Продолжаем публиковать нашу серию советов начинающим музыкантам. Сегодня Игорь Лунев, лидер питерской группы ELIVA ... BAND (экс-лидер известной команды "Бубенцы") и музыкальный журналист, рассказывает о том, какие подводные камни ждут тех авторов песен, которые решат не ограничиваться сольным творчеством, а создать собственный коллектив.  Вашему вниманию практические приемы и нюансы командной психологии. 



Вместо предисловия. Исторический экскурс 

   
В 60-е годы прошлого века, когда в Европе и Америке музыка развивалась бурно и непредсказуемо, многие из тех, кто до этого обходился сольным исполнением песен под гитару или спонтанными коллаборациями с коллегами по жанру, стали привлекать разных  инструменталистов к аранжировкам студийных версий своих опусов, а то и собирать полноценные концертные составы. Так очередной этап фолк-возрождения вобрал в себя новаторские идеи, возникавшие тогда в роке, в джазе и не только. Что происходило в это время на наших просторах? Никаким фолк-возрождением у нас не пахло ни тогда, ни теперь (да не обманет вас периодические всплески моды на «этническую музыку» и поп-рок-проекты, эксплуатирующие темы из литературы в жанре фэнтэзи). Музыкальные новаторы у нас оставались и остаются маргиналами, даже если им удаётся создать некое общее движение. 
    В 60-е на территории СССР большая часть джазменов играли американские джазовые стандарты, большая часть тех, кого позже назовут рок-музыкантами, снимала «один в один» американские и британские поп-хиты, большая часть авторов-исполнителей довольствовалась примитивным гитарным аккомпанементом на трёх-четырёх аккордах и однотипными мелодиями — примитивными, так сказать, «дворовыми» версиями романсов. Плюс официальная советская эстрада, но об этом явлении в контексте данной статьи не стоит и задумываться. И совсем уж отдельно — классическая музыка. Печальной особенностью нашей музыки на долгие годы стала замкнутость на себе вышеперечисленных сообществ. Вместо того, чтобы обогащать друг друга и друг у друга учиться, джазмены, «классики», «рокеры» и «барды» смотрели друг на друга в лучшем случае настороженно. Исключения были крайнее редкими, и в лучшую сторону что-то начало меняться только в середине 70-х. Ну, а в 60-е в «бардовской» среде сформировалась целая философия мелодического и гармонического примитивизма: дескать, сколько-нибудь яркая (не обязательно даже сложная) музыка отвлекает от текста, а это плохо потому, что в песне главное — текст. Нельзя сказать, что тексты «бардов» были сплошь поэтическими шедеврами, но квазимиф прижился и позже, в 80-е годы, перекочевал к так называемым «русским рокерам». 
    Однако жизнь не стоит на месте, и всё большему количеству русскоязычных авторов-исполнителей становился тесен консерватизм «бардов-шестидесятников» и их последователей. С начала 70-х наши рок-музыканты начинают активно сочинять сами на русском и других языках бывшей Российской империи. На этом пути они оказываются вынужденны обращаться к своим культурным традициям, а потом и участвовать в развитии этих традиций. Та же рок-музыка с её свойством вбирать в себя практически любые стили оказывает влияние и на авторов, не имеющих к ней прямого отношения. И если говорить исключительно о форме, то теперь мы можем наблюдать две устойчивые здоровые тенденции. Во-первых, музыкальный кругозор большинства молодых авторов-исполнителей песен уже на несколько порядков шире и глубже «КСП-стилистики», а современную русскую народную музыку невозможно представить без элементов таких изначально нерусских стилей, как, например, блюз или рэггей. Во-вторых, надо отметить, что даже те современные авторы-исполнители, что в своём творчестве далеки от рок-музыки, стараются работать с инструменталистами, то есть обращают всё больше внимания собственно на музыкальную составляющую своих песен. 
    Лично я хотел играть в группе с совсем юных лет, гораздо раньше, чем взялся за гитару и стал сочинять песни. И до сих пор для меня исполнение песен под одну гитару — вынужденная ситуация. Конечно, из правила бывают исключения — например, минималистская звуковая концепция конкретного проекта. Но вообще мне хочется играть с другими музыкантами, что я и делаю как в своей постоянной группе, так и в различных спонтанно возникающих составах. Поскольку мне довелось поиграть с множеством самых разных людей, хочу поделиться своими соображениями о том, как  автору песен взаимодействовать с теми, кто готов составить ему компанию в исполнении этих песен.


Что делать? 


    Итак, вы автор песен и хотите собрать группу. Не аккомпанирующий состав наёмных профессионалов, которые за деньги сделают вам красиво (или некрасиво — как закажете), а группу, то есть ваших соработников, тех, кто впишется в ваше предприятие и будет готов заниматься творчеством вместе с вами прежде всего ради удовлетаорения своих творческих амбиций. Первым делом хорошо подумайте, что можете предложить этой самой группе. То есть у вас должно быть достаточно материала для того, чтобы музыканты могли выбирать то, что им по душе. Они имеют на это право, и будьте готовы к тому, что они откажутся играть некоторые ваши песни. Также перед тем, как звать музыкантов, хорошо подумайте, какого звучания вы хотите и на какое звучание вы сами способны. Например, хочет человек играть громкий рок, но не умеет орать — голос тихий от природы. Надо ли ломать свою природу? Или лучше научиться убедительно пользоваться теми данными, которые уже есть? Благо, в мировой музыке можно найти настоящих мастеров, поющих в самых разных манерах, и на их опыт можно ориентироваться. Прислушайтесь к себе и постарайтесь выработать свою индивидуальную манеру, соответствующую не только вашим музыкальным предпочтениям, но и вашим физиологическим параметрам. Иначе, выйдя с группой на сцену, рискуете поставить в глупое положение не только себя, но и ваших коллег. Решив, как приблизительно хотите звучать, подумайте, какие инструменты лучше для выбранного звучания подходят. Хотя на практике здесь возможны удивительные открытия — потому, что очень многое зависит не от инструмента, но от того, как умеет мыслить инструменталист. Толковый музыкант и на валторне сыграет хэви-метал. Поэтому, если вам предлагает сотрудничество инструменталист, с которым изначально вы играть не планировали, не спешите отказываться, попробуйте сделать что-то вместе — возможно, так ваша группа и обретёт свою «фишку». И ещё о звучании: сами вы можете не быть музыкантом в строгом смысле этого слова, но музыкальный кругозор и собственное представление о звуке пригодятся вам хотя бы затем, чтобы принимать предложения по аранжировкам более-менее осознанно, а не так: «Всё равно ничего не понимаю, делайте, что хотите» или так: «Всё, что вы предлагаете, плохо, а как надо, я не знаю». 
    Как собрать хорошую группу? Не существует единого рецепта. Но если понимающие вас музыканты найдутся среди ваших друзей, группе это пойдёт на пользу, поскольку творческий процесс — дело во многом интимное, и хорошо, если в таком деле рядом с вами будут близкие люди. И потому хорошо также, если вы сначала найдёте музыкантов, а потом, в процессе совместного музицирования по-настоящему подружитесь с ними. В любом случае, обращайте внимание на человеческие качества ваших возможных соработников — по идее, вам с ними предстоит довольно тесное общение и лучше, чтоб оно было приятным. Старайтесь не играть с людьми, которые выказывают откровенное пренебрежение к вашим песням – дескать «они хорошие только потому, что мы их аранжировали» (даже если это правда). Остерегайтесь иметь дело с необязательными людьми, даже если они хорошо владеют инструментами. Для вашего же спокойствия следуйте «правилу трёх раз»: три раза человек спонтанно продинамил репетицию или концерт — расставайтесь с ним. Ибо такие отношения во вред всей команде. Также не стоит соглашаться постоянно играть с музыкантом, уже участвующим более, чем в трёх проектах. Даже если он сам изъявляет желание играть с вами, скорее всего, он вскоре начнёт пропускать не только репетиции, но и концерты из-за нехватки времени. В крайнем случае, если вам уж очень нужен именно этот человек, приглашайте его время от времени на запись или на разовые полуимпровизационные мероприятия, где его возможное отсутствие не будет грозить провалом. Главное: вам нужны не просто музыканты, способные выучить предложенные вами аккорды и ритмические рисунки и что-то сыграть, вам нужны сотворцы,  аранжировщики, правильно чувствующие ваши песни. Более того, будет особенно замечательно, если вы найдёте соавторов. 
    Будет лучше, если вы отрешитесь от нелепой традиции «русского рока», когда группа ассоциируется практически исключительно с автором песен, который к тому же и вокалист, а остальные музыканты остаются в тени фронтмена. Во-первых, настоящий лидер группы — не тот, кто написал тексты и бормочет-выкрикивает их под набор аккордов, а тот, кто определяет общую концепцию, а таковым может быть и соло-гитарист, и барабанщик, и исполнитель на глиняной свистульке. Во-вторых, для пользы дела важнее быть частью целого, а не гордым одиночкой, позволяющим «простым ремесленникам» погреться в лучах его потенциальной славы. Абсолютно нормально, если музыканты изменят вашу песню до неузнаваемости, переделают гармонию и даже допишут текст. Абсолютно нормально, если в группе будет несколько вокалистов — так её звучание станет богаче, интереснее. Главное же в работе над песней — не ваше самовыражение, не ваши амбиции (как сказано у Даниила Хармса: «...тут я кое-что наделал и теперь несу всему свету показывать»), а сама песня. Каждый из участников группы должен прежде всего вслушиваться в композицию. Важно не то, в каком модном или немодном стиле вы можете сыграть любую тему, а то, как именно она лучше прозвучит в вашем исполнении. И потому у вас в команде может быть супервиртуозный клавишник, но если в конкретной композиции нужно, чтобы он один раз ударил в треугольник, пусть бьёт в треугольник и радуется. Если вы, автор и «бард», написали песню, а потом выясняется, что её лучше поёт кто-то другой — пусть он и поёт, а вы сосредоточьтесь на ритм-гитаре, это для вас будет весьма не вредно, особенно если учесть, что в «русском роке» ритм-гитаристом часто считается тот, кто просто неритмично брякает аккорды. И если вы своей игрой поспособствуете развенчанию этого заблуждения, будет больше пользы. Кстати, когда будете думать о звучании группы, подумайте и о том, на каком инструменте стоит играть вам самому. Так если у вас будет электрический состав, то вашу акустическую гитару придётся либо сменить на электрическую, либо использовать не так, как вы привыкли, играя сольно. И забудьте о глупой идее «главное — тексты». О глупой идее «главное —  музыка» тоже забудьте. Главное — песня. В ней может быть два слова, но это должны быть нужные слова. Это может быть целая поэма, но она не прозвучит без подходящего аккомпанемента. 
    Лучшие группы в истории музыки — это всегда нечто большее, чем сумма индивидуальностей. То есть мало просто собраться, сочинить материал и придумать аранжировки — должна появиться некая химия. Чтобы выйти на эту химию, играйте с вашей группой джемы, либо на основе ваших песен, либо на основе случайно выбранных гармоний или риффов. Старайтесь уловить, в каких ходах или созвучиях лучше всего раскрываются не отдельные музыканты, а именно вся команда. Ваша группа будет по-настоящему интересной, только если будет звучать оригинально и уверенно.  Не страшно, если в группе нет ярких солистов, главное — как вы звучите вместе. И лучшие музыканты — не те, что играют круче остальных, а те, с которыми кажется, что и сам играть умеешь. Так бывает вовсе не тогда, когда коллеги владеют инструментами ещё хуже, чем вы, а тогда, когда их игра подталкивает и вас к правильным телодвижениям. Загадка, но факт: кажущееся умение стимулирует реальное освоение новых приёмов, а становясь членом некоего организма, вы развиваетесь и как личность. 

    

комментарии
 
14.59, 22.06.15, Игорь Фёдорович
Всегда приятно, когда у нас вспоминают фолк-возрождение! Но в связи с этим хорошо бы как-нибудь направлять людей читать книги Писигина. Чтобы лучше понимать и чувствовать контекст...
 
16.09, 22.06.15, Игорь Лунёв
Да, книги Писигина очень информативны, хорошо бы ещё автор не ударялся периодически в дешёвый мистицизм.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

             ___      _____    _    _             
    ___     / _ \\   / ____|| | || | ||   ____    
   /   ||  | / \ || / //---`' | || | ||  |    \\  
  | [] ||  | \_/ || \ \\___   | \\_/ ||  | [] ||  
   \__ ||   \___//   \_____||  \____//   |  __//  
    -|_||   `---`     `----`    `---`    |_|`-`   
     `-`                                 `-`      
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания