Soundrussia продолжает рубрику "ЮРпроСвет", материалы которой способствуют плавному и безболезненному вхождению наших дорогих альтернативных музыкантов в большой шоу-бизнес. Сегодня специалист по авторскому праву Александр Кондратенко учит тому, как правильно воплощать свои и чужие произведения, объясняет, кто на самом деле является исполнителем и  предупреждает о подводных камнях группового музицирования.

Кондратенко Александр

Как правильно исполнять музыку и песни

В прошлой статье мы познакомились с основными принципами и терминологией в области авторского права, научились отличать авторов от правообладателей, моральные права не путать с экономическими, а также не смешивать понятия исключительного права и его передача на исключительной основе. И прежде, чем мы шагнём далее в вопросах изучения  правового законодательства, давайте подведём определённый итог и сформулируем наконец понятие авторского права. В субъективном смысле, понятие «авторское право» представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных (исключительных) прав, принадлежащих Автору или Правообладателю относительно конкретного объекта. В более широком толковании, понятие «авторского права» определяет совокупность правовых норм, обеспечивающих правовое регулирование в сфере создания, использования и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Однако, давайте пока оставим авторов в покое вместе с их рукописями, партитурами, картинами  и поговорим о правах, которые являются производными от авторских. Такие права получили название «смежные». Очень часто эту категорию прав путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно. В целях самой общей характеристики «смежные» права можно описать как права, связанные с воплощением  произведений. Давайте разберём это понятие на простом примере. Например, автор сочинил песню и у него возникли авторские права на это произведение. Но наш автор не выступает на сцене, да и искусством вокала владеет так себе. Поэтому здесь и возникает новый правовой субъект  – Исполнитель. Исполнение, манера, да и сама личность исполнителя также важна для успеха этой песни. Исполнитель воплощает музыкальное произведение (песню) и у него возникают права исполнительские (не авторские, он же – не автор, а только исполнитель), связанные с правами в отношении его исполнения. То есть исполнителю принадлежат смежные исполнительские права, а автору - авторские. Поэтому, если кто-то решит легально использовать результаты этого исполнения (например, для записи фонограммы или видео, или осуществления трансляции исполнения), то помимо договора с автором песни необходимо будет заключить договор с исполнителем.  Давайте определим, что представляет этот субъект с правовой точки зрения?

Кто признаётся исполнителем?

В соответствии со статьёй 1313 ГК РФ, Исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение -  актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера, а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

Особое место в области исполнительских смежных прав занимает личность дирижёра, но о нём немного позже. Несмотря на то, что дирижёр конкретно ни на чём не играет, он также является субъектом смежных исполнительских прав. Также, как и в случае с авторскими правами, исполнение обязательно должно носить творческий характер. В терминологии ГК РФ даже существует специальный термин «автор исполнения», однако не только я, но и многие специалисты в области авторского права считают его неудачным, видимо из-за того, что «автор» – это автор, а «исполнитель» – это исполнитель, как бы банально это не звучало. При определении круга лиц, включаемых в понятие "исполнитель", законодательство традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями признаются только физические лица. Кстати говоря, спортсмены, участники массовых сцен и не могут претендовать на признание их исполнителями и получение охраны в качестве исполнителей, потому что не исполняют конкретного произведения, хотя насчёт фигуристов или гимнастов я бы поспорил. Также обратите внимание на ещё один подводный камень в отношении термина «исполнение», который может быть использован как способ использования произведения (как объекта авторского права), так и являться объектом  «смежных» прав. При этом надо учесть ситуацию, что в том случае, если исполняемое произведение перешло в общественное достояние и имущественные права перестали охраняться ввиду окончания срока действия исключительных прав, смежные права исполнителя всё равно возникают и подлежат правовой охране.

А если у нас ансамбль?

Если вы музицируете совместно, то в отношении вашего совместного исполнения применяется порядок, устанавливающий результат вашего музицирования как совместное исполнение. Здесь кое-что напоминает правила, установленные в отношении прав, возникающих при соавторстве. Однако если ваши интересы как участника коллектива простираются до профессионального уровня, а особенность профессионального исполнения заключается в том, что профессионал никогда не музицирует бесплатно, то вам необходимо определиться внутри коллектива, на каких условиях – в том числе финансовых, вы собираетесь дёргать за струны, наполнять духовые своим мощным дыханием, лупить по тарелкам и барабанам, а заодно напрягать свои голосовые связки.

 

Здесь возможны следующие  варианты.

1. Вариант первый - вы осуществляете вышеуказанные действия на основании трудового соглашения, попросту говоря, устраиваетесь на работу в музыкальный коллектив. В этом случае ваши исполнения будут носить характер служебных, по аналогии со служебными произведениями, правовой режим охраны которых описан в предыдущей статье. При этом вы конечно будете признаваться исполнителем, однако имущественные права, связанные с результатами вашего исполнения, будут принадлежать вашему работодателю.

2. Теперь рассмотрим другой вариант, который заключается в том, что никакого трудового договора нет. И здесь ситуация выглядит следующим образом. В соответствии со статьёй 1314 ГК РФ, смежные права на совместное исполнение принадлежат членам коллектива исполнителей совместно, на условиях равного долевого участия, если  соглашением между ними не предусмотрено иное. Если есть соглашение, в этом случае доходы  от совместного исполнения распределяются в соответствии с его условиями.

3. Ситуация кардинально изменяется в случае, если в коллективе появляется субъект, именуемый руководителем коллектива исполнителей. И совсем неважно, участвует ли он непосредственно в исполнении или находится за кулисами, а важно именно то, что в отношении публичного исполнения смежные права на это исполнение осуществляются непосредственно им. Проще говоря, если кто-то запланирует трансляцию вашего концерта, то этому лицу будет достаточно заключить договор с руководителем вашего коллектива. Стоит ли говорить о том, что полномочия руководителя должны быть оформлены должным образом.

 

Часто исполнение может носить сольный характер, когда в концертной программе существует фрагмент исполнения, имеющий самостоятельное значение. В этом случае он может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

 

В заключение части статьи, посвящённой совместному  музицированию, я хотел бы посоветовать следующее: не беритесь за свою гитару или даже контрабас до тех пор, пока вы не разобрались с условиями выступлений. Они должны быть понятны вам до того, как вы выходите на сцену, и ни в коем случае – после. Коллективы, внутри которых отсутствует договор о распределении вознаграждения за совместное исполнение, обречены на бесконечное выяснение отношений. Выясните их один раз и следуйте достигнутым договорённостям, которые через некоторое время можно и пересмотреть. Или выберите себе руководителя, в конце концов.

 

В качестве примера, когда взаимоотношения между участниками группы не были урегулированы должным образом и  их пришлось выяснять в суде, приведём на примере легендарной группы «Кино». Дело в том, что после смерти Цоя, который был единоличным автором песен,  авторские права на песни получили его наследники, а музыканты группы оказались не у дел. Переговоры между наследниками и музыкантами относительно их творческого участия при создании музыкальных произведений успехом не увенчались, и музыканты обратились с суд. В ходе длительного судебного разбирательства было признано, что музыканты группы принимали участие в создании аранжировок написанных Цоем песен, благодаря чему они получили право признаваться соавторами аранжировок в отношении записанных произведений  и получать доходы от их использования. Практика совместных исполнений и даже создания записей без заключения договоров с её участниками продолжается. А это значит, что впереди нас ждут новые разбирательства и выяснения отношений между бывшими соратниками по  сцене.

Какие права принадлежат мне как исполнителю?

Теперь давайте перечислим конкретно все права, которые принадлежат исполнителю. Также как и авторские права, смежные права разделяются на исключительное право и личные неимущественные права.

К личным неимущественным правам исполнителя относится право признаваться исполнителем произведения, право на указание имени исполнителя или названия коллектива исполнителей, право на неприкосновенность исполнения. Отдельно оговаривается, что право исполнителя на имя  может не применяется в случаях, когда «характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей».  Право исполнителя признаваться исполнителем,  его имя и неприкосновенность исполнения, как и положено личным неимущественным правам, охраняются бессрочно.

Теперь перейдём к исключительным правам в отношении исполнений, а конкретно, какими собственно способами может быть использовано то или иное исполнение. Их полный перечень содержится в статье 1317 ГК РФ, отдельно обращаю ваше внимание на различие понятий «исполнение» и «запись исполнения»:

Исполнителю принадлежит право:

1) сообщать исполнения в эфир и по кабелю, включая сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, кабелю, оптоволокну и т.д.

2) разрешать запись исполнения, т.е. фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

3) воспроизводить запись исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

4) распространять запись исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

5) сообщать в эфир и по кабелю запись исполнения;

6) доводить запись исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публично исполнять запись исполнения;

8) осуществлять прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Как мы видим, большинство прав исполнителей связаны не столько с «исполнением», а с осуществлением действий, связанных с их записью. И здесь настало  время  познакомиться с  ещё одним важным субъектом музыкальной индустрии – владельцев смежных прав на фонограммы, права которых мы рассмотрим в одной следующих статей.

Для исполнителя важно понимать, что лицо, которое осуществляет запись, в дальнейшем получает права на её использование и фактически распоряжаться ею, в том числе - результатами вашего исполнения. Поэтому в случае, если между изготовителем фонограммы и исполнителем отсутствует какой-либо договор, то на основании пункта 3 статьи 1270 ГК РФ права исполнителя в отношении сделанной записи им утрачиваются в пользу изготовителя фонограммы, в частности – право на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения. Такой  подход, основанный на согласии исполнителя осуществить запись, для него крайне невыгоден. Поэтому исполнение (например, студийное) должно осуществляться на основании договора с ясными и понятными финансовыми условиями, предусматривающих вознаграждение исполнителя или обязательства владельца фонограммы по выплате вознаграждения на условиях, зависящих от использования фонограммы или других факторов.  На практике часто случается, что исполнитель самостоятельно занимается изготовлением фонограммы, в этом случае он становится обладателем смежных прав на фонограмму, которую может в дальнейшем использовать по своему усмотрению или передать кому-нибудь права на её использование.

О соотношении авторских и смежных прав

Теперь немного грустная тема для исполнителей, исполняющих чужие произведения. Сейчас мы разберёмся,  как между собой взаимосвязаны авторские и смежные права? Дело в том, что многие исполнители осуществляют исполнения произведений, нарушая имущественные  права их авторов, в частности - право авторов произведения  на осуществление его публичного исполнения, забывая о пункте 2 статьи 1315 ГК РФ, которую ввиду её лаконичности, процитируем полностью: «Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений».  То есть для того, чтобы законно исполнить чужое произведение, и уж  тем более осуществить его запись, необходимо   получить разрешение от его автора, а ещё точнее – правообладателя. В противном случае, вы рискуете быть признаны нарушителем авторских прав с самыми печальными последствиями, в том числе – финансовыми. И даже повсеместный характер подобных нарушений совсем не является оправданием вашего нарушения.  Как мы хорошо знаем, миллионы людей переходят улицу на красный сигнал светофора… – и ничего!  Но для нескольких десятков из них это заканчивается трагически.

 

Ещё хотел бы разъяснить очень простую вещь, в отношении которой часто возникают вопросы у авторов-исполнителей. А каким образом коррелируются авторские и смежные права? Всё очень просто – вам как автору произведения принадлежат авторские права, а как исполнителю – смежные права исполнителя, а если вы ещё к тому же самостоятельно изготовили фонограмму – то и смежные права на фонограмму. При этом, все права никаким образом не поглощаются друг другом, а наоборот, принимают более объёмный и разносторонний характер.

 

В настоящей статье я специально не рассматривал особенностей, связанных с коллективным управлением авторскими и смежными правами организациями, получившими государственную аккредитацию (РАО и ВОИС) в отношении сбора вознаграждения за некоторые виды использования музыкальных произведений, исполнений и фонограмм, оставив эту крайне противоречивую тему для одной из последующих статей.  Буду рад ответить на ваши вопросы. Всем исполнителям - виртуозных исполнений и творческого вдохновения!

Кондратенко Александр  e-mail: avtorskoe-pravo@mail.ru

комментарии
 
12.01, 29.09.15, Ойген
Дирижер если что играет "на оркестре" :) Вообще правовые вопросы разобраны хорошо, только это теория. А так между правом и правоприменением дистанция огромного размера. Не зря же на функционеров РАО покушения совершают. Не хочет ли уважаемый автор раскрыть и эту тему? А иначе полного анализа ситуации не получится :)
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

__    __    ______   _    _    _    _    _    _   
\ \\ / //  /_   _// | || | || | || | || | \  / || 
 \ \/ //    -| ||-  | || | || | || | || |  \/  || 
  \  //     _| ||_  | \\_/ || | \\_/ || | .  . || 
   \//     /_____//  \____//   \____//  |_|\/|_|| 
    `      `-----`    `---`     `---`   `-`  `-`  
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания


 

 
 
Рейтинг@Mail.ru