Фонограмма без проблем

Теуникова Орденарцев саундраша soundrussia

        Чаще всего это бывает  так.  Продюсер, создающий запись, арендует студию, приглашает  музыкантов,  которые исполняют предложенные произведения за вознаграждение.   И всем участникам процесса кажется,  что все вопросы исчерпаны, ведь участники процесса получили вознаграждение. Но  на самом деле это не так, потому что факт оплаты вовсе означает перехода исполнительских прав в пользу владельца фонограммы. В рассматриваемом примере оказывается  не урегулирован целый ряд юридических вопросов.  Остаётся  неопределённым  главный вопрос – кому,  на каких условиях и в каком объёме будут принадлежать права созданную фонограмму, в том числе на её использование.  И в том случае, если между продюсером, студией и музыкантами, которые принимали участие в записи, не заключены соответствующие договоры о том, кому принадлежит право использование этой записи и кто является её изготовителем, непременно ждите проблем. Они могут возникнуть сразу, а могут проявиться через некоторое время.  Чтобы распутать клубок этих проблем, давайте разберёмся с основными понятиями и разберёмся, какие же права принадлежат её изготовителю.

Во-первых,  что такое смежные права?  Дело в том, что правовой охране подлежат не только права авторов, но и права других субъектов, которые ни в каком смысле не являются авторами этих произведений.  Смежные права – это права, связанные с воплощением произведений.  И у субъектов, их воплотивших, например, создавших исполнение или фонограмму, возникает совершенно особый вид прав, связанных с результатами этого воплощения.  С развитием технического прогресса возникла потребность в принятии законов для защиты интересов исполнителей и деятельности по изготовлению копий фонограмм.  Таким образом, смежные права  закрепляют за их правообладателями особые исключительные права, а также содержат положения о наличии у правообладателей прав на получение вознаграждения за их использование, а также признания за ними личных неимущественных прав. В рамках данной статьи мы рассмотрим категорию смежных прав, связанных с созданием и использованием фонограмм.

В соответствии со статьёй 1304 ГК РФ  понятие «фонограмма»  определено как «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений,  за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение,  в качестве фонограммы  не рассматривается.

Изготовитель фонограммы и его права

Кто же признаётся изготовителем фонограммы и какие права в отношении её использования возникают у этого субъекта? Определение понятия "изготовитель фонограммы" содержится в статье 1322 ГК РФ: "Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков".  Изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Также как и в структуре авторских прав, эти права разделены на две ветки – моральные и исключительные (имущественные). Изготовителю  принадлежат следующие моральные права:

1) право на указание на экземплярах фонограммы и их упаковке имени или наименования изготовителя фонограммы;

2) право на защиту фонограммы от искажения;

3) право на обнародование фонограммы.

Неисчерпывающий перечень видов использования  фонограмм приводится в статье 1324 ГК РФ. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любыми не противоречащими закону способами:

1) публичное исполнение;

2) сообщение в эфир, включая случаи ретрансляции и спутникового вещания;

3) сообщение по кабелю;

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения, под которым обычно понимаются случаи предоставления доступа к фонограмме в Интернете;

5) воспроизведение, охватывающее также случаи записи фонограммы в память компьютерного устройства (в память ЭВМ), за исключением случаев создания временных записей, составляющих часть общего технологического процесса правомерного использования фонограммы;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляра фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработку фонограммы.

 

Говоря о взаимоотношениях с другими субъектами прав необходимо иметь ввиду, что изготовитель фонограммы обязан соблюдать права авторов произведений и права исполнителей, чьи исполнения зафиксированы на этой записи. В то же время подчеркивается независимость смежных прав на фонограмму от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей, то есть  фонограмма будет охраняться независимо от того, перешло ли в общественное достояние исполняемое произведение.

Передача исключительных прав на объекты смежных прав и использование объектов смежных прав могут осуществляться с использованием тех же договорных конструкций, что и при передаче авторских прав.  Так, по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав предусматривает его передачу приобретателю в полном объеме, т.е. в отношении всех возможных видов использования, на весь срок охраны, на территорию всего мира и т.д.

По лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав, одна сторона  предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав. "Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "Р" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы".  Несмотря на название - "знак правовой охраны смежных прав", непосредственно в приведенной статье речь идет о его использовании только двумя категориями правообладателей - исполнителями и изготовителями фонограммы, а также иными обладателями исключительных прав на фонограмму или исполнение. Следует отметить, что размещение такого уведомления является не обязательным требованием к правообладателям, а только правом, предоставляемым правообладателям для упрощения процедуры получения ими охраны в тех государствах, национальное законодательство которых предусматривает формальности в качестве условия ее предоставления. В отличие от положений Бернской конвенции, запрещающих установление формальностей в качестве условия охраны произведений, Римская конвенция в отношении исполнений и фонограмм пошла по пути упрощения и ограничения формальностей, которые может требовать каждое государство-участник.

Содержание знака правовой охраны смежных прав определено как совокупность трех элементов:

1) латинской буквы P в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права (исполнителя, изготовителя фонограммы или любого иного лица, считающего себя обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение);

3) года первого опубликования фонограммы.

Коллективное управление смежными правами на фонограммы

Необходимо отметить, что некоторые из вышеприведённых видов использования подлежат коллективному управлению через аккредитованные  организации. Например, сбор вознаграждения в пользу владельцев прав на фонограммы при их публичном исполнении, а также при сообщении в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права, но с выплатой ему вознаграждения. Сбор такого вознаграждения должен осуществляться на коллективной основе специально аккредитованными организациями в соответствии с положениями ст. 1244 Кодекса, согласно которой аккредитация, позволяющая действовать в интересах всех правообладателей соответствующей категории, может быть получена для:

- осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;

- осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Собранное вознаграждение распределятся в равных долях между исполнителями и производителями фонограмм.  Сумма вознаграждения, причитающаяся каждому из исполнителей и производителей фонограмм, определяется с учетом их фактического использования на основании отчётов, предоставляемых Пользователями.

Сбор вознаграждения за вышеперечисленные виды использования (и только за них) осуществляет ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности). Поэтому если вы являетесь владельцем исключительных смежных прав на фонограмму, вам необходимо заключить договор с этой организацией и периодически получать вознаграждение за публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю вашей фонограммы, которое собирается с пользователей: теле-радио-вещателей, а также с торговых центров, магазинов, кафе и ресторанов, дискотек, пляжей, горнолыжных спусков, спортивных клубов и других учреждений на всей территории не только нашей необъятной, но и за её пределами, где происходит публичное исполнение фонограмм.

Теперь давайте  рассмотрим примеры борьбы правообладателей  за свои смежные права.  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд обязал социальную сеть «В контакте» выплатить студии «Никитин Медиа Диджитал Контент» 750 000 руб. за нарушение прав на 10 записей песен в исполнении Григория Лепса. Компания судится с социальной сетью «В контакте» с конца 2013 г. Тогда студия обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием взыскать компенсацию за нарушение прав на песни Григория Лепса.  В феврале 2014 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга отказал студии во взыскании компенсации: суд признал «В контакте» информационным посредником, который не может отвечать за загрузку пользователями пиратского контента. Позже суд по интеллектуальным правам, который выступал в качестве кассационной инстанции, вернул дело на новое рассмотрение, отменив решение первой и второй инстанций. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В результате суд обязал удалить принадлежащие компании «Никитин Медиа Диджитал Контент» треки и взыскать компенсацию в размере 750 000 рублей за 10 использовных фонограмм.

Суд в этот же день рассмотрел ещё одно  дело против социальной сети «В контакте»,  о нарушении прав на песни групп «Ария», «Король и шут» и «Руки вверх». Основное требование «Студии Союз» – удалить из социальной сети «В Контакте» аудиотреки указанных исполнителей. Истец требовал компенсацию в размере 4,575 миллионов рублей. Суд встал на сторону правообладателя, но снизил сумму выплат почти в восемь раз, обязав социальную сеть выплатить сумму в размере 600 тысяч рублей.  Таким образом, нарушители авторских и смежных прав сами того не желая, финансово продолжают поддерживать легальную музыкальную индустрию.

Срок действия исключительного права на фонограмму

      Вопреки распространённому мнению, сроки охраны смежных прав, существенным образом отличаются от сроков охраны авторских прав. И эти сроки могут совсем не совпадать. Например, авторские права перешли в категорию «общественное достояние», но при этом смежные права на фонограмму продолжают охраняться. Например, такая ситуация может возникнуть при издании классической музыки. Или же наоборот, когда срок охраны на фонограммы уже истёк, а авторские права всё ещё охраняются, потому что авторы ещё живы.  Срок действия исключительного права на фонограмму определяется согласно достаточно простым правилам, предусмотренным статьёй 1327 ГК РФ.

1.  Если фонограмма не была обнародована в течение 50 лет после года осуществления записи, то срок действия исключительных прав истекает по окончании указанного периода времени;

2. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет после года осуществления записи, то исключительные права на фонограмму будут действовать еще 50 лет после года обнародования фонограммы.

В пределах указанных сроков исключительное право на фонограмму переходит к наследникам физических лиц и правопреемникам юридических лиц, являющихся изготовителями фонограммы. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние, и в ее отношении подлежат применению по аналогии положения ст. 1282 Кодекса, устанавливающие правила, связанные с переходом в общественное достояние произведений по окончании срока действия исключительных прав на них. Фонограмма охраняется на территории РФ при наличии одного из критериев, в случае если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом или в случае, если фонограмма впервые обнародована в Российской Федерации или экземпляры фонограммы впервые публично распространялись на территории Российской Федерации.

Охрана прав на зарубежные фонограммы осуществляется на основании и в соответствии с международными договорами Российской Федерации, которые ввиду достаточной сложности и объёмности мы оставим за пределами настоящей статьи.  Отметим только, что на  международном уровне минимальный уровень охраны, предоставляемых изготовителям фонограмм, был установлен на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г. Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в городе Риме.  Российская Федерация является участником Римской конвенции с 26 мая 2003 года, в связи с чем вопрос  использования зарубежных фонограмм, созданных до 2003 года, имеет противоречивый характер и разнообразную правоприменительную практику.  Но об этом – в следующих публикациях.

Александр Кондратенко,  e-mail: avtorskoe-pravo@mail.ru

 

 

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

           __   __     _____   _    _    __   __  
    ___    \ \\/ //   / ___// | || | ||  \ \\/ // 
   /   ||   \ ` //    \___ \\ | || | ||   \   //  
  | [] ||    | ||     /    // | \\_/ ||   / . \\  
   \__ ||    |_||    /____//   \____//   /_//\_\\ 
    -|_||    `-`'   `-----`     `---`    `-`  --` 
     `-`                                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания


 

 
 
Рейтинг@Mail.ru