Наш эксперт несколько рассекретился: ныне мы узнаем, что зовут его Фантомас Егорыч. На этот раз он решил узнать, что делается в джазовой тусовке. Вашему вниманию – впечатления от концерта группы Valentin Dmitriev Band.
Восьмого декабря, во вторник, я решил наведаться в клуб Алексея Козлова. Там отличный звук, один из лучших в Москве, пожалуй, и регулярно что-то интересное играет. Полез изучать афишу и обнаружил: Valentin Dmitriev Band. Вход – триста рублей.
Время близилось к началу концерта. Я купил билет и пошел на второй этаж, в малый зал. Там сидело человек двадцать пять. «Отлично, - подумал я. – Недорогой билет и мало публики означают, что музыка будет интересной».
Прошло довольно много времени с того момента, как должен был начаться концерт. Похоже, музыканты кого-то ждали. Наконец на сцену вышел молодой человек, извинился за задержку, и - появились музыканты. Два саксофониста, трубач, бас-пятиструнник, клавишник и барабанщик. Сам Валентин – лидер команды – саксофонист. И, похоже, мультиинструменталист, как я потом выяснил, почитав его биографию.
Они заиграли фанк. Начали с авторских композиций, насколько я понял. Музыканты использовали принцип джазовой импровизации: по очереди солировали в рамках заданной гармонии. Я для себя выделил трубача – зовут его Антон Захаров. Остальные тоже были весьма достойными. Я бы не сказал, что среди них (может быть, пока) есть какие-то яркие солисты-харизматики типа Ромы Гринева из "Fusion Port". Но они обладали тем, что для меня более ценно – слаженной игрой. У команды был хороший грув, слаженные яркие тутти, эффектные динамичные коды. Из тех композиций, что были вначале, мне больше всего понравился «Рассвет».
Некоторые музыканты - перимущественно духовая секция - то уходили со сцены, то возвращались, в разных вещах был разный состав. Что мне понравилось – Валентин при каждом удобном случае всех представлял. Обычно на каком-нибудь рок-концерте, считай, повезет, если под конец услышишь из уст лидера имена и фамилии участников.
На пятой вещи вышел гитарист, и заиграли уже кавер – Joshua Redman, "Jazz Crimes". С этой вещи публика начала постепенно заводиться. Конечно, музыка, проверенная временем, звучит эффектнее, композиционно стройнее, плюс данная вещь сама по себе была сложнее. Именно на ней Валентин начал раскрывать свои технические возможности. Хорошо весьма, хотя мне больше по душе были те вещи, в которых он демонстрировал мягкую, певучую, спокойную игру на саксофоне. Мне показалось, что в такие моменты он раскрывается больше , чем на скоростных, «взрывных» соло.
На шестой вещи вышла певица Мария Дмитриева. Я так и не понял, однофамильцы они или родственники... Ну, неважно. Это был отличный поворот. Если и до этого момента градус концерта шел по нарастающей, то тут он практически достиг пика. У Марии очень редкий низкий бархатный тембр голоса, я такие люблю. Команда сразу же зарядила бессмертный хит "Staying Alive", и народ встретил ее радостными воплями и бурными апплодисментами. Марии очень удавались вещи динамичные, фанковые. А вот когда она спела кавер из репертуара Эми Уайнхаус, мне это понравилось меньше: не очень в ее образе. Все-таки Эми была наркоманка и хулиганка, а Мария на таковую совсем непохожа. Вещи Эми надо петь слегка (или даже не слегка) вычурно, а это далеко не всем идет.
Самое интересное началось, когда после сета с участием Марии на сцену вышел еще один солист – Сергей Лелявин. Вот это была практически бомба. Практически – потому что на этом месте впервые кристальный звук, которым славится клуб, подкачал. Иногда Сергей откровенно пропадал. Но дело не в этом.
Представьте себе человека, слегка напоминающего Мистера Бина, с подачей Тома Джонса и голосовыми обертонами Фила Коллинза. У Сергея, когда он поет мягко, вполголоса – совершенно фантастическая интонация. Периодически Валентин и Сергей мило переговаривались между номерами, причем в какой-то момент начинали делать это одновременно, и концерт все более походил на увлекательное шоу. Однако дело близилось к концу. На последней вещи к бэнду присоединилась Мария. Валентин напоследок еще раз представил всех музыкантов под бурные апплодисменты зрителей. А я посмотрел на часы.
Два часа пролетели совершенно незаметно, на одном дыхании.
Вышел я из клуба в отличном настроении и думал, что не ошибся насчет своей догадки относительно обратной зависимости количества публики и стоимости входа от качества музыки. К сожалению. Еще подумалось, что будь это мои друзья, я непременно бы ходил на каждый концерт и всячески их поддерживал бы. И хорошо бы, чтобы это слушало не 25-30 человек, а в несколько раз больше – как минимум.
Джаз – это такая музыка, которую не надоедает играть и в 30, и в 40, и в 50 лет. Здесь масса возможностей для самосовершенствования. Вероятно, предвзятый меломан – любитель джаза – нашел бы, за что покритиковать бэнд. И я нашел. Но совершенно не хочется на этом заострять внимание. Напротив - пожелаю коллективу Валентина Дмитриева долгой жизни, хорошей публики и отличных новых авторских композиций.
Фантомас Егорыч
17.13, 22.12.15, Лариса Кириллина
00.30, 23.12.15, Фантомас Егорыч
Только почему вы решили, что мы а) рок-лейбл и б) что джаз - коммерческая музыка?