Куклы Ленина доели
6 июня в арт-центре "Стал'in" прошел концерт рок-барда Елизаветы Евщик
Самобытному, то есть так называемому "неформатному" музыканту сегодня нужно иметь определенную смелость, чтобы играть в Москве сольники. Да еще и летом. Да еще и в клубе, название которого является красной тряпкой для некоторой части рукопожатной публики. Но, похоже, рок-химика (или бард-рокера?) Елизавету Евщик ничто не пугает. Свое бесстрашие она демонстрировала слушателям 6 июня на сцене клуба "Стал'in". А попутно - раскрывала секреты творческой и фестивальной кухни, активно соединяла авангард и бардовскую песню и душевно общалась с публикой.
Чтобы попасть в "Стал'inа", надо преодолеть темную проходную с турникетом под пристальным надзором охранника. Затем миновать целую чреду странных обшарпанных построек. И только потом зайти в бывшую конюшню на территории режимного объекта - антикафе, рассчитанное на посиделки в очень тесных компаниях. Лиза Евщик, маленькая, хрупкая и улыбчивая, вся состоящая из пастельных оттенков, на фоне суровых черно-красных интерьеров "Стал'inа" была похожа на старшеклассницу и смотрелась странно и трогательно.
Начался концерт, как и положено 6 июня, с посвящения Пушкину: песней "Черная речка" группы "Серебряная свадьба". Лиза рассказала, как они феерично разучивали и пели эту вещь вместе с ее учениками, воспитанниками Школы-клуба авторской песни (ШКАПа) в Черноголовке. А потом исполнялись собственные песни Евщик, старые и новые, и почти каждую сопровождал рассказ - история создания или бытования.
Например, Елизавета поведала, что романтическая колыбельная "Звездопад" посвящена ее племяннику Егорушке. Когда Егору было три года, он ходил по комнате босиком, и его мама просила надеть тапочки, чтобы ноги не замерзли. "Зачем, мама, мы же все равно все умрем?" - спросил мальчик. "Сейчас Егору 10, и его мировоззрение не изменилось", - резюмировала Лиза. А еще после исполнения этой песни случился конфуз в отборочном туре одного международного бардовского фестиваля. Дело было на территории сопредельного государства. И конкурсное жюри упрекнуло Евщик в том, что в тексте колыбельной, посвященной ребенку, все время упоминается какой-то "небесный бордель". У почтенных форматных бардов, не очень хорошо владевших русским языком, произошло смешение понятий: они решили, что "бардак" и "бордель" - это одно и то же.
Жюри другого бардовского фестиваля сильно напряглось после того, как Лиза сыграла со сцены одну из своих самых интересных песен - "Синий в клеточку пиджак", которая тоже прозвучала в тот вечер на сцене клуба "Стал'in". Елизавета написала эту композицию, когда ей было 16. Данная вещь интересна тем, что поется от лица непутевого отца, который годами забывал про свою дочь, а потом вдруг решил приехать и поздравить ее с днем рождения. Но дверь ему открыла не восьмилетняя девочка, а восемнадцатилетняя девушка: "18, нет, не 8! Вроде, пролетела осень, а за ней - десяток лет..." Когда-то песня вызвала множество споров. Фестивальные мэтры бурно дискутировали только о сюжете, напрочь забыв обсудить эстетические достоинства и недостатки. Многие возмущенно кричали: " А у автора вообще с головой все в порядке, зачем он такое пишет?!" "Дело в том, что в фестивальных жюри сидят в основном как раз герои этой песни. Их неимоверно задело за живое. Песня оказалась провокационной ", - объяснила Евщик. Остается только добавить, что таковой и должна быть сила настоящего социального искусства. Елизавета вспоминала еще и том, как ее коллега, автор-исполнитель Евгения Ланцберг , послушав "Синий в клеточку пиджак", спросила: "Зачем там у тебя куклы Ленина доели"? Так ей послышалась строчка "Куклы Лене надоели"... "Я очень долго не могла потом петь эту песню, потому что меня разбирал смех, когда доходила до данного места", - сказала Лиза.
Печальную композицию "Капитан", посвященную Геннадию Бачинскому и всем умершим Лизиным друзьям, сменяли почти авангардные "Блюз уфимских крыш", "ЧК", "Категория "мы"" и совсем новая, но уже полюбившаяся слушателям вещь о человечках в клеточку и человечках в звездочку. Лирическая баллада "Наш поезд ушел" соседствовала с романсом "Я к вам". Были и песни по заявкам зрителей. Последней прозвучала замечательная композиция "Рояль" - история о музыканте, который на поверку оказался просто "игроком"... Именно эту композицию отметило в свое время жюри Грушинского фестиваля.
Концерт длился около двух часов. На протяжение всего времени автор находился от зрителей почти на расстоянии вытянутой руки и активно общался с залом. А после того, как смолкли последние аккорды, тот, кому, показалось мало, мог еще попить чаю вместе с Лизой и пообщаться. И, надо заметить, этой возможностью воспользовались почти все.
17.10, 09.06.15, привет
22.25, 09.06.15, Светлана Галанинская
13.14, 10.06.15, привет
13.16, 10.06.15, привет
15.04, 10.06.15, Светлана Галанинская