или автору-исполнителю свое продвижение, если у нее (него)  нет ни денег, ни преданной кучки фанатов, ни помещения для репетиций?

Репетиции. Если вы - молодые студенты, школьники, безработные, и денег у вас особо не водится, не спешите бежать на базу и забивать ее. Репетировать на базе имеет смысл в том случае, если у вас продуманы все партии. На первых порах можно собираться дома. Или найти пустующее отапливаемое помещение, что в разы проще, чем найти дешевую и хорошую базу, поверьте. Надо только не стесняться идти на контакт. Последнее актуально в том случае, если у вас есть родственники, которые не любят, когда в соседней комнате начинают шуметь.

Поиски помещения можно начать с ближайшего ДК, школы (училища), ДЕЗа или подвала. Вокруг, невзирая на большой спрос на городскую недвижимость,  много пустующих, никак и никем не задействованных каморок, которые могут находиться в шаговой доступности от вашего жилья.  Иногда идет в ход бартер – например молодые участники соглашаются раз в месяц поиграть на смотре местной самодеятельности взамен пользования помещением.

Вариант для бедных, но дружных: продумывать партии барабанов можно, стуча по коробкам, ведрам и т.д. Если серьезнее подойти к делу, можно обойтись и "малой" установкой (рабочий-хэт-тарелка), которую можно таскать с собой, электронными барабанами и т.д. Бас (если он не акустический) обычно легко подзвучивается любым мини-комбиком или колонкой. Резюме – все репы «на звуке» устраивайте уже тогда, когда все остальные партии «причесаны». Так вы сэкономите деньги и время.

Полезно также владеть софтом (Cubase, Fruity Loops и пр.) для прописывания партий в комп (если вы автор). Таким образом, при наличии определенного профессионального уровня у музыкантов и способности самостоятельно работать над материалом, можно знакомить их с партиями по интернету. Это полезно также и для представления, в каком стиле должна быть разучиваемая вещь.

Демо-запись.

Это первое, с чего нужно начать свое продвижение. Точнее первое, чем нужно озаботиться. Зачем – понятно, надеюсь, без излишних объяснений. Нет, бывают варианты, когда банда или автор играют на капустниках, тусовках, годами не имея хороших записей, и таким образом подтягивают свою публику. Это тоже путь (могущий длиться десятилетия). Но оттого, что вы потратите время и деньги на хорошее  качественное демо, хуже точно не будет.

Теперь важное – как собственно подготовиться к записи демо? Во-первых, дома у каждого нынче имеется компьютер. Вам необходимо будет сделать черновики, используя ваши рабочие записи,  чтобы на студии с партиями не разбираться. И, таким образом, сэкономить деньги, которые лучше потратить на сведение. Качество в данном случае вообще не принципиально. Важно именно понимание, как должны звучать партии. Для этого подойдет любой софт на любом ноуте, никаких микрофонов и шнуров вообще не надо. Все легко пишется на встроенный микрофон. При желании, умении и возможности используются электронные барабаны, басы и пр.

Далее – студия. Совет – не ходите на непроверенные дешевые студии. Посоветуйтесь со знакомыми, послушайте записи местных неплохих групп. Поймите, что вам надо, и, исходя из этого, ищите студию, а именно – звукорежиссера, специализирующегося по вашему жанру. Лучше, если вас будет записывать тот, кто в музыке данного жанра разбирается. Созвонитесь с ним. Не бойтесь задавать тупые вопросы. Если он не будет раздражаться, значит, с ним можно работать. И – главное! – как огня бойтесь тех, кто сразу же начинает: «а я бы эту партию сыграл бы вот так» или «это похоже на Кинг Кримзон, только в 10 раз хуже». Нормальный звукач ценит свое время и ваше, и не будет лезть куда не просят, не являясь вашим худруком (если его специально об этом не попросит). Именно поэтому в этом деле важны рекомендации.

Отдельный совет. Поверьте, что один из худших способов сделать демо для не очень хорошо умеющей играть группы - запись внакладку. Получается мертвечина, дохляк и тухляк. Советую вам максимальное количество инструментов сыграть в режиме "лайв" - таким образом вы не спасетесь от косяков, но живость не потеряете, а это куда важнее! В конце концов "сверху" можно прописать партию духовых, клавишных и прочих неритмообразующих инструментов. Также это касается вокала - его лучше писать отдельно, для последующей возможности обработать. Но если вокалист уверен в себе - то, при условии всех заранее выставленных обработок  (а точнее при умении звукача писать «живяк»), его "чистовое" пение с группой только улучшит результат.

Разумеется, это не касается тех групп, которые пишут электронную музыку.

Важно! Не забывайте трясти за шкирку звукопера и делать копии исходников! Сколько хороших записей кануло в небытие из-за того, что у недобросовестного звукорежа полетел комп, а копий не осталось! Будьте бдительны!

Видео.

Это в наших меняющихся реалиях - самое главное. Собственно, видео тоже входит в понятие «демо». Хорошо иметь хорошее концертное видео. Но, если у вас его нет, срочно им обзаводитесь. Наймите двоих-троих ребят с камерами, не поскупитесь выложить за съемку и монтаж. Вызовите звукача, который синхронно будет писать аудио. Сделайте хороший лайв - за несколько дублей вы запишете нестыдный вариант, который потом и будете рассылать по разным клубам-фестивалям.

Если кто-нибудь у вас освоил Вегас и прочие программы - недурно будет делать видео, подкладывая под него ваши уже готовые саундтреки. Пиар даже такого видео в Ютубе, на каналах типа ELLO и прочих, занимающихся молодыми музыкантами - вещь стоящая. Вообще видео - это сила, это основная вещь, это локомотив вашего продвижения. Чем больше хорошего видео, тем лучше.

Важно! Избегайте выкладывать в интернет плохое видео и просите ваших друзей, чтобы они не оказывали вам такую медвежью услугу, наполняя таковой продукцией видеохостинги. Нет ничего хуже самопального видео, снятого на мобильный телефон и превращающего ваш коллектив в сборище унылых тупых лабухов с отсутствием саунда. В большинстве случаев оно именно так и выглядит. Предупреждаю, что вы таким образом рискуете поссориться с вашими доброжелателями выкладывающими видео. Советую им вежливо все объяснить и положить в Ютуб в закрытый просмотр, типа "для себя", для анализа и работы над ошибками. Большинство вменяемых людей способны понять такое объяснение.

Фестивали, эфиры и лейблы. Не спешите себя предлагать крутым продюсерам. А вот заявки на  фестивали, эфиры, интернет-радио и ТВ, региональные радио и ТВ - это дело. Для этого вам ваши демки и пригодятся.

Нынче принято считать, что издаваться на физическом носителе необязательно. Это ошибка. Если у вас есть реальный диск или сингл в хорошей упаковке – вы его как минимум можете распространять на концертах (за деньги). Не факт, что он окупится, но многие независимые музыканты до сих пор неплохо зарабатывают на  этом. Тем более, альбом или сингл – это то, что всегда можно подарить каким-нибудь важным людям, и они (люди) иногда это даже могут послушать.

Поэтому ищите те лейблы, которые подходят вам по формату. Это могут быть маленькие независимые коллаборации. Недооценивайте их возможности – они, в отсутствие обанкротившихся лейблов-гигантов, становятся все более актуальны на музыкальном рынке как производители физических носителей, и могут стать вашей поддержкой на долгие годы.  

По поводу эфиров и фестивалей. Самое главное – знайте: заявлять о своей команде можно, и не имея команду как таковую. Участие в фестивале (эфире) – хороший повод для того, чтобы собрать группу. Многим музыкантам важно не играть « в стол», а видеть, что имеется реальная возможность себя показать. Не переживайте, что демо у вас записано одними участниками, а играть вы будете с другими (бывает и такое).

Перед ответственным фестивалем настоятельно рекомендую устоить концерт "для своих" (а лучше не один), чтобы не чувствовать себя на сцене неуверенно в случае дебюта. Прохрамма обкатывается не сразу, вы "зазвучите" раз на десятый.

Касаемо эфиров – нет гарантии, что вам подойдет шоу типа «Голос», но ведь работает же! Главное – не думать, что после удачного попадания в эфир вы проснетесь знаменитым. Знаменитыми после таких эфиров просыпаются те, у кого этот процесс уже шел по нарастающей. А для вас это – кирпичик в построении вашего мостика к публике. Поэтому ищите контакты нужных людей, высылайте демо, не стесняйтесь задавать вопросы тем, кто туда уже попал, как им это удалось (например напишите вконтакт).

Вот примерный список существующих музыкальных шоу, он может меняться (что-то закрывается, а что-то новое открывается), вам может что-то из этого не нравиться, но вы должны быть в курсе происходящего. Много времени ознакомление с ними не займет, а быть в курсе происходящего еще никому не повредило.

Большая рыба (Весна ФМ)
Живая музыка на Дожде
Свое радио
Правда.ру (ФаноТека)
Ургант-шоу
Главная сцена (russia.tv)

Клубы.

Не спешите сразу рассылать демки в знаменитые "пафосные" клубы, если не уверены, что их соберете. Лучше обкатывать программу, начиная с мест попроще. Начинайте с бесплатных выступлений. Такие места, где можно это организовать, есть в любом крупном городе. Не брезгуйте квартирниками, если жанр вам позволяет. Квартирник - это способ донести свое творчество до людей минимально  затратными средствами.

Объединяйтесь с близкими вам по духу группами и авторами, но не переусердствуйте. Слишком часто в сборных солянках участвовать не стоит, а то народ привыкнет и перестанет ходить на ваши сольники. Уважайте себя и не играйте в тех местах, которые явно не соответствуют вашему формату. Отрицательная реклама к сожалению имеет место быть, поэтому остерегайтесь играть в местах с отвратительным звуком. Лучший способ превратить хорошо играющую группу в плохо играющую - поганый звук. Во избежание казусов со звуком стоит обзавестись штатным звукорежиссером или нанимать проверенного и толкового.

Несколько слов про обломы, или если вас «завернули». Никтогда не думайте, что если «этот арт-директор» или «этот менеджер» плохого о вас мнения, то это навсегда. Скорее всего, он скоро о вас забудет, так же как впечатление, произведенное вами на него. Поэтому не бойтесь стучаться дважды в одни и те же двери, даже если первый раз отфутболили. Разумеется, портить о себе впечатление скандалами и пакостями совсем не стоит. Ну, вы меня поняли. Даже если он  (арт-директор)  повел себя как гад последний – поставьте себя на его место. Сколько у него таких, как вы? У него вредная работа. Пошумит и забудет. Забудьте и вы. И еще – директора и арт-менеджеры имеют свойство меняться. Поэтому если в клуб Икс вас не взяли - попробуйте сунуться туда через полгода, вдруг там новый арт-директор.

Гастроли.

Это всегда необходимо. На периферии часто слушают музыку охотнее, чем в столицах, а столичная публика часто предпочитает активные команды из глубинки местным лентяям. Люди, которым вы понравитесь, будут о вас писать в сети, и таким образом будет происходить узнавание в том числе и в вашем городе. Действуем по принципу нарастания критической массы - чем больше о вас упоминаний, тем лучше.

Не стесняйтесь себя предлагать. Если вы автор-одиночка - это самый удобный вариант. Организовать выступление одному или двум-троим членам группы в разы проще, чем вывозить на гастроль группу из 6-8 человек. Поэтому продумывайте "малые" (а также акустические) составы для гастрольных вариантов. 

Имеет смысл кооперироваться с местными группами - в своем городе они вас представляют и приводят на вас народ, вы - в своем. Узнавайте о региональных фестивалях, конкурсах, сборных солянках и не стесняйтесь себя предлагать. Кто себя не предлагает – о том никто не узнает.  Старайтесь составлять гастрольный график, захватывая по возможности близлежащие города. Например, вы едете в  Кислинск, а по соседству есть Сладковск с двумя пабами, где постоянно играют местные группы. Вступайте в контакт с менеджерами и арт-директорами заведений и говорите им, что вы будете проездом и можете у них сыграть. Денег просить в такой ситуации может быть неприличным, но, если вам повезет, вы соберете в "шапку" или наторгуете дисков, и вообще произведете впечатление, вас в Сладковск пригласят уже на других условиях.

Совет: по возможности вступайте в контакт с музыкантами, которые уже были в тех городах, в которые едете вы, и играли в тех клубах, в которых вы собираетесь играть. Расспросите их о нравах местных промоутеров и арт-директоров. Это имеет прямой смысл -  если с кем-то из них связываться не стоит, лучше узнать об этом заранее.

В городе, в котором вы не живете, достаточно сложно устраивать промо своей музыки, поэтому 80 процентов успеха в этом вопросе обеспечивает приглашающая сторона. Тем не менее обязательно оповестите свою публику в интернете о том, что вы приезжаете в такой-то город – вдруг у них окажутся там знакомые, и они вас им порекомендуют. Делайте рассылки афиш по всем интернет-ресурсам этого города сами или проверяйте, сделал ли это организатор концерта.

Интернет.

О продвижении в интернете групп написано как раз больше, чем о чем-либо, в том числе и на страницах нашего лейбла (http://soundrussia.ru/post?id=1164), поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что  наличие ваших страничек на фэйсбуке и вконтакте не отменяет нужности и полезности персонального сайта. Нынче сайты делают на уже готовых движках (WordPress и др.), что упростит задачу. О ресурсах типа вконтакте могу сообщить только хорошая. Рассылка ваших новостей, ведение группы с регулярным обновлением новостей, подписка на персональную страничку – вещи, дающие возможность прямой связи с вашей публикой.

Пресс-релиз, фото и имидж

Казалось бы, в нынешних меняющихся реалиях нет ничего бесполезнее пресс-релиза.

Но нет ничего неприятнее, поверьте, когда о вас пишут НЕ ТО. Да еще и с ошибками. Для региональных газет (куда вы вполне можете попасть), интернет-изданий и афиш, клубных и информ-музагенств рассылок невероятно важен готовый  ГРАМОТНЫЙ текст с правильным позиционированием и хорошим фото. Если вы рокер, а вас назовут рэпером - лучше от этого никому не станет. А (вы будете смеяться) частенько именно так и происходит. На самом деле никому не интересно и лень копаться в вашем творчестве и составлять отдельный текст (такие люди есть, но мало, и им за это поклон и уважение). Это может быть текст, составленный из отзывов зрителей. известных людей и журналистов, а может быть составленный вами или вашими друзьями, владеющими мастерством печатного слова. Он не должен быть каким-то особо изощренным и изысканным с литературной толки зрения, но он должен объяснять, как вы называетесь, какую музыку играете, в каком стиле (стиль неважен, важно в краткой форме донести, С ЧЕМ зритель столкнется, услышав и увидев вас, и что ему от вас ожидать). Максимальная точность здесь важна.

Разоритесь на фотосессию (если у вас нет фотографа-практиканта, который рад будет пощелкать вас бесплатно). Сделайте стильное фото, потому что ничто так не портит настроение, как хреновые фотографии, снятые на мыльницу (это не шутка). Вы должны показать себя с выигрышной стороны, с лучшей, а не с худшей. С худшей вас покажут другие.

Подумайте, во что вы (и члены вашей группы) будете одеваться на концертах. Походите по магазинам, попримеряйте одежду, кажущуюся вам любопытнй. Полистайте журналы. Представьте, как бы вы хотели выглядеть в идеале.

Все это является тем, что зовется имиджем.

Имидж - это вообще очень тонкий и неоднозначный вопрос. Много копий поломано на предмет его, много грязи вылито на счет местных музыкантов, считающих, что...

Если вы считаете, что в вашем случае важен не имидж, а содержание - ваше право. В конце концов это творчество, здесь можно все.

Но при этом никогда не забывайте, что в мире огромное количество людей, которые судят по одежке. Которые и за внешностью тоже идут на концерт. И если вы настолько харизматичны, что будете блестяще смотреться в любой драной рубахе - ваше право! Но не забывайте. Вас будут обсуждать и фотографировать. В конце концов, драная рубаха или нелепая юбка тоже могут быть частью имиджа. Короче, ваша задача - быть органичным, имиджем ПОДЧЕРКНУТЬ ваш посыл, а не размыть его.

Не пренебрегайте ничем. Это все работает на вас.

Фрося Галкина

комментарии
 
23.55, 05.05.15, Александр
Фрося молодец.
 
01.38, 17.07.15, А. Кулаев
Толково!
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 _    _    _    _     _  _     ______    ______  
| \  / || | || | ||  | \| ||  /_   _//  /_   _// 
|  \/  || | || | ||  |  ' ||   -| ||-     | ||   
| .  . || | \\_/ ||  | .  ||   _| ||_    _| ||   
|_|\/|_||  \____//   |_|\_||  /_____//  /__//    
`-`  `-`    `---`    `-` -`   `-----`   `--`     
                                                 
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания