Фото "Речитатив С.Т.Р.Е.Л.К.А"
В среду (18 ноября 2015г.) я собиралась прийти в качестве участника на один небольшой фестиваль. Музыкальных мероприятий в Москве по средам хватает, и, казалось бы, что может добавить в эту столичную россыпь разножанровых пати еще одна музыкальная тусовка?
Этот вопрос мне задал мой спутник, которого я затащила волею случая на концерт. Он не особо сопротивлялся, но и не ожидал ничего выдающегося от московского андеграунда. Поэтому когда я ему сказала, что фестиваль посвящен речитативу, он не сказать чтобы сильно оживился.
- Почему вообще речитатив и какое он отношение имеет к музыке?
- Ну, есть, скажем, рэп, а есть чтение стихов под музыку. И все это речитатив. Еще есть рагги всякие, слэмы и прочее. И, конечно, мелодекламация. В общем, ряди русскую речь в любую одежку... Но надо отметить – то, что прозвучит на фестивале, рэпом в его классическом понимании не является. Это – заявление идеологов фестиваля.
Мы пришли в клуб. Надо сказать, что "Стрелку" организовала виртуальная Музыкальная кофейня в лице ее хозяйки – Дарьи Буйновой. А идея сделать фестиваль речитатива принадлежит Андрею Белову (группа "Части целого").
Пока шел саундчек, мы со спутником обсуждали ситуацию. Он заметил:
- Интересно то, что собирается обычно одна песочница. А тут авторы явно из разных песочниц.
- Точно. И в основном молодежь.
Молодежь в моем понимании (гыгы, послезавтра мне будет сорок лет) – это те, кто младше тридцати. То есть между ними и мной разница десять лет как минимум. Вообще, по мне – время от двадцати пяти до тридцати двух примерно – самый дурацкий возраст. Ты уже не юн, но еще и не зрелый человек. Каких-то винтиков еще не хватает. Как там написал Максим Горький? «В 20 лет человек пророчествует, а в 35 начинает думать».
Но зато такая разница в возрасте – отличный индикатор. Обоюдная проверка на качество.
Шел саундчек. Авторы готовились.
Чуть не написала – актеры. И неспроста.
Первым вышел битбоксер Егор Дергачев. Кто не знает, битбокс – это когда при помощи собственной глотки имитируют различные драм-перкуссионные дела – ритмы, лупы и пр. Егор очень силен как битбоксер. Дабстеп, техно, арт – что угодно. Это все – отличная основа для читки, рэп органичнее всего слушается под битбокс. Все это еще будет.
Следующим был Андрей Биргер. Хипстеры в свое время довели построк, уже построенный на постмодернистских конструкциях, до абсурда. До извращения естественных человеческих рефлексов, путем помещения их в герметичное пространство, до тотальной инфантилизации. Рисованные ручками и фломастерами деланно-цветные и натурально черно-белые картинки за спиной (проектор – одна из задумок, постоянный помощник Речитатива). Но Биргер неожиданно пошел дальше – сломал казалось бы безупречно построенный контекст. Влюбленный робот. Трагедия маленького человека. Почти по Чехову. А еще напомнило Мураками – танцуй и не останавливайся.
Затем – очередь Тоби. Он исполнял свои песни под минус, играя на гитаре. У него в песнях есть такое органичное свинговое начало, которое очень подходит теме его текстов – понемногу романтики, реализма, философии и визионерства. Много от реггей. Я подумала, что было бы круто, если бы он освоил лупер.
После пятиминутного сета битбоксера Егора вышли мы. Во времена оные мою манеру исполнения некоторые московские журналисты окрестили «настоящим русским рэпом». Это было лет 15 назад. Поэтому и началось все с песен 15-20-летней давности. Конечно, было интересно, поймет ли народ, о чем речь в песне «Просыпал»? 20 лет назад это понимали все. Теперь, оказалось, тоже – почти все.
Потом вышла "Jambory". Это первая группа, которую мой спутник одобрил.
- Если бы я их услышал на каком-нибудь фестивале, я бы точно не расстроился.
Надо сказать, обычно они играют забойный фанк-рок, но в этот раз предстали в неожиданном образе, соответствующем заданной теме. Все это было очень красиво - под аккомпанемент гитары, флейты и клавиш Маши Розановой ( которая играла с нами и появится потом еще в двух коллективах) солист группы Иван читал стихи, переходящие в песню. Нам понравился голос второй вокалистки – Риты.
Части целого – это Белоф и компания. Тот самый, который явился идейным вдохновителем этого движняка. Как-то один человек, впечатленный выступлением Частей целого, сказал Андрею: «Если вас не убьют, далеко пойдете».
- Вот Биргера я бы убил, а его – нет. Он девушкам, видно, нравится, - произнес мой спутник, который собрался было уходить, но после "Jambory" решил остаться.
Не знаю как насчет девушек, а тексты у Белоффа сильные, и подача мощная. И – речитатив в полном смысле слова. И имидж такой – Байрон в образе Мамонова. На последней песне про Ваньку Белоф чуть не завалил стойку со вторым микрофоном, но поддел ее ногой, и, изящно вывернувшись промеж первой и третьей стойки, удержал равновесие.
Потом была Татьяна Изотова. Она практически в единственном числе (по крайней мере в Москве) представляет жанр аргентинского танго, которым занимается с 2006 года. И исполняет она это не как некий сложившийся стандарт, а экспериментирует с формой и подачей. В сочетании с движением получается театр одного актера – очень захватывающее зрелище. В этот раз Татьяна исполняла под аккомпанемент Александра Умняшова, Ильи Небослова и Маши Розановой свои тексты. Экспрессивная мелодекламация, спектакль, где в центре – женщина, проживающая разные жизни и испытывающая разные состояния при соприкосновении с реальностью.
Дальше был Г-н Модриф (Сергей Чернышов) на пару с Егором. Абстрактный хипхоп под битбокс. Очень быстрый поток сознания. К сожалению, на этом месте мне пришлось уйти, так как я опаздывала на последнюю маршрутку. Однако "Речитатив" близился к концу.
- Сначала я хотел уйти, - делился со мною мой спутник. – Потом меня захватило. И я в общем не жалею, что сходил. И хочу сказать, что в пору моей молодости молодежь гораздо хуже играла.
Внимание! "Речитатив С.Т.Р.Е.Л.К.А". будет продолжаться! Следите за новостями!
Примечание: Композиции участников стрелки можно прослушать, пройдя по ссылкам встречи
21.45, 24.11.15, Дронго
01.01, 25.11.15, Теуникова