Похоже, в сфере шоу-бизнеса намечается правовая революция. Или просто юридическая безграмотность стала настолько вопиющей, что начала ликвидировать самое себя изнутри? Юрист, специалист в области авторского права Александр Кондратенко учит российских музыкантов достойно отстаивать свои права и предусмотрительно не посягать на чужие. Его статьей Soundrussia открывает новую рубрику "ЮРпросвет.
Часть 1.
Цель серии статей, предлагаемых вашему вниманию - в простой и понятной форме изложить основные положения действующего законодательства в области авторского права, связанных с использованием музыкальных произведений. Достоверные сведения об авторских (а тем более - смежных) правах достаточно сложно приживаются в музыкальной среде, уступая место абсолютно недостоверным слухам и домыслам, активно распространяемым на просторах сети. Какие виды прав подлежат правовой охране? Как они возникают? Нужно ли их регистрировать и как правильно ими распорядиться? Ну, и конечно, какая ответственность наступает в случае, если кто-то решил незаконным образом их использовать. Что означает «право на воспроизведение», можно ли передать «исключительное право» на неисключительной основе, почему не бывает «авторских прав исполнителей» и наконец, на каком основании РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) собирает авторское вознаграждение в пользу Правообладателей с концертных залов, ресторанов, гостиниц и предприятий торговли даже в том случае, если Правообладатель не заключал с ними никаких договоров. Для авторов, музыкантов, продюсеров, организаторов концертов и фестивалей, а также для всех интересующихся.
Свой рассказ об авторском праве я хотел бы начать с одной занимательной истории о том, как в результате ряда ошибочных и некомпетентных действий легко лишиться своих авторских прав, и как сложно, а иногда и вовсе невозможно, исправить сделанные ошибки.
Музыканты легендарных «The Beatles» полностью потеряли контроль над своими авторскими правами из-за того, что в 1962 году заключили непродуманный договор с издателем Диком Джеймсом. По условиям этого договора, Дик Джеймс получил самую крупную долю акций в компании «Northern Songs», которой принадлежали авторские права на песни музыкантов великой четвёрки. В 1969 году, испугавшись предстоящего распада группы, он продал принадлежащий ему контрольный пакет «Northern Songs» компании ATV Music, которая склонив на свою сторону консорциум независимых акционеров и воспользовавшись несогласованными действиями участников группы, получила в конечном итоге полный контроль над их авторскими правами. В 1981 году Пол Маккартни предпринял попытку вернуть контроль над правами, попытавшись выкупить их у ATV Music. Однако сделка не состоялась из-за того, что предложенная сумма в размере 20 миллионов фунтов показалась завышенной Йоко Оно - наследнице авторских прав Джона Леннона. Йоко Oно считала, что не имеет смысла платить ATV Music больше 5 миллионов, в результате чего сделка не состоялась. А вот обладателю «лунной походки» Майклу Джексону сумма не показалась завышенной и в 1985 году права на весь каталог были приобретены им за 32 миллиона фунтов (47,5 млн. долларов). Спустя несколько лет, в 1991 году, когда «король» поп-музыки начал испытывать финансовые проблемы, он решил продать половину своей доли в ATV Music корпорации Sony. Только за половину своей доли Джексон получил от Sony 70 млн. фунтов. В дальнейшем стоимость прав на произведения Леннона-Маккартни также продолжала непрерывно расти, а доходы от их использования получали люди и компании, не имеющие никакого отношения ни к музыке, ни к этим песням. В настоящее время права на 270 песен из каталога «Northern Songs» оцениваются в 700 миллионов долларов.
Эта поучительная история случилась из-за того, что в далёком 1962 году, при подписании договора со своим первым издателем Диком Джеймсом, музыканты не смогли или просто не захотели разбираться с нюансами заключаемого договора, его терминологией и существенными условиями. А может быть, им просто не с кем было посоветоваться.
Если можно кратко и совсем ненаучно сформулировать понятие «авторское право» – это о том, что мы слышали с раннего детства: «Нельзя брать чужое!» Да-да, именно с восклицательным знаком.
- Но ведь взять так легко!
- Вот, посмотрите, все берут и ничего, значит - можно!
Большинство музыкантов ошибочно полагают, что можно исполнять, записывать, снимать на видео и выкладывать в сеть «чужие» песни, и это не повлечёт за собой никакой ответственности. Почему? Да потому что так было всегда – а значит, так и будет.
- Авторское право? Нет, не слышали… - Смежные права – это что-то про соавторство? - Размер компенсации за «чужую» песню, исполненную на концерте - до 1 миллиона руб ? Не может быть! Мы же уже исполняли…
А между тем, авторское право существует. И многие правообладатели умело зарабатывают на этом. Но самое главное – существует ответственность за их нарушение, которая рано или поздно может коснуться каждого исполнителя. Следует учесть, что на сегодняшний день свыше 90% доходов Авторов и Правообладателей составляет именно претензионная работа, приносящая им такой уровень доходов, который никогда не мог бы быть достигнут легальным использованием их произведений. Поэтому для подкованного в сфере интелектуальной собственности Правообладателя нет большего счастья, чем ситуация, когда его права нарушены. А повсеместный характер этих нарушений предоставляет отличный выбор – жертва нужна состоятельная: телеканал, крупная социальная сеть, концерный зал, крупный фестиваль или рекламное агентство, а то и вовсе незадачливый исполнитель, просто по незнанию схвативший «чужое». Как это ни парадоксально, но именно незаконное использование произведений и другие нарушения, имеющее обобщённое название «пиратство», сегодня приносит Правообладателям самые максимальные доходы. Когда несколько лет тому назад рекорд-компании стали «проседать» с продажей компакт-дисков, разные социальные сети и многочисленные пиратские ресурсы сами того не желая, поддержали рекорд-индустрию, нарушая их права и выплачивая за это значительные штрафы и компенсации. В качестве примера – одно из многочисленных решений суда в пользу компании «C.Б.А. Гала Паблишинг» против социальной сети в «В Контакте» за незаконное размещение её пользователями (!) нескольких песен МакSим и группы «Инфинити»:
- Но ведь мы не в коммерческих целях!
- Мы никому не наносим ущерба!
- Мы же пропагандируем ваше творчество!
Давайте сразу же откажемся от распространённого мифа, что если использование произведения осуществляется на некоммерческой основе, или используется маленькая часть чужого произведения, хотя бы небольшой фрагментик, то можно. Потому что использованием произведения признаётся любое использование, независимо от того, используется оно в целях извлечения прибыли и без таковой. Делать копии экземпляров произведения, распространять их, исполнять произведения в публичном месте живьём или с помощью технических средств, сообщать произведение по радио и телевидению, использовать в интернете или даже перерабатывать каким-либо образом возможно только на основании письменного договора с Правообладателем. В случае нарушения своих прав Правообладатель освобождается от доказательства размера ущерба и имеет право требовать с нарушителя компенсацию, устанавливаемую на основании решения суда за каждый (!) факт нарушения. Продолжаете нарушать? «Безумству храбрых поём мы песню,» - любил говаривать Максим Горький.
Давайте определим простые, но очень важные понятия и вопросы, без которых дальнейшее движение в сторону постижения авторского права будет затруднительным.
1.ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Понятие авторского права неразрывно связано с понятием творчества, однако оно не охраняет собственно сам процесс творчества, а только его результаты, которые именуются Произведениями. Таким образом, Произведение – результат творческой деятельности Автора, выраженного в материальной форме. Предоставление правовой охраны никоим образом не зависит от назначения и достоинства произведения, его художественной ценности и других качеств. В нашем случае музыкальные произведения с текстом или без являются объектами авторского права в соответствии с п.1 ст.1259. Также законодательство охраняет иные виды произведений, например – литературные, хореографические, аудиовизуальные, произведения изобразительного искусства, фотографии, географические и топографические карты, компьютерные программы, а также переводы, переработки и составные произведения.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ. ПРЕЗУМПЦИЯ АВТОРСТВА
Авторское право возникает в момент создания Произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Под созданием Произведения понимается его выражение в какой-либо объективной форме, например в виде партитуры, рукописи, записи. В то же время законодательство не препятствует добровольной регистрации, которая может оказаться очень кстати при возникновении спора относительно авторства в отношении того или иного произведения. Презумпция авторства как раз и состоит в том, что автором произведения признаётся то лицо, которое сможет доказать объективное существование произведения в более ранний период. Такой подход закреплён в статье Гражданского кодекса – лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Кстати, раз мы заговорили про доказательства авторства, то судом могут приняты во внимание иные доказательства, такие как показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, рабочие материалы и наброски, и даже заключения экспертов.
3.ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Очень часто авторское право воспринимается абсолютно неверно с точки зрения собственно объекта охраны. Мы с вами уже договорились, что охраняемыми объектами являются Произведения, именно как результаты творческой деятельности. И здесь мы должны отметить, что произведения обладают разными качествами – формой и содержанием. Попробуем разобраться с этими понятиями на простейшем примере. Автор написал кулинарный рецепт (литературное произведение, а может быть – научное?) на тему «Как сварить пельмени?», в котором изложил свой взгляд и на то, как (с его точки зрения), нужно варить пельмени, чтобы они получились вкусными и неразваренными. Так вот, те слова и буквочки в тексте его произведения будут являться Формой этого произведения. А сама описываемая технология варки пельменей, будет считаться его Содержанием. Секундочку, что же получается? Если я сварил пельмени по этому рецепту, значит я нарушил авторское право автора статьи? И пельмени станут контрафактными? Вовсе нет, потому что авторское право охраняет только форму Произведения и совершенно безразлично к его содержанию. А вот если вы каким-либо образом используете форму этого произведения – те самые слова и буквочки, разместив их при издании какой-нибудь кулинарной энциклопедии, книги, или даже опубликовав рецепт в сети, тогда вы будете являться нарушителем авторских прав на это пусть совсем небольшое, но всё-таки произведение. Таким образом, авторское право не защищает идеи, методы, способы, технологии, открытия, изобретения, товарные знаки. Для этого существуют прочие области законодательства, которые также относятся к сфере интеллектуальной собственности, например, патентное право, или право на средства индивидуализации, которые имеют другой порядок возникновения, использования и срок охраны. Поэтому перестаём употреблять нелепые термины типа «авторское право на изобретения» или «авторское право на товарный знак».
4.ПОЧЕМУ АВТОР НЕ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ?
Давайте обратим внимание на ключевую фигуру в авторском праве – на личность автора. Автор – обязательно физическое лицо, творческим трудом которого создано музыкальное произведение. Не признаются авторами лица, не внесшие творческого вклада, а оказавшие автору организационное, техническое или материальное содействие. Именно автор изначально является собственником всех авторских прав. Он может использовать принадлежащие ему права самостоятельно, а может передать их другим лицам. И поэтому необходимо разобраться, какие права могут быть переданы, а какие навсегда сохранятся за автором.
Именно у автора возникает комплекс прав, которые мы тут же разделим на 2 категории, которые именуются моральными (личные неимущественные) и экономическими (имущественные). Запомнить их сущность очень легко – моральные нуждаются в уважении, а экономические – в оплате. В качестве примера личных неимущественных прав рассмотрим ПРАВО АВТОРСТВА – то есть право автора признаваться автором того или иного произведения.
Первая часть термина личные означает, что эти права являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут быть переданы другим лицам по закону или договору. То есть автор произведения не вправе передавать, а кто-либо не вправе приобретать ПРАВО АВТОРСТВА и впоследствии считаться его автором. Любое соглашение или договор о передаче личного неимущественного ПРАВА АВТОРСТВА ничтожно, или недействительно. Независимо от того, где и когда жил автор, мы признаём его как автора конкретных произведений. Например, автор легендарных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» - Гомер, живший в VIII веке до нашей эры, по прежнему признаётся их автором, венецианский композитор Антонио Вивальди – автором скрипичного концерта «Времена года», а Давид Фёдорович Тухманов – автором музыки песни «День Победы». Часто приходится слышать, что сроки охраны авторских прав составляют столько-то лет. Здесь нужно обязательно уточнить. Действительно, имущественные (экономические) права подлежат правовой охране в течение определённого срока, но если мы говорим о личных неимущественных правах, и в частности - ПРАВЕ АВТОРСТВА, то такие права охраняются бессрочно.
А вот права экономические (имущественные), связаны прежде всего с использованием произведений тем или иным способом. Нужно сразу же отметить, что каждое из имущественных прав является отдельным и может быть передано отдельно от всех остальных. А к радости авторов стоит добавить, что за каждый вид использования автору полагается вознаграждение. Лицо, владеющее имущественными правами на Произведение, может использовать их, например, воспроизводить (изготовлять экземпляры произведения), публично исполнять, использовать на радио и ТВ. В отличие от моральных (личных неимущественных), они могут быть переданы на основании Договора, по наследству, а также на основаниях, предусмотренных действующим законодательством. То есть комплекс имущественных прав, которые мы объединим обобщающим термином ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, может быть «отчуждён» от личности автора в пользу иного субъекта – ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ, который становится обладателем прав на использование Произведения тем или иным способом, а то и всеми сразу. ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ может быть как физическое, так и юридическое лицо.
5.СРОКИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Срок действия имущественных прав ограничен по времени. В самом общем случае такие права охраняются с момента создания произведения и до конца жизни автора, плюс 70 лет после его кончины, отсчитываемых с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Из этого общего правила существует множество исключений, связанных прежде всего с тем, что срок охраны имущественных авторских прав неоднократно изменялся, а вопрос их продления в соответствии с вновь принимаемым законодательством решался по-разному. После того, как срок действия имущественных прав истекает, произведения переходят в категорию «общественное достояние» и могут быть использованы без разрешения НАСЛЕДНИКОВ АВТОРОВ или ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ, но с обязательным соблюдением личных неимущественных авторских прав. Необходимо также отметить, что исключительное право может быть полностью отчуждено в пользу ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ по договору отчуждения, а может быть передано на отдельные виды использования, на разные территории и сроки по лицензионному договору. И здесь есть ещё один «подводный» камень. Передача прав на использование произведения может быть осуществлена на исключительной или неисключительной основе, т.е. в первом случае автор передаёт право и лишается его пусть даже на определённые виды использования, сроки и территории. А в случае неисключительной передачи, право на использование возникает у лица, которому оно было передано, но у автора оно не исчезает. Всвязи с чем АВТОР будет иметь право передать его ещё неограниченному количеству лиц. Остерегайтесь путаницы понятий «исключительное право» и передача прав «на исключительной основе». Это о разном.
6.СЛУЖЕБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Особого рассмотрения заслуживают так называемые служебные произведения. Мы уделим им особенное внимание, потому что права на такие произведения возникают в отличном от общего порядке. То есть если вы автор, но работаете по трудовому договору в продюсерском центре, музыкальном коллективе, группе, и в ваши обязанности входит создание произведений, то вы должны иметь ввиду, что имущественные авторские права на произведения, созданные в порядке выполнения ваших трудовых обязанностей, будут принадлежать вашему работодателю, но вы будет признаваться автором (или соавтором). Произведения, в создании которого вы принимали участие.
Вообще, авторское право насыщено разнообразными особенностями, исключениями, исключениями из исключений и имеет достаточно сложную и разветвлённую структуру. Чтобы правильно ориентироваться в ней, необходимо выделить три важных фактора:
1) какой объект авторского права используется;
2) вид использования (воспроизведение, распространение, сообщение, доведение и т.д.);
3) кто из субъектов осуществляет использование (сам автор, правообладатель, работодатель, наследник, пользователь).
Изменяя всего один параметр в этой трёхмерной плоскости, мы получаем абсолютно разные итоговые результаты. Поэтому для правильного решения задачи в области авторского права необходимо держать в уме как минимум три вышеперечисленных фактора. Каждая из возможных комбинаций, как правило, потребует своего отдельного решения. Видете, как всё просто.
Буду рад ответить на ваши вопросы. С уважением, Кондратенко Александр e-mail: avtorskoe-pravo@mail.ru
13.26, 17.08.15, Алексей
14.59, 17.08.15, Маша
14.07, 20.09.15, Шурик
а еще и разные свидетельства о депонировании, договоры и т.п. http://bardov.legal/st/obespechenie-dokazatelstv-avtorstva
при этом чем раньше автор начнет свое авторство подтверждать, тем лучше :))