23 марта в московском клубе "Гренадин" ожидается большой сольник оркестра мистического фолка "Рада и Терновник". Пока всем желающим из числа причастных предлагается называть группу так. А что будет дальше - никто не знает. Накануне концерта Рада рассказала про радость интуитивных содружеств, новых трансовых песен и музыкальных путешествий между мирами. А еще - про то, зачем ходить на концерты в эпоху Кали-Юга. И почему для восприятия творчества "Рады и Терновник" знание русского языка не обязательно.
Подробности: https://vk.com/event141339472
И пока еще недорогие билеты: http://3tickets.ru/event.php?eid=360
-- Последние несколько месяцев вы играете новым составом: две электрогитары, перкуссия и колесная лира. Иногда еще добавляется саксофон и прочие диковинки. Это просто очередной эксперимент, коих было уже много? Или..?
-- Я не могу сказать, что это новый состав и мы этим составом теперь будем всегда и везде играть. Нет, это, скорее, возвращение к очень веселой ситуации начала двухтысячных, когда «Рада и Терновник» - это было содружество музыкантов, друг друга понимающих, ощущающих и, кроме того, любящих и умеющих импровизировать. Эмоциональное, радостное, странное содружество. В него входило довольно много народа, была даже шутка в те времена – «Рада и Терновник» два раза в одном составе не играют. Это было не только весело, в этом была некая правда, в том смысле, что мои песни – они явление природное и они целиком из мифа. А миф такая штука – он живет по своим законам, там свое время, свой хронотоп, свои правила. Для пространства мифа такое сообщество очень органично.
-- А почему вы сами обозначили нынешний состав как оркестр? Большой электрический состав со скрипкой и виолончелью вон тоже был похож на оркестр, да еще как, но вы его так не называли...
-- «Оркестр» - ну… это скорее шутка. У меня просто времени и сил не хватает, чтобы делать из «Рада и Терновник» психоделическое (в музыкальном смысле) сообщество музыкантов, перформеров, ви-джеев, но как раз это и было бы мне сейчас интересно. Так что, я возвращаюсь к текучести и спонтанности. И… я не знаю, кто именно прозвучит, например, 23 марта.
Мы не симфонический оркестр, конечно. А скорее, оркестр Гамелан. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Гамелан
-- Самоирония?
-- Ну да, это же все как раз про нас. Все сходится: "неземное" и диковатое, на первый взгляд, звучание, приоритет ударных и струнных, импровизация…
-- Есть ощущение, что новое звучание одновременно стало и аскетичнее, и элемент импровизации усилился? Я не ошибаюсь? Концепция звука изменилась?
-- Сейчас импровизация – это наиболее важное для меня. Следовать голосом, музыкой по некоему в сумерках нащупываемому пути. Видеть этот путь и находить его наощупь именно в процессе творения музыки. Это импровизация. Музыка пути. Сейчас для меня очень важна руна Raido – руна пути-дороги и пути между мирами. Мы живем в проницаемом мире. Музыка, поэзия, рисунок – это возможность увидеть эти сквозящие миры. Импровизация – это способ музыкой, голосом идти по ниточке между мирами и увлекать за собой слушателей в это бесконечное путешествие. Это возможность постоянно делать и ощущать новое, не костенеть, порождать новые нейронные связи в мозгу, в конце концов. Наша пластичность, умение ощущать и видеть новое – это нарабатываемый навык и мне интересно постоянно делать новое самой и отдавать людям – новое. Так мы – я и наши слушатели движемся вместе. Это просто интересно.
-- Это совместимо с аскетичностью саунда?
-- Ну, если про нынешний момент времени, то на каких-то концертах – да. Что тоже здорово – малым составом (когда мы играем втроем) можно быстро вспомнить старые песни, сделать за репетицию несколько новых композиций. Опять же, втроем легко ездить в гастрольные туры! Но это также серьезная и интересная задача – выдавать максимум информации и эмоций – втроем. И это уже получается! Джон Кукарямба у нас много поет – причем, не стандартные подпевки-бэки, а песни-путешествия. Он попадает в то же пространство, из которого приходят песни и поет песню про мою песню. Похоже на шаманское путешествие. Он поет нечто, что из пространства между мирами. Мы понемногу используем электронику, я осваиваю гитарные “примочки”. Короче, идея в том, что втроем мы можем рассказать очень много, при этом, мы максимально пластичны и открыты для импровизации и сотрудничества с другими музыкантами.
-- Это вы про Кирилла Паренчука с сопрано-саксофоном и табла и Михаила Коровина с колесной лирой (а может, еще и с бас-гитарой)?
– Да, тут уже я бы не говорила об аскетичности звучания. Не только, кстати, с таким составом. Легко играть с Виталием Погосяном (дудук) – думаем, что он с нами будет 9-го апреля в питерском клубе PLACE. С Сергеем Летовым, да много с кем хочется поиграть! Идея импровизации и открытости будет постоянно приводить к все новым оркестрам. А втроем очень легко и удобно синхронизироваться с любым пространством, потому что проще засинхонизироваться между собой и играть музыку и петь песни каждый раз немного по-другому – учитывая и соотносясь с ощущением пространства, природы, погоды, зрителей и так далее. Все же, мне очень важно создавать энергетически открытую структуру, в которой создается некий портал, некий открытый и зияющий разрыв между мирами, между небом и землей. Этот разрыв наполнен и сквозит бесконечностью и тем, что более нас. А уж что именно каждый из нас возьмет из этого первобытного хаоса – зависит от берущего, за чем руку протянет, то и возьмет. Хотя, иногда люди просто пугаются того, что больше их – это тоже нормально. Наша музыка не для боязливых.
-- Вашу музыку ведь часто относят к психоделическому року. Но это ж в общем не совсем музыкальное понятие. Где его границы - Бог весть) Что такое психоделичность в вашем понимании? Почему вы считаете, что ваше творчество - психоделика? Оно вызывает изменение сознания?
-- Изменение сознания, да, кстати, вызывает. Опять же, это не я придумала. Это я слышала от огромного количества слушателей обоего пола и самого разного возраста. В голове возникают яркие образы, ощущение того, что пространство раздвигается и пр.Там вот есть опять же ссылка на отзывы слушателей. Часто, со ссылками на их странички в соц.сетях – можно полюбоваться красивыми лицами наших слушателей. Я считаю, что это абсолютно нормально и прекрасно. У нас есть идиотская идея соединять слово «психоделический» исключительно с галлюциногенными препаратами. Ну… Каждому свое же. Я про музыку. А тут никаких особых сложностей нет.
-- Психоделический эффект возникает за счет особенностей звучания?
-- Да, можно посмотреть Википедию, например: «Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов, различные акустические эффекты, нестандартные гармонии, вызывающие состояния иррациональной реальности, отрешённости у слушателя.» См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Психоделический_рок
Вполне все подходит : у нас развернутые гитарные соло с использованием ряда гитарных эффектов, в том числе, пространственных (а не только фуззы хард-роковые). Огромное внимание уделяется именно звуку, нет, даже Звуку. Звуку гитары, голоса, работе над звуком. Это не эксперимент ради эксперимента, а очень тонкая работа по нахождению истинного звучания, того, что должно быть в музыкальной композиции. И да, мы стараемся отходить от штампованных ходов. Музыка может быть очень сложносочиненной, но ужасно банальной одновременно. Это получается, когда музыка идет «от головы» - получается кроссворд такой. А вот уловить музыкальные ниточки из пространства и по ним идти в импровизации – это психоделия, это одновременно просто и сложно.
-- Но у вас не психоделические тексты в общем, а скорее литературные. Близкие к символизму, несмотря ни на что. Там мысль обычно имеет бОльшее значение, чем самодовлеющие образы.
Или новая программа призвана изгонять литературность в пользу психодела?
-- Тексты у меня визионерские, как у акына – что вижу, так то буквально и пою.
-- Ну, визионерские тексты не всегда антилитературны...
Программа, которую вы сыграете на большом сольнике в Гренадине 23 марта - пролог нового альбома. Каким он будет?
-- Да, мы уже играем те песни, которые войдут в альбом. Я не знаю, каким он будет. По музыке – очень разнообразным и с большим количеством музыкантов. И я хочу идти по спонтанному пути. Это круто. Когда я общаюсь с хакасской шаманкой Шончалай и она говорит, что слышит чатхан (хакасский инструмент) в песне «Кали-Юга» - я понимаю, что надо записать чатхан. Я сама так часто слышу инструменты. Я не хочу придерживаться неких концепций музыкальных в новом альбоме. Эти песни написаны почти все в одно время, за небольшой промежуток времени. Все песни будут новые. Каждая песня будет записана так, как она, песня, того потребует. Где-то будут ударные, где-то будет чатхан, где-то флейты, где-то саксофон.
-- В сети уже активно ходят лайв-видео с новыми песнями - "Кали-Юга" и "Вороненок" (посвящение Егору Летову). Если судить по этим вещам, - основное настроение будущего альбома - светлая печаль отчаявшихся. И мощнейшие тексты.
- Да, по стихам получается очень сильный альбом. По музыке очень разнообразный. Будут и активные, драйвовые песни. «Милая» - это яркое и отчаянное танго, например. А еще будет «Сирин с Алконостом» - мы ее пока на концертах не играем, но уже продумали саму композицию – прозрачная и очень красивая песня, сказочная. Но об этом – потом.
-- Если я правильно понимаю, в ваших нынешних песнях ритм уже важнее мелодии?
-- По-разному. Есть очень ритмичные вещи, но будет и несколько совсем распевных, протяжных, более привычных. Я часть песен продумывала на электрогитаре, отталкиваясь, в первую очередь, от пульсации, от ритма. Мне сейчас очень интересна идея таких трансовых песен, когда идет довольно долго повторяющаяся пульсация, внутренне немного меняющаяся. Это очень архаично и пробуждает какие-то яркие внутренние механизмы. Тело ощущает такую пульсацию как очень естественную и правильную.
-- И люди на концертах начинают танцевать...
-- Да, еще как! И я очень хочу сотрудничать с танцорами Буто, на нашем концерте 29 декабря в пространстве мастерских художников в Милютинском переулке танцевала Виктория Фабер и это было очень правильно. В Санкт-Петербурге с нами выступала Тая Савина – ее танец был иным, но тоже из пространства Буто. Я рада, что 23-го марта танцоры Буто Елена Ермак и Виктория Фабер снова будут вместе с нами. Буто - это параллельный мир. И мне кажется, что именно он сейчас хорошо соединяется с нашей музыкой и энергией. Это как раз про пробуждение внутренних механизмов (в том числе).
-- Что все-таки остаётся живущим в эпоху Кали-Юга? Есть ли вообще смысл на концерты-то ходить?
-- На наши – есть. Мы не делаем вид, что Кали-Юги нет, но и не впадаем в уныние и не предлагаем пластмассовые игрушки вместо ощущений. Мы даем энергию, мы ей делимся – своей энергией и той, что рождается из музыки. Создаем то пространство, в котором можно ощутить другой, чистый – воздух. Либо напитаться другими ощущениями и сохранить эти ощущения. Либо напитаться энергией музыки – до горячих ладошек. Либо развить свои ощущения, что тоже важно. Либо все это вместе. Все это – исключительно из отзывов наших слушателей. Сейчас я ничего от себя не сказала. Наоборот, не рассказала многого. Можете сами почитать - http://rada.rinet.ru/ru/pressa/222-kontserty.html
-- Я уже впечатлилась. У вас очень чуткие и откровенные слушатели...
-- Да, на наши концерты не ходят экзальтированные девочки. Им как раз не очень нравится, для них «Рада и Терновник» - это перебор и слишком.
-- После Москвы везете программу в Питер и в Европу. Рассчитываете играть русскоязычной публике или не только?
-- Мы уже играли в Европе и как раз НЕ для русскоязычной публики, в основном. Русскоязычная публика за границей в массе своей хочет «Ленинград», веселые матюки и танцы. Повторюсь, в массе своей, это не исключает того, что на наши концерты приходили и, думаю, будут приходить прекрасные и умные люди, некогда уехавшие из России. У нас очень много импровизации, инструментальных кусков, свободной переклички двух голосов (моего и Джона), глоссолалий, так что никаких языковых барьеров я не вижу. Мы уже ездили с программой намного более текстовой и ко мне подходили французы и говорили – «о, все понятно! Это энергия, она понятна!» А в этот раз будут импровизации с глоссолалиями и семи-десятиминутные песни, где две минуты – текст, потом импровизация, музыка, распевы и пр. Чего жду… Мне хочется ездить по всему миру с концертами. Мне это интересно. Вот, начинаем.