ROZ VITALIS

Прогрессив-рок едва ли можно назвать модным музыкальным направлением. Впрочем, те, кто эту музыку играет, за модой, как правило, и не гонятся. Думаю, не ошибусь, если скажу, что из современных российских «прогрессивных» команд широкой популярностью не пользуется ни одна, но у многих есть стабильный сравнительно небольшой круг почитателей. Петербуржцы «Roz Vitalis» - несомненно одно из самых явлений на российской прог-сцене. В среде понимающих людей их музыку, в основном инструментальную, уже принято называть «неклассифицируемой ветвью прогрессив-рока» - в их композициях практически невозможно найти отсылок к идеям мэтров жанра. Это притом, что лидер группы, клавишник и композитор Иван Розмаинский – серьёзный знаток не только прогрессива, но и других жанров, появившихся в 60-е и 70-е годы прошлого века. В родном городе «Roz Vitalis» играют в небольших клубах, но благодаря интернету их музыку слушают на разных континентах, а выступления группы уже случались в Москве, Великих Луках, Астрахани, Владимире, Турку, Тампере, Хельсинки, Риге. Недавно «Roz Vitalis» выпустили новую работу – «Psalm 6», музыкально во многом отличную от того, что делают «Roz Vitalis» в последние лет 5. Это сравнительно короткий по современным меркам цикл композиций, и потому, говоря о нём, Иван Розмаинский употребляет старинный термин «EP». 

- Вы выпускаете EP и тут же объявляете, что две композиции войдут в готовящийся полноформатный альбом. Ваш новый EP – самостоятельный релиз или реклама нового альбома? 
 

- Выпуская этот EP, мы напоминаем слушателям о своём существовании, мы сигнализируем о том, что работа над полноформатником продолжается, и одновременно мы рассказываем целостную «историю в звуках», длящуюся аж 33 минуты, что, по меркам 1960-1970-х годов, было нормой для полноценного альбома

- Как записывались композиции, вошедшие в EP? Почему не везде задействован полный состав? Что в этом цикле особенного с твоей точки зрения? 
 
- Композиции с барабанами – первый и пятый треки – были записаны поканально в процессе работы над полноформатным альбомом в одной из студий Санкт-Петербурга. Весь остальной материал записан в основном в моей домашней студии.
Полный состав задействован не во всех композициях, либо потому что я не увидел в каких-то вещах гитару, барабаны или флейту, либо потому что сами музыканты не увидели себя в них. Я вполне допускаю, что композиции с более «воздушным», «разреженным», «аскетическим» звучанием в будущем будут перезаписаны в каком-то другом варианте. Особенность этого цикла – то есть, этого ЕР – в том, что лично для меня все его шесть треков сложились в целостную историю о духовных и эмоциональных переживаниях человека, попавшего в стрессовую ситуацию. Также мне нравится чрезвычайная полистилистичность «Psalm 6» – «тяжелый прог-рок» в титульной композиции, «мелодичный прог-рок» в «Passing Over», dark-ambient и dark jazz в «The Prophet», «радикальный авантпрог» в «Denial of Access», неоклассика и new age в «Trattamento 1» и «Trattamento 2». Никогда ещё так хорошо не звучали барабаны и гитары, как в титульной вещи и «Passing Over», никогда ещё не получалось проникнуть в такие «глубины космоса», как это удалось в «The Prophet», никогда ещё не удавалось создавать настолько динамичных и полифоничных произведений, как «Trattamento 1», «Denial of Access» и «Trattamento 2».

- Правильно ли начинать знакомство с музыкой «Roz Vitalis» с «Psalm 6»? 

- Вообще «лицом», «визитной карточкой» любой уважаемой группы являются её лучшие или самые известные студийные полноформатные альбомы. В нашем случае это пока что последний полноформатный альбом «Lavoro d’Amore», изданный в 2015 году на итальянском лейбле «Lizard Records», и «Patience of Hope», изданный в 2012 году на российском лейбле Mals Records. Лучше всего начинать знакомство с группой «Roz Vitalis» с какого-то из этих релизов.
Что касается альбома «Psalm 6», то, если вы никогда не слышали «Roz Vitalis», и перед вами файл с этим релизом, то правильно начать знакомство с пятого трека, который называется «Passing Over». С моей точки зрения, за всю историю «Roz Vitalis» это одно из лучших произведений с точки зрения композиции, аранжировки и исполнения, и лучшая с точки зрения записи и сведения. Хотя вообще лучше слушать обсуждаемый альбом от начала до конца, это концептуальный релиз, по крайней мере, для меня.
«Psalm 6» в значительной степени основан на экспериментальном материале. Тем, кому интересна эта сторона творчества коллектива, он придется по вкусу. Стилистика концертного воплощения «Roz Vitalis» несколько иная. А на наших EP, как правило,  альтернативные версии «программных вещей» группы и те редкие композиции, которые не исполняются живьём. Лично у меня «Psalm 6» – один из самых любимых релизов «Roz Vitalis» за всю историю группы, хотя у некоторых музыкантов группы мнение насчет него диаметрально отличается от моего.
Проведу следующие аналогии. Знакомство с «Depeche Mode» лучше начинать с полноформатного альбома «Violator», а не с предшествовавшего ему EP «Enjoy the Silence», а знакомство с «Jethro Tull» лучше начинать с полноформатного альбома «Thick As A Brick», а не с предшествовавшего ему EP «Life’s A Long Song». В то же время без EP невозможно представить себе дискографию ни этих двух очень почитаемых мной коллективов, ни вообще почти любой уважаемой группы, начиная, скажем, от «Аквариума» до «My Dying Bride», или от «King Crimson» до замечательной современной группы из Воронежа «Другое Дело».

- Расскажи вкратце об основных вехах в истории группы.

- 2001 год – образован проект «Roz Vitalis», и записаны первые студийные демо. 2002 год – вышел (самиздатом, на CD-R) первый студийный полноформатный альбом «L’Ascensione». 2005 год – впервые «Roz Vitalis» стали выступать с концертами, правда, в формате «электроакустического ансамбля». 2007 год – вышел пятый студийный полноформатный альбом «Compassionizer». Это первая работа, изданная, хоть и самостоятельно, на CD (а не на CD-R), и первая же работа, собравшая весьма большое количество положительных рецензий со всего мира. 2008 год – после прихода в группу барабанщика Филиппа Семёнова «Roz Vitalis» стали полноценной рок-группой. 2010 год – записана одна из моих самых любимых композиций «Canto XIV». В том же году она издана французским лейблом «Musea Records» на компиляции «Dante’s Paradiso», состоящей из саундтреков разных групп к третьей части «Божественно комедии» великого итальянского поэта. Тогда же вместе с двумя приглашенными вокалистками была записана кавер-версия песни группы «Yes» «Yours Is No Disgrace», длящаяся вдвое дольше оригинала. Пока что это самое амбициозное «прочтение классики рока» для нашей группы. 2011 год – очередной диск «Roz Vitalis», шестой студийный полноформатный альбом «Revelator» впервые «публикуется» не самиздатом, а на официальном лейбле. Таким лейблом стало московское издательство «Mals Records». 2012 год – на том же лейбле издается следующий полноформатный альбом «Patience of Hope», многими считающийся лучшим у группы. По крайней мере, это самый разнообразный по звуку диск «Roz Vitalis». На нём группа использовала чрезвычайно широкий диапазон инструментов за счёт вклада большого числа приглашенных музыкантов, включая даже исполнительницу на гуслях – Наталью Фёдорову. 2015 год – на итальянском лейбле «Lizard Records» выходит уже девятый по счету полноформатный альбом «Lavoro d’Amore», на сегодня самый продаваемый и самый часто рецензировавшийся релиз «Roz Vitalis». Как уже говорилось, наряду с альбомом «Patience of Hope» – «визитная карточка» группы. 

- Группа началась как твой личный проект, а позже превратилась в полноценный концертирующий состав, исполняющий композиции и других участников. Вы теперь решаете всё коллегиально? Или у тебя всё-таки решающий голос? 

- Большинство решений принимается коллегиально. Особенно это касается композиций, отбираемых для тех или иных концертных выступлений. В каких-то аспектах у меня решающий голос. Что это за аспекты – «на все сто» не определено. Например, как уже можно догадаться, некоторые участники группы были против выпуска нового EP. Может быть, если бы они настояли на своем мнении более активно, «Psalm 6» имел бы другое содержание, например, вышел бы без композиции «Denial of Access» или вообще не был бы издан.

- Прогрессив-рок нынче – актуальный жанр? Тебе вообще это важно? Или достаточно того, что ты любишь эту музыку и получаешь удовольствие от её сочинения и исполнения? 

- То, что я люблю эту музыку и получаю радость от её сочинения и исполнения, для меня очень важно, но не на много менее важно осознать, что эта музыка приносит радость кому-то ещё. Что касается прогрессив-рока как жанра, то, хотя он считается немассовым, «Dream Theater» или даже Стивену Уилсону удается собирать крупные залы… 

- На какой стадии работа над новым альбомом и чем он будет отличаться от предыдущих работ «Roz Vitalis», записанных этим же составом? Как собираетесь издавать? 

- Подавляющее большинство партий для нового полноформатного альбома записано. Сейчас мы пытаемся понять, какие партии надо дописать и перезаписать, и готовим альбом к сведению. В том числе мы ориентируемся на мнения слушателей по поводу тех двух вещей из вышедшего EP, которые предназначены для полноформатного диска. Из-за чрезмерной занятости «основного» звукоинженера в разных проектах и его манеры подолгу работать с мелкими фрагментами композиций работа продвигается медленнее, чем хотелось бы. Будущий полноформатный альбом точно будет отличаться от предыдущих работ «Roz Vitalis»: как показывает практика, у этой группы нет двух одинаковых или даже очень похожих альбомов. А вот чем он будет отличаться – станет ясно, только когда работа над ним будет полностью закончена. Пока что до этого ещё путь неблизкий, и поэтому мы пока не думали о том, как его издавать.

- Многочисленные «официальные бутлеги» с концертными записями – что это? Открытки для друзей? Или более востребованные релизы? Возможно ли издание концертника на каком-то лейбле? 

- Начнем с того, что «официальных бутлегов» выпускается не так много, в среднем один раз в год. При этом последний пока что концертный релиз – «Live in Kirishi» – заявлен как полноценный концертный альбом (уже третий по счету в дискографии «Roz Vitalis»). Далее. Такие «официальные бутлеги» - не только «открытки для друзей» и очередной способ напомнить людям о нашем существовании. 
Важную роль в нашем концертном воплощении имеет импровизационный аспект. Даже если мы не играем на каком-то концерте интуитивные  (или «свободные») импровизации, во многих наших композициях есть фрагменты, которые каждый раз играются особым образом. Есть редко исполняемые и почти неисполняемые вещи. Некоторые концерты мы играем в неполных или экспериментальных (с привлечением гостевых музыкантов) составах. Например, в этом году, совсем недавно, на концерте 22 сентября в «Биржа-баре» играли без обоих гитаристов, но с квартетом духовиков (флейта, труба, бас-кларнет, саксофон). Бывают выступления, на которых большую роль играют вещи, исполняемые только частью музыкантов, скажем, дуэтом фортепиано и трубы. Всё это вместе делает почти любой наш концерт уникальным событием. Соответственно, каждый из наших официальных концертных альбомов и «официальных бутлегов» - в чем-то уникален. При этом какие-то из этих релизов являются более  востребованными, какие-то – менее. Один из самых покупаемых и скачиваемых – «Live at Saint Peter Prog Fest #5» (2013), хотя, на мой вкус, он – далеко не самый лучший. Из «живых» записей я бы выделил «Live 2013-08-31 + Bonus» и «Live 14-11-14». Что касается издания на лейбле наших концертных альбомов – предложений пока не поступало. Если поступят, мы с интересом их рассмотрим.

- Как тебе кажется, многие ли считывают христианское содержание твоей музыки, задумываются над названиями композиций? 

- Кто-то считывает, кто-то нет. Многие ли считывают христианское содержание произведений Нила Морса и «Transatlantic» или даже некоторых вещей «Dream Theater» и «Depeche Mode»? Многие ли осознают, что, например, творчество И. С. Баха «насквозь» религиозно? Вопросы о взаимодействиях между творчеством и верой, искусством и религией – очень сложные и многогранные. 

- Ты хотел бы переписать старые альбомы «Roz Vitalis» с нынешним составом? 

- Да, но сейчас у нас для этого нет возможностей, прежде всего, лишнего времени. Мы «по горло» заняты работой над будущим студийным полноформатным альбомом, при этом готовимся к концертам и репетируем новейший материал.

- В какую сторону могут развиваться «Roz Vitalis»? Хотите ли попробовать что-то такое, чего никогда не играли?

- В какую сторону может развиваться «Roz Vitalis»? Не знаю. Как учат некоторые великие экономисты, будущее неопределённо. Что касается «чего-то такого, чего никогда не играли», то мы почти каждый год делаем что-то новое. Скажем, на альбоме «Patience of Hope», который вышел в 2012 году, целых три композиции были исполнены в составе трио из приглашенных музыкантов, игравших на кларнете, виолончели и гуслях. Одна из этих вещей – «To Stir Up Your Pure Minds» – возможно, вообще лучшее произведение, которое мне пока что удалось сочинить и записать. В EP «Psalm 6» в двух треках записался приглашенный бас-кларнетист Леонид Перевалов. Бас-кларнет – это новый для группы инструмент. Для будущего студийного альбома есть желание записать одну-две вещи посредством опять-таки приглашенного струнного квартета, но что получится – не знаю. Вот в этом году сделали кавер на одну из композиций астраханской группы «Vespero», одной из самых успешных отечественных прогрессив-роковых групп (правда, как и когда он будет издан, пока неизвестно). Называется эта композиция «Amaryllis». Кстати, в этом кавере ключевые партии опять-таки исполнил Леонид Перевалов, как на бас-кларнете, так и на обычном кларнете. В заключение хочу сказать, что, как и новый EP «Psalm 6», так и большинство других наших релизов можно послушать на нашей «бэндкамповой» странице: http://rozvitalis.bandcamp.com 

Группа ROZ VITALIS Вконтакте: https://vk.com/roz_vitalis

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 _    _    __   __    ______   __   __    ______  
| || | ||  \ \\/ //  /_____//  \ \\/ //  /_   _// 
| || | ||   \ ` //   `____ `    \ ` //   `-| |,-  
| \\_/ ||    | ||    /___//      | ||      | ||   
 \____//     |_||    `__ `       |_||      |_||   
  `---`      `-`'    /_//        `-`'      `-`'   
                     `-`                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания