На сей раз Фантомас Егорыч решил заглянуть к хипстерам. Сегодня речь пойдет об одной из тех групп, которые журнал «Афиша» представляет как флагманов актуальной музыки.
Все фотографии можно посмотреть здесь:
О проекте Нади Грицкевич и компании я слышал задолго до собственно Наади. Сначала это была группа Moremoney, композиции которой были преимущественно на английском. О них уже тогда вовсю писала Афиша, их пропагандировали как представителей новой волны местной независимой музыки ни много ни мало европейского уровня.
Поэтому когда группа запела на русском, стало интересно, как это будет слушаться. Как только я узнал о концерте Наади в клубе Шестнадцать тонн, я, не раздумывая, полез покупать электронный билет.
Народу на этот раз было ну очень много. Хотя бы поэтому стоит порадоваться за инди-группу, достигшую таких успехов. Я слегка запоздал, поэтому на первых песнях торчал сзади, у лестницы, ожидая момента, когда можно будет протиснуться вперед.
- А вы не скажете, песенка Гори в аду уже была? – спросила меня длинноволосая красивая девушка.
– Нет, не было еще, - ответил за меня молодой человек, стоящий рядом.
Я слушал. Музыка действительно на высоте. Звук был вполне сбалансированный и очень грамотно выстроенный. «Фирменный» прием – вокальные петли, на которые накладывается основная голосовая тема. Чистый пронзительный вокал солистки, всякие клавишные приспособления, лупер, гитара и барабаны с живой и электронной кухней. Очень хорошие музыканты – особенно порадовали барабанщик и гитаристка Маша Теряева. Визуальное шоу – кристаллы-трансформеры и прочие глюки по обеим сторонам от основного экрана.
Надя – очень милая улыбчивая девушка с мягкими движениями. Но при этом – ощущение морозильника. Человеческие эмоции отсутствуют как класс. Мама, научи меня убивать.
Почему-то это сочетание милой улыбки и скрытого яда напомнило мне Лану дель Рей. Хотя музыка и образ, конечно, были другими.
Когда-то, в один из первых своих походов в Тонны, я случайно оказался на Земфире. Это был один из ее первых концертов, все было довольно сыро, игра группы по стилю сильно смахивала на говнорок. Но был ураган эмоций, теснейший контакт с залом, было ощущение живого, теплого человека. Тут же я столкнулся с принципиально другой субкультурой. И, кажется, публика себя в этой атмосфере холода прекрасно чувствовала. С другой стороны – такой истерики, как на Земфире, со стороны публики не было. Все было гораздо спокойнее.
Зал при этом очень живо и тепло реагировал на песни. Особенно на топовые – Туман, Пираты. На песне Сто дней зал просто взорвался. Тут-то и прозвучали заветные слова «Гори в аду».
Теперь о самих песнях. В свое время я переслушал кучу местных хипстеров-электронщиков и едва нашел пару вещей, хоть как-то осевших в голове. Я думаю, что это принципиально непесенная культура. В композициях Наади практически отсутствует слияние музыки и текста – то, что делает песню единым организмом. Подставь в композиции другие слова или оставь голые вокальные импровизации – ничего бы не изменилось. Из-за этого все рассыпается, смысл песен ускользает, хоть слов там и немного. Для сравнения - в песнях Moremoney это было, а также была фактура, стиль, характер. И все это работало – у вещей был свой вкус, они застревали в сознании.
В какой-то момент Надя в одиночку исполнила кавер-версию Вертинского «То, что я должен сказать». Песня прозвучала по-хорошему неожиданно и привнесла неожиданную социальную ноту в ход концерта. Но даже эту глубочайшую песню Надя спела по-своему, изменив мелодию, отчего эмоциональных красок в ней значительно поубавилось.
Я, конечно, не пожалел, что сходил на Наадю. Но ощущение после концерта было очень странное... как в той песне - нет ни смысла, ни жадности ни в чем.
И еще – я бы врагу не пожелал, чтобы ему спели или даже сказали – гори в аду. Особенно если бы пели с милой улыбкой на устах.
Фантомас Егорыч.
22.09, 02.01.16, рас
13.48, 12.01.16, газ