22 октября в клубе China-Town прошел уже 4-й по счету ежегодный фестиваль "Длина волны", который его организаторы склонны определять как фестиваль «музыки, создающей смыслы». 

На этот раз на сцене можно было увидеть "Сегодня в мире", группу "Гужевая повозка", "Dagara Project", "Магелланово облако", Евгения Кубынина из проекта "Зимавсегда" и группу "Обними кита" во главе с Евгенией Рыбаковой.
Все эти музыканты принадлежат к разным поколениям, играют разную музыку и имеют очень разную аудиторию. "Удастся ли объединить их слушателей? И так ли много будет пресловутых «смыслов», в которые эти слушатели будут готовы погрузиться, как обещают организаторы?" Вот о чем подумала я, подходя в тот вечер к Чайна-тауну.
Сразу скажу, что фестиваль меня порадовал гораздо больше, чем я ожидала. Даже моя ключевая опция "нон-стоп-анализ" отключалась в пользу кайфа.

"Сегодня в мире": романтики с больших окраин

К началу сета группы "Сегодня в мире" зал уже был заполнен. Это свидетельствовало или о дисциплине, неожиданно обретенной обычно расхлябанной клубной аудиторией, или – как вариант - о том, что фанаты "Сегодня в мире" среди присутствующих в зале в этот момент преобладали. Тот факт, что именно эта группа открыла фест, стало большой удачей для сего благословенного мероприятия. Начало было внушительное:  публику никто не раскачивал, не "грел", не "заводил", ей сразу показали смысловой класс. И если уж говорить о пресловутых смыслах, то тексты "Сегодня в мире" чрезвычайно хороши. Песни в исполнении Сосницкого и Серякова всегда несут в себе некий обреченно-спокойный анализ всего сущего - с некоторым (а как же иначе?) романтическим налетом. И сила их в этой самой невозмутимости. Наверное, именно так сегодня и выглядят традиции русского рока, переведенные в русло модной «новой искренности» и «городской романтики», о которых я еще не раз в тот вечер вспомнила. 

"Гужевая повозка": поющий мыслитель

Пока отстраивалась группа Константина Тарновского, я бродила по клубу, незаметно разглядывая зрителей. Интересно: большинство явно моложе меня. Но ко второму сету стало совсем тесно и перемещаться было непросто. Дойдя, тем не менее, до раздевалки, обнаружила стайку юнцов в черном (судя по всему фанатов Дагары), которые, стоя там, слушали концерт через стенку (зато не в тесноте). Благо звук был отменный. После  группы "Сегодня в мире" вполне органично слушалась именно "Гужевая повозка". Два эти коллектива, в отличие от остальных, можно без натяжек назвать продолжателями лучших традиций нашего коллективного «всего» в русском роке. Пока "повозка" играла сет, я успела помянуть добрым словом Цоя, БГ, Макаревича, "Крематорий", "Центр" и даже "Мумий Тролля". Про "Битлз"-  которых, если поразмыслить, тоже можно смело отнести к русскому року (кроме шуток!) напоминал барабанщик. Как своей манерой игры в духе Ринго Старра, так и его, Старра, фирменной улыбкой.
Приятно удивила редко исполняемая на коцертах нетривиальная баллада "Сафронов" – о странной и полной парадоксов судьбе дочери и отца. А на песне про наукоград  ("Дубна") прорезался самый отменный драйв и, кажется, большую часть зала (и меня неожиданно) просто унесло. Во всяком случае, сидевшие за столиками в основном сидеть перестали.
Конечно, было бы здорово, если бы в этой команде появилась вторая соло-гитара, превратив трио в квартет, потому что в нынешнем виде звучание кажется чуть более аскетичным, чем хотелось бы. Но я понимаю, что искать музыкантов в наше время мегасложно. И еще. Некоторая статичность и "застегнутость" солиста на сцене смотрелась непривычно на фоне общей энергетики, ярких текстов и запоминающихся мелодических ходов. Наверное, это вполне можно считать личной фишкой Тарновского. Но вот если бы он сразу (а не потом, в зале) надел свой прекрасный белый пиджак!

Dagara Project: девочка без спичек

Следующей была молодая команда Dagara Project. На сцену вышло 6 человек в черном под предводителством маленькой девочки Даши Орловой в очках и в балахоне с крестом на спине. Девочке было хорошо. Она ни на чем не играла, а только пела, пританцовывала и общалась с публикой в провокационном стиле ранней Земфиры. К сожалению, Дагара играла не в электричестве и того плотного, красивого звука, который есть на их студийных записях, я не услышала. И мегахит "Родом из войны" не случился. И скрипка почему-то звучала, как губная гармошка.  И "зажечь" не получилось. Правда, фанаты все равно были в восторге и хором пели: "Чем шире ты раскрываешь объятья - тем проще тебя распять" . 
Когда я посмотрела на фанатов Дагары и на то, как зал ощутимо подопустел после их ухода, мне окончательно стала ясна разница между популярным музыкантом и культовым. Культовый - тот, у кого стабильная фан-база кочует с концерта на концерт. И работа идет исключительно на эту базу. Которая, как правило, некритична по отношению к своему кумиру. 
А популярная группа играет, стремясь расширять аудиторию. Она может вписаться в любой контекст и сама его формирует. Ее поклонники приходят слушать музыку - музыку «вааще» и  к особому сектантству обычно не склонны.

Магелланово облако: осколки рваной мечты

Сергей Дворецкий и группа "Магелланово облако" были специальными гостями феста. И исполнили всего 6 песен. Меня поразил их звук. Группа набрала профессионализма за последние годы и приобрела безупречную сыгранность. Я хорошо помню, как они играли вживую раньше, энное количество лет назад. Это звучало по-другому. А сейчас мелодично и драйвово, в духе «Аквариума» "среднего" периода (времен "Детей декабря" и "Дня серебра"). В сочетании с грамотным и агрессивным маркетингом это, конечно, способствует растущей популярности. У солиста даже появились четкие звездные замашки. Однако качество текстов за эти годы в лучшую сторону не изменилось. И добавилась проповедь попсового дзена со сцены. Если бы не было этого, всяких "осколков рваной мечты" и "в забитых проходах концертного зала бездна раскинет свое одеяло", то пресловутых смыслов стало бы побольше и смеяться, слушая эти новые песни о высоком, не хотелось бы.
 

Евгений Кубынин: Вертинский и Гришковец в одном лице

Главным открытием вечера для меня стал Евгений Кубынин. Он показался чересчур человечным для инди-идола. Вот явно не хватало ему киборгианства героев журнала "Афиша". 
Женя  вдруг прервал песню, когда заметил странно танцующую перед сценой фанатку, и спросил испуганно: "Ты что, какую-то таблетку съела?! Так вот под ЛСД люди двигаются. И смеются так же. Нет? Все в порядке и ты просто пьяная?"
Девушка, похоже, обиделась. А зря. 
"Иди на сцену, чего ты в таком белом пиджаке там, в зале, сидишь, в таком пиджаке на сцену надо", - призывал он организатора феста и лидера "Гужевой повозки" Константина Тарновского.  
А еще Евгений почти исключительно играл песни по заявкам из зала. А перед сценой хором подпевали девочки-фанатки. Как-то не было похоже, что все эти разговоры с публикой , мягкость и участливость, а так же сидение запросто с фанатками за столом после феста - это просто маркетинговые ходы.  Несмотря на одну гитару случилась музыка, а не бардовщина.  А еще стало ясно, что это Гришковец от песни. Или вот живи Вертинский в наше время, он тоже мог бы спеть и про ежика, и "Ах, это танго", и "Приятных кошмаров тебе". Такой  "немодный" лирический герой, который стоит посреди питерского двора и смотрит в небо или откровенно счастлив с возлюбленной, в то время как весь мир где-то на пляжах Турции страдает невразумительной фигней. 
 

"Обними кита": большое гендерное красиво

Нелегкая и почетная доля хедлайнера досталась Евгении Рыбаковой и ее группе. Мне она напомнила совсем раннюю акустическую Арефьеву из начала 90-х - и песнями, и стилем общения с публикой, и даже внешне. Кажется, Женя собрала в тот вечер свои лучшие песни. И не побоялась исполнить "Мой маяк" (сходство с Арефьевой достигло апогея), и подарила публике прекрасных "Птиц", и поделилась секретами логотерапии. А на песне "о взаимной любви к сладкому" Женя достала мешочек с конфетами и на протяжении всей композиции бросала их публике. Увернуться было невозможно. Она старательно делала публике большое гендерное «красиво». А еще, думаю, всем запомнился перкуссионист Майкл Безыменский, известный так же по группе "Бобры". Этот человек-кайф  с привязанным к лысине меховым хвостом какого-то неведомого мне зверя делал отличную ритм-секцию и паралллельно заводил публику вербальными и невербальными методами. 
Когда все закончилось, осталось ощущение, что орги поставленной цели добились: фанаты разных групп пересеклись во едином хронотопе и для многих состоялось открытие непривычной философии и пресловутых новых смыслов. Это были попытки прямого высказывания в глаза публике "снов о чем-то большем", нежели пресловутая земная реальность.   

Кто-то в преддверие "Длины волны" публично опасался, что с учетом выбранных артистов на фесте будут создаваться только "смыслы-лайт". И действительно организаторы выбирали группы, которые играют не слишком сложную музыку, не ставят в своем творчестве острых социальных вопросов и вообще избегают лишнего надрыва и достоевщины.  В общем, чтобы было, как поет Евгений Кубынин, "без русских трагедий, без буддистских истин". Но по факту "буддийские истины" просочились на сцену вместе с "Магеллановым облаком", а русские трагедии все же местами присутствовали в песнях "Гужевой повозки". Хотя, может быть, кто-то этого и не заметил.

Фото - Амеда Колодкова и Антонины Дворецкой

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

           _    _     _____     _____    ______   
    ___   | || | ||  / ____||  |  ___|| |      \\ 
   /   || | || | || / //---`'  | ||__   |  --  // 
  | [] || | \\_/ || \ \\___    | ||__   |  --  \\ 
   \__ ||  \____//   \_____||  |_____|| |______// 
    -|_||   `---`     `----`   `-----`  `------`  
     `-`                                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания