Привет! В эфире одиннадцатый выпуск, возможно, самой субъективной программы на белорусском телевидении - "Контрданс". Меня зовут Владимир Грёзов. И сегодня мы поговорим о группе, лейтмотивом творчества которой на протяжении уже 30 лет является борьба добра и зла. Или, как утверждают они сами, путь от безбожия к Богу.
Истоки группы "Калинов Мост" уходят в середину 80-х годов, в далёкую Сибирь. Именно там, если быть более точным, то в Новосибирском электротехническом институте Дмитрий Ревякин записывает свои первые песни и находит соратников, которые становятся музыкантами группы. Более того, именно этот, первый состав впоследствии станет "золотым", ностальгировать по которому будет определённая часть поклонников группы. Как ни странно для Новосибирска (да и вообще для рок-музыкантов той поры), но первый действительно студийный альбом под названием "Выворотень" вышел всего лишь в 1990 году, хотя настоящий фурор Ревякин сотоварищи произвели на легендарном рок-фестивале "Подольск-87". Впрочем, на этом альбоме не было ни одной песни из принесших группе известность.
Как мы видим, самые первые песни Калинова Моста были замешаны на теме молодости, свободы и бунтарства. Однако ко времени записи "Выворотня" в текстах появляются загадочные образы, перекликаемые с шаманскими песнопениями, а также ощущается влияние этники и произведений известного авангардиста и футуриста Велимира Хлебникова. Кстати, выворотнями в белорусских деревнях называют деревья, упавшие на дорогу после урагана.
Довольно быстро и легко записав два совершенно разных по звучанию альбома – жёсткую электрическую "Дарзу" (что значит дерзновение/вызов) и полуакустический "Узарень" ("озарение"), - группа начинает активно давать концерты в европейской части России. Нет сомнений в том, что этот период стал для Калинова Моста их "болдинской осенью", поскольку песни для всех трёх альбомов писались непрерывно, во время поездок Дмитрия Ревякина то в чуждую и суетную Москву, то на Родину – в Забайкалье. Тогда же выходит его книга стихов под названием "Гнев совы". В начале 90-х годов издание альбомов на грампластинках сходило на "нет" и уже стали появляться первые компакт-диски. Значительную помощь в записи и издании этих альбомов оказал Стас Намин, бессменный руководитель группы "Цветы".
Первая половина 90-х годов для отечественных рок-музыкантов, с одной стороны была непростой, поскольку интерес к перестроечному року у слушателей почти угас. Но с другой, в музыкальных средствах массовой информации ещё не было зловещего понятия "формат", поэтому музыканты даже на подсознательном уровне не подстраивали свои произведения ни под один шаблон, чтобы попасть в эфиры и магнитофоны. Они играли то, что было действительно интересно самим, ничего не удерживало их от творческих экспериментов. Впрочем, Калинов Мост лично я и так к понятию рок-музыки отношу условно, поскольку проблематично найти какие-то аналогии для пусть неблагодарного, но сравнения. Да и сам Дмитрий Ревякин не раз называл творчество группы "современными казачьими песнями".
Не обошёлся Калинов Мост без разногласий и кадровых потерь. В 94 году заканчивается тяжёлая двухлетняя эпопея с записью альбома "Пояс Ульчи", в записи которого принимали участие такие музыканты как Сергей Воронов (гр.Кроссроадз), Сергей Мазаев (Моральный Кодекс), Инна Желанная и другие. В "золотом" составе группы назрел конфликт, и она практически распадается. Не остаётся безучастным к этому Юрий Шевчук, который предлагает провести большие совместные концерты. В мае 95-го Калинов Мост уже выпускает живой альбом "Травень", записанный в прямом эфире. Однако после этого наступает очередное молчание, затянувшееся аж на два года. Впрочем, пока музыканты группы пытались осваивать иные профессии, Дмитрий Ревякин записал свои старые песни в новых аранжировках с проектами "Белый огонь" и "Соратники".
Летом 1997 года у Калинова Моста происходит второе рождение, что выливается в начало записи многострадального альбома "Оружие", выпуск сборника известной серии "Легенды русского рока" и гастроли в Лондоне. Фильм о съёмках альбома можно легко найти в интернете. В те годы колесо шоу-бизнеса уже набрало огромный ход, и сразу несколько звукозаписывающих компаний хотели подписать контракт на работу с группой. Однако одну из них устроила даже демо-запись альбома, звукорежиссёры другой из них свели альбом "как то супермодно", что совершенно не понравилось участникам группы. Поэтому пришлось всё переделывать. Впрочем, на значимости альбома это никак не отразилось. Абсолютно новые песни, мелодичные аранжировки и основное послание альбома: "Чтобы сберечь мир и покой, иногда нужно воевать".
После альбома "Оружие" наступает очередное двухлетнее молчание, прерванное выпуском сингла "Иерусалим" и альбомом "Руда", на котором были записаны никогда ранее неиздававшиеся песни Ревякина. Здесь можно провести интересную аналогию между первыми написанными песнями Дмитрия и эпической, посвящённой Александру Башлачёву, 10-минутной композицией "Казак".
С 2001 по 2006 год не выпущено ни одного альбома. Однако группа активно гастролирует и пишет новые песни, несмотря на очередные изменения в составе. После лиричного альбома "SWA", вышедшего в 2006 году, Калинов Мост выдаёт боевой "Ледяной поход", посвящённый теме войны и подвига. Дмитрий Ревякин считал на тот момент, что после "Ледяного похода" миссия группы полностью выполнена. Впрочем, на мой взгляд, серия альбомов, начавшаяся в 2007 году, должна считаться не менее эпохальной, чем "Выворотень-Узарень-Дарза", с которых начиналось восхождение группы. Пожалуй, особое место в этой серии занимает диск "Эсхато", выпущенный в 2010 году. Эсхатология – учение о последних временах, судьбах мира и человечества. Тогда многие интересовались, произойдёт ли что-нибудь в 2012 году согласно некоторым прогнозам. Впрочем, Калинов Мост обращался к этой теме гораздо раньше. В "Эсхато" нет места банальной околорелигиозной проповеди. Здесь – дерзкие и смелые тексты, которые поклонники группы восприняли совсем неоднозначно. Можно назвать этот альбом музыкальным триллером или мистическим эпосом. Здесь же - точечные удары: то по плачевному состоянию современной Европы, то по кризису человеческих взаимоотношений, то по размытию таких понятий, как честь и верность.
В 2010 году Дмитрий Ревякин запускает глобальный проект. Пригласив рок-десант в лице Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Гарика Сукачёва, Юрия Наумова, Александра Васильева, Эдмунда Шклярского, Юрия Шевчука и Сергея Богаева, начинается запись трибьюта-посвящения Александру Башлачёву.
Все инструментальные партии записаны музыкантами Калинова Моста, за исключением Петербургской Свадьбы (не дождавшись выхода трибьюта, эта песня выходит на альбоме группы Сплин). Надо отдать должное Дмитрию Ревякину, поскольку не побоявшись массы критики, полученной ещё в процессе задумки, он довёл начатое до конца. Наверное всё-таки есть шанс, что современная молодёжь быстрее услышит эти песни, нежели магнитофонные кассетные записи самого автора, которые по меркам сегодняшнего цифрового мира не все даже захотят включать.
Кроме названных выше музыкантов были и другие: это группа "Мельница" с песней "Как ветра осенние" и группа 25/17 c любопытной переработкой песни "Имя имён". И те, и другие принимали участие в концерте-презентации трибьюта, названного "Серебро и слёзы". Причём сотрудничество Дмитрия Ревякина и 25/17 оказалось особенно плодотворным. Не беря в расчёт песню "Русский Подорожник", отметим его участие в песне "Корабль" и стороннем проекте под названием Лёд-9 (о нём я расскажу в одной из следующих программ).
На этом наш сегодняшний выпуск подошёл к концу. Смотрите нас по пятницам, субботам и воскресеньям на телеканале Арт-Видео. Интересной и действительно ценной музыки много, просто поищите её и не относитесь к этому потребительски. С вами был Владимир Грёзов. Счастливо!
22.16, 31.10.15, Сёма
11.48, 02.11.15,