Тот, кто хотя бы раз услышит песни Алексея Петрова, не сможет забыть их никогда. Потому что ничего похожего в нашей музыке просто нет. Образ печального юродивого, "черного попугая" из одноименной композиции, сметающего на пути к людским сердцам все социальные условности, но никогда не разрушающего нравственные границы, - слишком не типичен для современной поп-культуры. Кто-то называет Петрова мрачным и депрессивным и считает, что его творчество почти соприкасается с наивным искусством. Кто-то, наоборот, восхищается его смелостью и последовательностью на пути обличения людских пороков и находит утешение в этой музыке, подчас врачующей душу. Как бы там ни было, самые сложные темы, которых боятся нынешние авторы (смерть, болезни, страдания, одиночество, греховность), хлесткие остроумные тексты, запоминающиеся безыскусные мелодии, обилие электроники в аранжировках давно уже стали визитной карточкой музыканта. В период работы с известным продюсером Олегом Нестеровым в 2012 году Алексей записал два альбома - "Девушка и смерть" и "Неизданные песни". И еще было отснято несколько уникальных по эстетике видеоклипов, самый яркий из которых - на песню "Маша и шприц" - успел запомниться любителям жесткого арт-хауса.

Сегодня на "Soundrussia" кибербард Алексей Петров вспоминает о собственных музыкальных и литературных пристрастиях, рассказывает, какие перемены в его творчестве произошли после рождения ребенка, рассуждает о вреде идеологии и пользе религии, а также грустит о том, что в современной отечественной  музыке не хватает чистой радости и светлых мелодий.

 - Алексей, ваше творчество настолько "катакомбно", настолько стоит особняком от мейнстрима, что избежать вопросов о музыкальной и ментальной "наследственности" трудно. Вы выросли в Железногорске. "Дитя советского подземелья"? Расскажите, пожалуйста, о городе, его колорите и подземной части.

- Хороший город. Красивый. Чудесная природа. Прекрасные люди. А под землёй там только так называемый Горно-Химический Комбинат расположен. Градообразующее предприятие, ради которого город и строился. Там ядерный щит Родины ковался. Начинку для ядерных боеголовок делали. Атомные реакторы для наработки плутония там находились. Потом их "заморозили" и что там сейчас происходит я не в курсе. Я давным-давно лаборантом там работал. Анализы, пипетки, колбочки и все дела. Работа прекрасная была - не бей лежачего. Плюс платили хорошо за вредность.

- В какой мере это повлияло на дух будущих песен, напоминающих именно что "песни из подземелья", из городских катакомб?

- Не могу сказать, что это "подземелье" как-то непосредственно повлияло на "катакомбность" моих песенок. Эта измогильность, пещерность просто изначально была моим врождённым девиантным состоянием. Думаю, ничего бы не изменилось, если бы я родился и вырос в любом другом населенном пункте нашей необъятной Родины.

-  Несколько лет назад вы рассказывали о своем отце, "рокере старой закалки", о его сильном влиянии на ваши музыкальные вкусы. Отец жив?

- Да, жив, слава Богу. Он очень хороший человек.

-  А что именно звучало в детстве?

- А в детстве звучали битлы естественно. "The Doors", "Deep Purple", "Pink Floyd", "Shocking Blue", Высоцкий, "Abba", "Boney M"...  Ну, и многое прочее. Позже - "Кино", "ДДТ", "Наутилус". Потом он меня с песнями БГ и Башлачёва познакомил.

- А что звучит в папиных наушниках сейчас?  

- Сейчас папина страсть к музыке, мне кажется, поутихла. Зато углубился в философию и поэзию. Бродского читает, англоязычных поэтов каких-то.

-  Влияния в вашей музыке, которые возможно вычленить моему не очень искушенному уху: Башлачев, БГ, Высоцкий, Летов, "Ноль", Леонид Федоров, Мамонов, Ник Кейв, Том Уэйтс, "Nirvana", "Doors", нойз, шансон (французский, а не русский), "System of a Down". Что важное здесь пропущено?

- Я бы сказал наоборот - много лишних имён в этом списке (улыбается). Вычёркиваем - Фёдоров, Мамонов, Ник Кейв, Том Уэйтс, французский шансон. Никогда ничем подобным не интересовался.  А пропущено - Янка Дягилева, "Крематорий", битлы (ну куда же без них?), "Nine Inch Nails", Псой Короленко, Александр Лаэртский.

- А вот каковы литературно-поэтические влияния? Ведь наверняка Ф.М. Достоевский, Платонов и Пелевин имеют место быть?

- Достоевский и Пелевин - конечно. Платонов нет. Ещё люблю позднего Л.Н.Толстого - "Исповедь" и все его тексты того периода. Из современников почти весь Акунин (особенно его "фандориана", из которой я, собственно, своё погоняло "Decorator" и выудил) и Сорокин ("Голубое сало", "День опричника", "Сахарный Кремль" и.т.д.) Поэтическое влияние? Мне нравится Маяковский - "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник". Из современников - поэзия Дмитрия Быкова. Стихи рок-барда Ольги Ступиной.

- Наверное, правильно говорить о том, что в ваших песнях текстовая составляющая преобладает? Вы же феноменально владеете словом. Причем, заметна антипостмодернистская тенденция - стремление к непретенциозности, к прямым высказываниям, не пропущенным через культурную призму. "Под аккомпанемент страстей - и жить веселее, и сдохнуть не жалко,"- это же гениально в своей простоте...

- Насчет антипосмодернизма специально не задумывался. А про "феноменальное владение словом" - сомнительное утверждение. Хотите услышать настоящую поэзию, настоящее живое слово - отсылаю Вас к вышеупомянутым Дмитрию Быкову и Ольге Ступиной. Я там и рядом "не валялся".

А текстовая составляющая - она во всех отягощённых мыслью (даже такой дурацкой мыслью как в моём случае) русских песнях преобладает. Даже такой СТОЛП изысканных аранжировок и инструментальных хитросплетений, как БГ и тот в первую очередь себя текстовиком, а не музыкантом называет.

- В одном из интервью вы сказали, что начали сами писать песни, потому что стало нечего слушать? Почему возникла такая ситуация? Как это вообще - слушать нечего?

- Ну, вот так получилось. Нечего стало слушать. Из тех, кого слушал раньше, - либо все поперемёрли, либо стали гнать мутный невменоз, типа летовских альбомов второй половины 90-х. БГ выручал, конечно. Но после альбомов "Навигатор" и "Снежный лев", где каждая песня была как золотой слиток... В общем, БГ стал выпускать альбомы, в которых в лучшем случае было по две хороших песни.

- В Сибирь не доходили записи нашей альтернативы и андерграунда?

-  Конечно, нет. Тогда ведь не было еще никакого интернета. Откуда было взять записи отечественной альтернативы и андеграунда? Счастьем было надыбать в грохочущих попсой музыкальных киосках невесть откуда взявшуюся там кассету с альбомом Мэрилина Мэнсона "Antichrist Superstar" или, например, "Nine Inch Nails" "The Downward Spiral".

-  На мой взгляд, ваши песни интересны тем, что в них зафиксировано жгучее неприятие всего самого кошмарного, что есть в земной жизни: пошлости, сытой самоудовлетворенности, агрессивной гендерности, поверхностной коммуникации, корысти, атеизма - в общем бездуховности... Откуда сие? Очень ведь не типично - ни для рока с его "sex, drugs" и "будь счастлив - не парься", ни тем паче для попсы с ее "бери от жизни все"? Не страшно продвигать "альтернативную идеологию"?

- Да нет, не страшно. Особенно если учесть, что я ничего не продвигаю. Культурной экспансией и миссионерством пусть рок-конкистадоры занимаются. Я просто пытаюсь облекать всплески каши в моей голове в ту текстово-музыкальную форму, которую нашёл для себя наиболее приемлемой. Да и вообще мне чужда какая бы то ни была заидеологизированность. Помните, по Солженицыну: всякая идеология - зло. Точнее, всякая идеология увеличивает число степеней свободы для стремящегося осуществиться в этом мире зла. Вот ссылка на страничку из "Архипелаг ГУЛаг" с этим солженицынским выводом: http://www.litmir.info/br/?b=222387&p=40"

И, кстати, я только сравнительно недавно пришёл к мысли, что "будь счастлив - не парься" - это то самое, чего так не хватает русской текстовой музыке. Вот что сейчас слушают наши люди со вкусом к изящной словесности?

- И что же? Я вот тоже не знаю, поскольку к числу этих людей не принадлежу...

- По большей части это нечто пафосное, супер-пупер-серьёзное, с уклоном к обдумыванию жития и печальных судеб человечества. Ну вот "Сплина" того же возьмите - все самые лучшие песни грустные. О всем красивом и прекрасном поётся с налётом печали. В итоге огромному количеству чувствительных к хорошему слову людей навязывается вот это собирательное "Выхода нет" настроение. Помните БГ пел - "Какая радость, когда человек слышит слова растамана"? И ведь действительно, прислушайтесь к Бобу Марли - "If you get down and you quarrel everyday, you're saying prayers to the devils, I say" - "Если ты в унынии и ссоришься каждый день, ты возносишь молитвы дьяволу". Так и есть. "Make way for the positivе day!". Растаманы создают себе этот позитив, употребляя то, что они употребляют. Но можно ведь радоваться и без этого. Просто радоваться солнышку на небе, радоваться, читая хорошие книги, слушая хорошую музыку, радоваться папе, маме, жене, ребенку.

И, в том числе, поэтому не хватает текстовой музыки, которая бы привлекала сердца хорошей поэтической составляющей, но без вот этого безосновательного пафоса и налёта вечного русского трагизма.

-  История песни "Девушка и смерть" известна, вы рассказали. А расскажите истории других песен. Любых, особенно новых - все страшно интересно...

- Раньше большинство песен спонтанно проникали фиг знает откуда в мой воспалённый мозг и их содержание никак не зависело от того, что происходило вокруг и внутри меня. Несколько лет назад это прекратилось и с тех пор начали сочиняться песни, являющиеся прямым эхом моей рефлексии по поводу той или иной ситуации. И очень стыдно, что в большинстве своём они всегда были про смерть, депрессивными... Так не должно быть.

Поэтому расскажу только о самой веселой из всех новых песен - это "Yahoo.eu"

С одним моим другом случилась презабавнейшая история. Он поделился этим случаем со мной, и этот короткометражный based on real story арт-хаус долго не давал мне покоя и требовал "художественного" выплеска. А с тем другом моим вот что приключилось: Возвращался он ночью пешим ходом с какой-то пьянки домой. Под градусом в нём, как в любом нормальном холостом молодом человеке, взыграла похоть и он возжелал срочно познакомиться с какой-нибудь девушкой. Ночь, безлюдная аллея. Откуда взяться девушке? И, о чудо! Он видит - на одной из скамеечек печально понурив голову сидит юная особь слабого пола. Мой друг подходит к ней. То да сё, "можно составить вам компанию?" А она поднимает голову, смотрит стеклянными глазами куда-то сквозь него, и начиная плавно раскачиваться своим тщедушным тельцем вперед-назад, утробным голосом размеренно, монотонно нараспев произносит: "Я хуею... Я просто ме-е-е-е-дле-е-е-е-нно превращаюсь в хуй". При этом глаза совершенно стеклянные. Ну, явно упоротая или обдолбанная. По-любому под чем-то. Короче, мой друг, хоть и был в тот момент достаточно пьян и охоч до плотских утех, не выдержал натиска такой психоделической экзистенции, изрядно испугался и, пусть по весьма синусоидальной траектории, но зато с заметным ускорением помчался быстрее домой. Подальше от этого ужаса в ночи.

Ну, вот скажите - могло ли такое мимо меня пройти и не стать частью песни? Хотя бы её припевом?

- Уже ясно, что не могло. Но между припевами есть еще и трагикомические куплеты: "Пудель выкакал алмаз, пидор совершил намаз, депутат угнал камаз"...

- В тексты куплетов я намеренно вставил разные абсурдные ситуации. А в припевах вот этот психоделический отголосок лихих 90-х - "Я хуею!"

А мелодию для этого, как и для большинства своих поздних треков, я взял из мертвого груза тех мотивчиков, которые уже много лет приходят мне в голову без всякой ассоциации с возможной смысловой нагрузкой. Таких мотивчиков у меня уже приличный багаж накоплен - на несколько альбомов чистого инструментала. Но лучше попридержу их при себе, пока чувствую возможность нацепить на какие-то из них паутину текста.

- У меня складывается впечатление, что тема смерти у вас - основная. Во всяком случае, все самые интересные песни - "танатологического жанра" и ее как-то затрагивают. Я когда слушаю вас, часто вспоминаю слова, которые говорил отец митрополита Антония Сурожского своему сыну: "Ты должен ждать смерть, как ждет жених свою невесту..." Да собственно же "Death Song" об этом...

- Эвон как вы завернули! Сурожский? Ну чего тогда стесняться, давайте планку поднимем сразу до уровня св. Франциска Ассизского! Митрополит Антоний Сурожский возносился в своём благочестии до проповеди хиппарям. А католический св. Франциск взбирался на самый Эверест духовности - проповедовал зверям и птицам. Впрочем, что-то подобное делал и св. Серафим Саровский. Да что там звери и птицы! Св. Франциск Ассизский даже неодушевлённые стихии своими братьями и сестрами называл. Помните сочинённую им на смертном одре «Песнь о Солнце», славословие Господу и всем его творениям, прежде всего, Брату Солнцу (frate sole) и Сестре Луне (sora luna), а также Брату Ветру (frate vento), Сестре Воде (sor' aqua), Брату Огню (frate focu), Матери Земле (matre terra), а под конец даже Сестре Смерти (sora morte)? «Восхваляю тебя, Господи, за Сестру Смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать».

- Да, есть культура отношения к смерти, разные традиции. И даже внутри одной традиции отношения разные. Вам что ближе?

- Смех смехом, но что касается меня, то в настоящий момент никакой специфической культуры отношения к смерти я не придерживаюсь.

Впрочем, мне чем-то симпатичны слова Эпикура: «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

Или, например, очень успокаивающе на меня действуют слова Гая Петрония: «Умереть значит присоединиться к большинству». И ведь действительно, по подсчётам демографов из нидерландского «National Research Institute for Mathematics and Computer Science» за всю историю человечества, которая началась 162 тысячи лет назад, на Земле родились около 107 миллиардов особей Homo Sapiens. Живущие сейчас на нашей планете 7,2 миллиарда человек (данные на 2013 год) составляют около 8 % всех когда-либо живших на ней людей. То есть, умереть - это повторить естественную и закономерную судьбу 100 миллиардов предков, ни одного из которых я ничем не лучше. Мне кажется, глупо так напрягаться и трепетать по поводу того, что моё «Я» в один прекрасный день естественным образом исчезнет, ну или перейдёт в другой мир и отчаянно цепляться за свою материальную зону комфорта.

Ещё нравятся слова Александра Башлачёва: «И совсем неважно, от чего помрешь. Ведь куда важнее, для чего родился». А в "Death Song" никакой романтизации и эстетизации смерти нет. Я писал этот трек в состоянии глубокой депрессивной жопы.

- Вы обмолвились в нашей переписке о том, что у вас сложное и противоречивое отношение к христианству и к православию в частности. И это притом что, на мой взгляд, нравственная парадигма в ваших песнях все равно  абсолютно христианская. В чем же дело? Вам попадалось в жизни много неадекватных православных?

- Ну, гораздо чаще неадекватные атеисты попадались. Сами подумайте: кто с большей вероятностью нагрубит вам в общественном транспорте или изобьёт при встрече в тёмном переулке, христианин или атеист? И парадигма новозаветная мне очень симпатична, ведь её в весьма грубом приближении можно сформулировать так: "Будьте хорошими". Да? И по делам вашим Бог уже будет судить вас. Ведь это главное? И неважно, в правильного Бога ты веришь или в неправильного или вовсе неверующий. Нет ни эллина, ни иудея…

- Это только во Христе нет, кстати, а так очень даже...

- Перед Богом все равны. Я бы хотел стать хорошим человеком. Если бы христианство мне в этом помогло, то был бы только рад.

- Так получилось, что вы вновь поменяли место жительства.  Как и почему совершился ваш переезд в Питер?

- Познакомился с прекрасной девушкой. Полюбил её. Поженились. Переехали в СПб.

- Как вам живется и творится? Питер - ваш город по духу? Есть мнение, что это не худшее в культурно-интеллектуальном отношении место...

-  Живется хорошо. Творится? Знаете, когда родился ребенок, я понял, что вот это и есть настоящее творчество, а не тот отстой, которым я занимался раньше. Песен я уже года два в цифру не записывал. Так, какие-то наброски в голове вертятся. И пока не научусь веселые песни делать, вряд ли что-то новое записывать буду. На счет того, какой этот город "по духу" - не знаю. Я домосед, по культурным местам не хожу.

- Сколько же всего у вас сейчас песен? Где можно найти все?

- Всего штук 70 написал наверно. Все уже нигде не найти. То, что удалось сохранить, лежит в контакте.

-  Может ли артист, музыкант, не имеющий дело с шоу-бизнесом, не знающий, как устроен шоу-бизнес, пробиться сейчас к своей публике? Вы ставите пред собой такую задачу? Или, может быть, чтобы тебя услышали, в наше время достаточно компьютера со звукозаписывающими программами, автотюна, интернета и самопродвижения в нем?

- Может, конечно. Но надо действовать, постоянно что-то новое записывать. Что-то яркое, сразу становящееся вирусником, мемом, как, например, недавний набравший на ютьюбе опупенное количество просмотров короткий видеоролик, где маленькую девочку спрашивают: "Вот если тебе нравится мальчик, но он тебе не звонит, что делать?", а она невозмутимо отвечает: "Убивать!"

Вот Стрыкало, Растеряев - они ведь вот так же, из самодельных видеороликов, из ютьюба вышли. Или проект "Сатана Печёт Блины" Святослава Свидригайлова. За пару лет у него ВКонтакте группа уже из 40 тыс. человек. И это только с помощью контакта, без всяких других соцсетей и ютьюба. Этого чувака в лицо вообще никто никогда не видел и даже неизвестно, существует ли он в природе.

Беседовала Светлана Галанинская

комментарии
 
16.19, 02.06.15, Гоглико
Вспоминается притча о превращении в соленой столп .
 
22.21, 02.06.15, Светлана Галанинская
Почему? Неужто?
 
22.57, 05.06.15, А.Петров
А что за альбом "Неизданные песни"? Не припомню такого. Где Вы его нашли?
 
23.16, 11.06.15,
Алексей Петров, супер.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

  ______   __   __    ______     ___     _    _   
 /_   _//  \ \\/ //  /_   _//   / _ \\  | || | || 
   | ||     \ ` //     | ||    / //\ \\ | || | || 
  _| ||      | ||     _| ||   |  ___  ||| \\_/ || 
 /__//       |_||    /__//    |_||  |_|| \____//  
 `--`        `-`'    `--`     `-`   `-`   `---`   
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания