Фестиваль авторской песни им.Валерия Грушина давно уже стал одним из главных событий лета для бардовской и околобардовской тусовки. Однако, так случилось, что за последние годы фестиваль сильно изменился. С причинами и последствиями странных метаморфоз разбирался грушинский завсегдатай и дипломант Елизавета Евщик. Нынешняя "Груша" стала для Лизы уже девятой по счету. Может быть, именно поэтому ее внимательный взгляд скорее печальный, нежели осуждающий.
Впечатление 1. «Платная неохраняемая парковка»
В первые выходные июля на Мастрюковских озерах в Самарской области по традиции прошёл Фестиваль Авторской песни им. Валерия Грушина. Казалось бы – Волга, песня, костёр, гитара – просто квинтэссенция уюта. Когда-то так и было…
По масштабам фестивалей Авторской песни Груша была и остаётся самым крупным мероприятием данного жанра. Ежегодно на Мастрюки съезжаются толпы людей, чтобы послушать своих любимых авторов, встретиться с друзьями, насладиться непередаваемой атмосферой, которую оргкомитет и участники фестиваля создают на поляне. И в этом году я ехала на свою девятую Грушу и старалась не думать о том, что произошел раскол, что Платформу прогнали под Ногинск, что еду я на намоленое годами место, в то время как оргкомитет доверия мне не внушает. И ведь хорошо было на фестивале, если об этом не задумываться.
Первое, что бросилось мне в глаза на подъезде к фестивальной поляне – это билеты на «платную неохраняемую парковку». Обычно на подобных мероприятиях если уж парковку никто не охраняет, то называют это приятными словами «экологический сбор». Вроде, как и денег не жалко. А тут такая парковка… Но деваться было некуда. Добрая женщина продала нам билет и сказала, что ребята на парковке укажут, где можно припарковаться. Сразу стало понятно, что Грушинский фестиваль 2015 года выпуска – мероприятие серьезное и требующее особенного настроя и уважения.
Впечатление 2. Кто первый встал, того и тапки
Фестивальный конкурс проходил в привычном формате: три площадки, на которых можно было прослушаться и побороться за выход во второй тур, после чего счастливчики шли в третий, откуда уже лауреаты отправлялись на символ Грушинского фестиваля – сцену «Гитара», что располагается на поверхности одного из Мастрюковских озер. Достаточно много времени пришлось потратить, чтобы после заполнения заявки юная девочка, которая не смогла толком ответить на вопрос, где проходит прослушивание, внесла все данные в большую книгу учета посетителей конкурса. И на эту запись нужно было ещё отстоять очередь. Но это нормально. Не помню Груши без бардака на конкурсе.
Прослушивание в первом туре шло в порядке живой очереди: по прибытии на пункт, где располагалось жюри, заявку нужно было отдать ещё одной юной девочке, после чего она вызывала выступающих. В большинстве случаев конкурсантам сразу говорили, прошли они в конкурс или нет. В меньшинстве – люди узнавали о том, что они должны были петь во втором туре уже после его окончания. Да, с информированием здесь все как всегда.
Среди лауреатов хочется отметить казанский ансамбль НЕ ЗА МИ – уникальное детище Дмитрия Бикчентаева. Участники ансамбля – ученики коррекционной школы для слепых. Исполняют ребята просто потрясающе. После их выступления хотелось встать и долго хлопать в ладоши. В остальном список победителей оказался довольно предсказуемым. На мой взгляд, большинству лауреатов уже пора перестать ходить в конкурс. Хотя, не исключено, что сделано это для повышения уровня фестиваля. Но так всегда: кто-то поёт, а кто-то в конкурс ходит.
С конкурсным концертом связана одна не очень приятная ситуация. Так вышло, что два ансамбля: «Автограф» (г.Заводоуковск) и «Консонанс» (г. Екатеринбург) исполняли одну и ту же «Летнюю босса-нову» с одной и той же аранжировкой. При том ансамбль «Консонанс» – автор этой самой аранжировки выступал позже тех ребят, которые позаимствовали способ исполнения песни. В итоге не сложно догадаться, кто же стал лауреатом, потому что жюри не позволило двум ансамблям петь одну и ту же песню, а поскольку «Консонас» пришел позже, то его поезд ушел раньше. Правильно это или нет – решать не мне. Но весьма показательно. Прямо как с парковкой.
Впечатление 3. Родственники
Работа официальных сцен фестиваля в этом году подчинялась каким-то не очень приятным для меня правилам. Во время работы главной сцены остальным было велено молчать. Конечно, неофициальные сцены не следовали этому закону и продолжали давать возможность выбора пытливым слушателям, которым хочется чего-то нового.
В воскресный вечер на главной сцене был большой концерт Мищуков. И вот идем мы вечером мимо большой толпы людей и удивляемся, как же много народу пришло слушать легендарный дуэт. А куда ж деваться? Я ничего плохого против Мищуков не имею, они несомненно мэтры, легенды и все дела… И люди так покорно им внимали, что захотелось присесть рядом и насладиться этим праздником жизни. После мэтров на сцену выпустили молодое поколение – сына Хомчик и внука Визбора. А публика продолжала внимать с тем же трепетом. Да, ребята молодцы, умеют играть на гитаре, но выпускать их на главную сцену фестиваля только за звездные фамилии – это как-то не совсем правильно. Когда они выступали на детской сцене, это казалось забавным и занятым, но здесь… Их исполнение выглядело не совсем уместно.
Впечатление 4. Детская республика
Мне довелось стоять в детском лагере Школы-клуба авторской песни города Уфы. Наш лагерь стоял там же, где и все сверстники – в так называемой детской республике. Мне казалось, что её существование – одно из немногих преимуществ Грушинского фестиваля по сравнению с Платформой. (На самом деле в этом плане просто цели у фестивалей разные). На деле – это была какая-то массовая показуха. Из детских мероприятий были прослушивание, конкурс, концерт педагогов… И? Весь смысл этого единого стояния юных бардов заключался в том, чтобы посоревноваться? А в свободное от детей время на детской сцене выступали совсем недетские авторы, которые пели песни не совсем для отроков. В общем, не сработала фишка. И это печально. Ведь совсем не сложно организовать кучу разнонаправленных детских концертов, дать ребятам попробовать себя на большой сцене. Помню своё первое впечатление от выступления на Груше – дух захватывало. Но здесь надо сказать спасибо нашему руководителю ШКАПа за то, что она выбивала нам эти возможности.
Впечатление 5. Междуречье
Междуречье – это такая сцена, которая пришла сюда из Кирова. Каждый год культурное движение Междуречье проводит фестиваль на Вятке и организует сцену на Мастрюках. Междуречье не участвует в политических разборках между клубами-организаторами фестиваля. Междуречье просто хорошо делает свою работу, радуя публику прекрасными авторами, и даже позволяет себе страшное слово неформат. Мой фестиваль прошел именно там, потому что эта сцена – одно из немногих мест, откуда не тянуло конфликтом и попытками кому-то что-то доказать. Просто люди приехали и сделали свою работу – подарили зрителям возможность услышать, а авторам и исполнителям – возможность быть услышанными. Большое спасибо Елене Гинзбург и Андрею Хорлину за это праздник. А звук на Междуречье, надо отметить, был лучшим на фестивале.
Впечатление 6. Люди и орги
В ответ на вопрос «Зачем вы приехали на Грушинский фестиваль» большинство людей ответило как-то так: «Встреча со старыми друзьями, Волга, атмосфера фестивальной поляны». Единицы приехали послушать авторскую песню. И не потому что некого было слушать, а потому что интересы фестиваля не слишком совпали с интересами слушателей. По крайней мере, тех, с кем я имела возможность обсудить данный вопрос. У каждого свои цели и задачи в первые выходные июля на Мастрюковских озерах. Люди годами стоят на одних и тех же местах (в этом году, кстати, оргкомитет прогонял посетителей фестиваля с полян, на которых они стояли чуть ли не с первой Грушинки). Люди приезжают общаться и петь песни. Люди приезжают в неформальной атмосфере послушать любимых авторов. Но лично у меня было такое ощущение, что оргкомитет фестиваля думает, что должно быть как-то иначе, как-то по их сценарию. Может быть, это предвзятое отношение, но это моя девятая Груша и я могу о чем-то судить. Раньше все было как-то проще что ли. Это сложно объяснить словами, но вся эта тягомотина вокруг раскола и дележки названия ни к чему хорошему не привела. Скоро все дойдет до того, что на каждую сцену будет свой платный билетик. Ощущения у меня такие.
P.S. Неформат
В конкурс Елизавета Евщик со своими небардовскими песнями не прошла. Может быть, это действие ауры неформата, которая висит надо мной, а может быть, и уровнем я не дотягиваю до каких-то странных потолков. Но я не сильно расстроилась. Выступление на главной сцене преемников поколения матерых бардов дало понять мне, что неформат здесь дело наживное. Это смотря с какой стороны посмотреть. Понятно, что никто в тебя камнями кидать не будет, если ты будешь петь такой легкий бард-рок, от которого у жюри все внутри перевернется. Но и на сцену тебя с ним никто не пустит, потому что ты «не свой». Но ты не расстроишься, а пойдешь плясать под рок-н-ролльные рифы прекрасной Ксении Федуловой и забудешь о том, что все относительно и противоречиво. Потому что главное на фестивале – это песня. А она на Грушинском была и не одна. И все разговоры вокруг политики фестиваля – дело вчерашнего дня. И хочется сказать кому-нибудь спасибо, за то, что нам дарят такую прекрасную возможность приехать в очень красивый фестивальный парк на Мастрюковских озерах, послушать несколько раз в день Григория Данского и уснуть под то, как Рома Филиппов поет в соседнем лагере. И «платная неохраняемая парковка» кажется уже просто шуткой, потому что эмоции, пойманные на фестивале, перекрывают все отрицательное, что я понаписала выше. Груша в этом году явно «неформат» для меня. Но я понимаю, что этот «неформат» неплох. Просто иногда нужно смотреть на чужую точку зрения без очков.
Благодарим Алексея Бажина за предоставленные фото с фестиваля . Еще больше фотографий здесь: www.alexbazhin.com
15.34, 17.08.15, Дмтрий Свиридов
22.42, 18.08.15, Елизавета Евщик
14.00, 20.08.15, Татьяна Николаевна
22.38, 24.08.15, Елизавета Евщик
20.16, 02.09.15, Татьяна Николаевна