Привет! Меня зовут Владимир Грёзов. В эфире двенадцатый выпуск, возможно, самой субъективной программы на белорусском телевидении - «Контрданс». Каждые две недели я знакомлю вас со своими любимыми музыкантами. Большинство их по разным причинам не попадают в основные сетки теле- и радиоканалов. Но разве это повод не знать их?
Первыми героями сегодняшней программы станет группа Billy's Band — основоположники романтического алкоджаза и похоронного диксиленда с бесконечным хэппи-эндом. Billy's Band — одно из немногих исключений для Контрданса, поскольку, в отличие от остальных наших участников, их часто можно видеть в эфире различных телеканалов, несмотря на самое что ни на есть прямое отношение группы к DIY. То есть при отсутствии контрактов с продюсерами и выпускающими компаниями Банда Билли сама занимается организацией концертов и изданием альбомов.
А начиналось всё в 99-м году, в одном из питерских некоммерческих клубов, где встретились и сошлись на почве любви к творчеству Тома Уэйтса арт-директор клуба Андрей Резников и Билли Новик.
На одной из вечеринок они в качестве эксперимента исполнили несколько кавер-версий песен Уэйтса и обнаружили, что такие интерпретации приводят публику в восторг. Проект назвали Billy's Dilly's Band в честь персонажей американской народной баллады «Stagger Lee», известной в исполнении Ника Кейва, групп Clash, Grateful Dead, Боба Дилана и многих других.
Почти два года Billy's Dilly's Band радовали посетителей клуба то кавер версиями Red Hot Chili Peppers, то композициями из фильмов Тарантино. Затем Билли Новик уходит из клуба и полностью посвящает себя музыке. К его группе присоединяется баянист Антон Матезиус, добавивший звучанию колорита. Тут же поступило предложение целый месяц колесить по Германии, играя в клубах, а также на улицах Берлина и Мюнхена. Но настоящая история группы начинается уже по возвращении из Германии. Билли меняет гитару на контрабас, география клубных выступлений (в том числе на театральных площадках) значительно расширяется, а название сокращается до Billy's Band.
Первое время группу часто критиковали за чрезмерную приверженность к стилю Тома Уэйтса, отсутствие своих песен и скудность аранжировок.
Однако, прошло совсем немного времени, и Billy's Band стал одним из самых оригинальных и колоритных русскоязычных коллективов, легко переходя от блюза к джазу, от свинга к року и далее по списку. Сейчас можно смело утверждать, что второй по счёту альбом под названием «Парижские сезоны» стал одной из самых значимых работ группы. В 2002 году Billy's Band получил возможность проехать с концертами по Франции. Однако уже на месте выяснилось, что принимающая сторона без объяснения причин аннулировала все договорённости, и музыкантам оставалось лишь дожидаться поездки обратно (билеты были куплены заранее), играя то на Монмартре, то в клубах, а то и в Высшей Джазовой Школе Парижа.
Как я говорил в самом начале передачи, участники Billy's Band Называют свой стиль «романтический алкоджаз», однако приставка «алко» подразумевает всего лишь повышенную расслабленность и романтическую альтернативу пьянству во время концертов и прослушивания записей группы. Причём нет разницы, во время какой концертной программы это испытывать: Биллисы играют то «Блюз в голове», то «Игры в Тома Уэйтса», то классическую джазово-свинговую программу. Уже на протяжении нескольких лет в планы группы входит выпуск нескольких тематических альбомов: «Английский», «Классический», «Детский» и так далее.
Как ни парадоксально это прозвучит, но от джаза до панк-рока всего один шаг, который наши следующие участники делают то вперёд, то назад. Представляю вашему вниманию частых гостей минских рок-клубов, самую, на мой взгляд, умную группу современной русскоязычной панк-сцены — F.P.G.
Взяв за основу классический панк-рок в духе Sex Pistols и Exploited, F.P.G. уже к своему второму альбому, вышедшему в 2001 году, заметно выделялись на фоне остальных участников сборников типа «Панк-Революция» и «Панк-обстрел». Если на первом их релизе «Родина ждёт героев» был сплошь грязный панк-рок на трёх аккордах, то в «Гонщиках» имеется и ска, и стрит-панк, и хардкор, и даже русскоязычная версия блюза «My Way» Фрэнка Синатры.
К следующему альбому с не самым эфирным названием группа заметно выросла и в музыкальном, и в поэтическом плане, а количество концертов с каждым годом всё увеличивалось.
В середине 2000-х сразу несколько групп вроде Наива и Тараканов пытались осуществить кратковременные переходы в сторону джаза, но эти попытки выглядели как детские шалости и ничем особенным не запомнились. У F.P.G. всё совершенно наоборот.
Антон Павлов по прозвищу Пух, в отличие от вышеназванных коллег, одинаково органично смотрится и с ирокезом в рваных джинсах, и в белом фраке джазмена. Впрочем, Punk Jazz стал не каким-то разовым эпизодом в жизни группы, а отдельной и довольно цельной гранью творчества, которая многим поклонникам группы очень пришлась по вкусу.
Проходит совсем немного времени, и в группе появляется духовая секция, записывается четвёртый студийный альбом с названием «Стихия», тексты которого отличаются от старых героическими мотивами, своеобразной лиричностью. Безусловно, это говорит о взрослении автора, естественных переменах в его сознании и мировоззрении. Основным посылом текстов становится борьба с собственными страстями и слабостями. Для изменения окружающего мира (желательно в лучшую сторону) нужно начать с работы над собой. В общем, к концу нулевых группа стремительно набирает обороты и собирает полные залы практически в любом городе.
Нельзя не упомянуть уже ставшие традиционными концерты FPG в день рождения Виктора Цоя, 21 июня, носящие название «День летнего солнцестояния» с характерным выделением на афишах букв «Ц», «О», «Я».
В течение всего концерта участники группы переносятся в атмосферу эпохи «Кино» и со свойственной только им экспрессией исполняют любимые песни Виктора Цоя. Одна из них неплохо взяла старт на нескольких радиостанциях.
Совсем недавно увидел свет новый альбом группы, названный «Сквозь ненависть». Казалось бы, довольно мрачное название. Но всё становится на свои места: сочетание было взято из песни «Свети», полностью фраза выглядит следующим образом:
«Остальное мы одолеем сами, |
Нас не сбить с пути, наша цель - идти. |
Ярость и талант созидать, ломая, |
И любовь сквозь ненависть нести. |
Во тьме свети!» |
Учитывая долгий перерыв между альбомами, когда я включал диск «Сквозь ненависть», появилась тревога: «А вдруг скатились за эти годы? Вдруг записали, чтобы просто выпустить». Но услышав припев первой песни, стало понятно, что нет. F.P.G. ещё дадут жару, причём не только в этом альбоме.
За три дня до съёмок передачи совершенно случайно я обнаружил любопытное сходство между нашими сегодняшними участниками: и Billy's Band, и F.P.G. с одинаковой лёгкостью и совершенно без потери своей уникальности способны переходить из одного жанра в абсолютно другой. О панк-джазе мы уже поговорили, а вот выпущенный в 2015 году альбом «In Rock» группы Billy's Band еще не был пристально мной изучен.
На этом двенадцатый выпуск программы «Контрданс» подошёл к концу. Смотрите нас на телеканале Арт-Видео и нашем канале на youtube. Меня зовут Владимир Грёзов. Напоминаю, что разной и действительно интересной музыки предостаточно. Просто поищите её! До встречи...