Игорь Лунев, лидер группы ELIVA ... BAND и музыкальный журналист, подхватывает и передает дальше волшебный клубочек, брошенный молодым музыкантам Фросей Галкиной в предыдущих публикациях http://soundrussia.ru/post?id=2078, http://soundrussia.ru/post?id=2851. Сегодня на Soundrussia очень практичные и рациональные советы - из опытных глубин благородного андерграунда.
Нынче это уже особый жанр – сборники советов на тему «Как раскрутиться молодому музыканту». Среди этих советов, надо сказать, немало дельных. Но все они рассчитаны на определённый стереотип: если ты занимаешься творчеством, ты непременно должен заниматься так называемым «самопродвижением», так как значимость твоего творчества напрямую зависит от того, каким количеством людей оно востребовано. Этот стереотип с самого начала искажает картину мира юного творца. И потому я счёл возможным изложить несколько мыслей о том, как продолжать заниматься творчеством, не ориентируясь на непременную «раскрутку», то есть, как сберечь силы, нервы, средства для чего-то более полезного, чем попытки удовлетворить своё тщеславие.
В том, что плоды ваших творческих усилий нравятся многим людям, конечно, нет ничего плохого – в том случае, если они, плоды, действительно того достойны. Но мнение обычных потребителей музыкальных продуктов никак не может быть критерием оценки музыкальных произведений. И не спорьте! Как-то в Санкт-Петербурге Филипп Киркоров давал концерты 30 дней подряд (вы вдумайтесь!). Мне случалось ежедневно ходить вечером мимо концертного зала, где сии действа проходили. И каждый вечер я видел толпу людей, идущих туда. Вот вам и пример. Но о критериях оценки разговор отдельный. Здесь я скажу только одно: если вы исполняете музыку, то достойная хомо сапиенса задача для вас – найти именно вашу аудиторию, то есть не обязательно понимающих, но хотя бы внимательно относящихся к вашему занятию людей. Конечно, нормальное желание музыканта – чтобы таких людей у него было как можно больше. Но поймите главное: каждый (каждый!) такой человек – подарок вам, за который вы должны быть благодарны Богу. И если ваши близкие трое-пятеро друзей считают вашу музыку действительно чем-то важным (хотя бы и внутри вашей компании) – это настоящее счастье.
На меня в своё время произвели большое впечатление слова виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля о том, что молодым группам лучше как можно дольше не пытаться «раскрутиться», как можно дольше оставаться в своём кругу и получать удовольствие от общения друг с другом и от своей музыки. Всеволод очень просто и точно выразил то, о чём я и сам давно думал. Кому-то такой совет покажется слишком радикальным. На это я скажу, что всё должно созревать в своё время. А единственный серьёзный повод заниматься музыкой долгие годы – это любовь к музыке как таковой. Это касается не только групп, но и сольных исполнителей. Играйте на инструментах, сочиняйте, работайте над материалом в своё удовольствие. Вообще даже как-то неловко мечтать о «раскрутке», пока вы не сочинили материал альбома на три. История знает исключения из этого правила, но тем не менее – очень желательно, чтобы к моменту, когда возникнет шанс превратить ваше музицирование в хоть какую-то карьеру, у вас было достаточно композиций для выбора. В качестве примеров того, как не надо делать, расскажу две курьёзных с моей точки зрения истории. Однажды меня позвали играть на ритм-гитаре в недавно собравшуюся группу. Мне тогда хотелось просто с кем-то поиграть, и я согласился прийти в гости к лидеру коллектива. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что у группы сочинена музыка для одной песни и один куплет для другой… Другие мои знакомые музыканты при каждой случайной встрече рассказывали, что они строят репетиционную базу. Приступить же к репетициям они собирались только после завершения строительства. Через год я при очередном рандеву поинтересовался, а что за музыку они хотят играть. На что получил ответ: «А ещё не знаем. Вот построим базу, тогда посмотрим». Это я к чему? К тому, что всё должно созревать вовремя и в нужном порядке. Сначала работайте над композициями, а уж потом, если охота, начинайте себя предлагать.
Ещё кое-что важное: работая над материалом, постарайтесь услышать собственное, оригинальное звучание – даже если играете кавер-версии. Потому, что только это по-настоящему интересно. Человек может научиться многому. Вот вокруг немало хороших музыкантов, которые способны изобразить любой стиль, любую манеру. Но не так уж много тех, кто звучит по-своему. Многие даже и задачи такой для себя не ставят. Только если вы много чего можете, но не знаете, чего хотите, то ваше музицирование – ремесленничество. Карьеру можно сделать и так, но это не творчество. А большинство ремесленников играют по кабакам. По-настоящему интересны вы сами, а не то, как вы играете «Deep Purple», «Pink Floyd» или «Кино».
Найти своего слушателя – это естественное стремление для музыканта. С середины прошлого века одним из способов такого поиска стала звукозапись, которая теперь стала доступной практически для всех. Но и нынче встречаются уникумы… Помню, познакомился я с одной провинциальной командой, которая незадолго до этого отметила своё 15-летие. Когда я спросил у них про записи, они сказали, что записей у них пока нет, но вот вскоре они собираются записать одну песню на какой-то крутой столичной студии. История почти комическая. Так вот: записи – это прежде всего фиксация этапов вашего развития, а уж потом демо для потенциальных продюсеров. Поэтому, как только вы понимаете, что у вас сложилась хоть какая-то программа, пишитесь. Не старайтесь попасть в дорогую студию – вероятнее всего сами вы пока в том, как на ней работать, ничего не понимаете, так что без своего понимающего человека или если вам попадётся не слишком добросовестный звукорежиссёр, получится у вас ерунда. При этом вы потратите немалые деньги. Так что начинайте с того, что пишитесь в максимально знакомых вам условиях, на том звуке, на котором вы привыкли репетировать и выступать. Пусть даже с формальной точки зрения запись получится некачественная, она будет отражать ваше звучание. А это, как я уже сказал выше, самое интересное. Если мысли о «раскрутке» просто-таки не дают вам спокойно спать, есть ещё вариант – пишите альбом так, как привыкли играть, и пару песен в качестве демо на дорогой студии. Но лучше всё-таки не соваться в первую попавшуюся, благо выбор теперь богатый, по крайней мере, в больших городах.
Вполне вероятно, что запись вы захотите издать. Чтобы там ни говорили, но интернет интернетом, а физический носитель всё-таки сохраняет свою значимость, и не только символическую. Ваш диск – это то, что люди могут унести с собой, как вещественную память о вашем концерте, да и просто о встрече с вами. Многие музыканты до сих пор придерживаются стереотипа, что настоящее издание – это издание под каким-то лейблом. Некоторые фирмы беззастенчиво пользуются этим распространённым заблуждением и либо скупают записи неизвестных артистов за бесценок, присваивая себе все авторские права (при этом не факт, что эти записи будут изданы), либо «милостиво» разрешают поставить свой лейбл на диски, изданные артистами за свой счёт. Но надо понять главное: по мере роста доступности технологий самым широким слоям населения произошла настоящая перемена ситуации – начинающим музыкантам (да часто и не только начинающим) лейблы стали не нужны. Единственное, зачем вам может понадобиться сотрудничество с фирмой, – это дистрибуция вашего продукта. Тогда заключайте с фирмой договор, по которому она обязуется (вот именно обязуется) распространять ваш диск и предоставлять вам подробные отчёты о процессе и результатах. Всё остальное вы можете нынче сделать сами – да, за свой счёт, да, вероятно, финансовые возможности ваши скромны, но поначалу вам и не нужны большие тиражи. В целях экономии можете свести оформление к минимуму – картинка на лицевой стороне обложки, список участников записи и названия песен на обороте. Если кому-то захочется издать ваше произведение в более навороченном оформлении, пускай издаёт за свои деньги. Только не передавайте никому авторские права. Любому, кто скажет, что это зачем-то нужно, не верьте. Это вопрос принципиальный: лучше всегда издавать себя самим, чем потерять право на свою музыку.
Опять-таки нормальное желание для музыканта – расширять географию своих выступлений. Если вы живёте в большом городе, то вам сначала покажется, что есть большой выбор клубов. Поиграв в этих клубах, вы вскоре сможете убедиться, что хороших клубов всегда мало, единицы. В большинстве либо плохой звук, либо по-жлобски настроенная администрация, либо то и другое вместе. Впрочем, опыт игры на плохом звуке тоже весьма ценный – появляются навыки быстрого реагирования на незнакомую обстановку. А вот если администрация и охрана клуба ведёт себя по-хамски, лучше просто не иметь с ними дела: сбережёте нервы, лишний раз не придётся унижаться. Нередко администраторы клубов и прочие устроители концертов перекладывают свою работу на музыкантов. Никогда не соглашайтесь распространять билеты на свои концерты. Можете играть бесплатно, это не зазорно, но никогда не платите за возможность выступить. Никакая «раскрутка» не стоит таких унижений. А чаще всего в таких случаях речь идёт не о «раскрутке», а о «разводке».
Общение с журналистами – отдельная история. Вам, возможно, захочется прочитать рецензии на вашу запись в музыкальных изданиях. В наше время запись можно выслать по интернету. Но если журналисту почему-то нужен именно физический носитель, не давайте ему изданный оформленный диск – хватит с него и болванки со списком песен, распечатанным на принтере. Подумайте сами: вы тратили свои деньги, выпускали ваш альбом – разве для того, чтобы хоть какая-то часть тиража оказывалась в мусорном ведре или, как минимум, забытой где-то в закутках чьих-то офисов или квартир? Продавайте ваши издания на концертах, а дарите их друзьям или вообще хорошим людям, лучше всего тем, кому действительно понравилась ваша музыка. А журналисту можно подарить такой диск разве в благодарность за положительную рецензию. И ещё имейте в виду: настоящих музыкальных критиков у нас сейчас крайне мало. Большинство журналистов даже если соберутся про вас написать, то едва ли будут серьёзно анализировать ваше творчество – они к этому и не приучены, так что дождётесь вы либо чьих-то невразумительно выраженных впечатлений, либо шаблонных фраз, либо необоснованных сравнений со знаменитыми артистами. Либо вообще ничего не дождётесь, это тоже случается нередко: взял человек у вас диск на рецензию, да и забыл про него, например.
Главное, помните: музыкантов много, и это хорошо. Если вы не попали в число знаменитостей, это не значит, что ваша музыка плоха. История знает немало примеров, когда весьма достойные художники были известны только небольшому кругу ценителей. Так что возвращаемся к уже сказанному и уточним: настоящий повод продолжать заниматься музыкой – любовь к музыке и желание познавать себя и мир при помощи музыки. Пусть это будет хобби, ничего постыдного в этом нет. Неудачник – не тот, чьи юношеские порывы реализовались только в хобби, а тот, у кого вообще нет хобби.
06.13, 25.05.15, Undertone
Если отжать всю воду, то Ваш материал можно свести к одному предложению: "Ребята, у вас всё равно ничего не получится, поэтому сидите дома и пойте свои песенки друг другу - всё равно больше они никому не нужны".
Это позиция неудачника, который сам ничего в жизни не добился и теперь отчаянно пытается доказать всем (и себе в первую очередь), что это не поражение, а триумф духа. Выглядит довольно жалко.
Медвежью услугу оказываете молодым музыкантам, надежду отнимаете: п/лох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
08.54, 25.05.15, Андрей
09.34, 25.05.15, Игорь Лунёв
А плохой совет молодым людям - это сначала настроить их на то, что они "солдаты", а потом каждому внушить мечту стать "генералом". Именно на таком пути люди чаще перешагивают друг через друга, воспринимая творчество, как войну с себе подобными, как стремление всех покорить.
14.25, 25.05.15, Undertone
Стопроцентной корреляции между количеством утюгов, из которых звучат песни, и их качеством, безусловно, нет, но и отсутствие дара достучаться до людских сердец - это тоже не признак таланта.
И вообще - мы сейчас говорим не о диктате формата и "рок-н-ролльной дедовщине", а о внутреннем стержне и желании доказать миру, кто в курятнике хозяин. Не будь этого желания, ни the Beatles, ни Motorhead, ни ГрОб с Земфирой не существовали бы: сидели бы тихонько по заштатным клубикам своих городков, старели и пели бы всё те же 10 заезженных песен стареющим друзьям.
А среди тех, "кто погружён в развивающий его душу процесс и добивается результатов, вне зависимости от степени востребованности этого процесса и этих результатов другими людьми", к сожалению, основная масса - обычные графоманы.
Если произведения автора трогают струнки только его души (ну и души пары-тройки друзей, кто служит натурой, сырьём для написания песенок), то это значит, что он хреновый творец, который ничего Божественного (т.е., важного для всех) выразить не способен. Сплошное локальное "частное". Не любовь, а онанизм.
Нафиг нужен такой "ракинрол".
А через Вас, Игорь, извините, что - много друзей перешагнуло на пути к Олимпу? Откуда вдруг такая обида?
16.54, 25.05.15, Игорь Лунёв
Мотивация может быть разной, в том числе и "в генералы пролезть", и да, эти люди бывают талантливыми. Но по-настоящему раскрывается талант только у тех, кто всё же имеет и какие-то другие причины творить. Это если об известных людях говорить.
Но в лбом случае это не отменяет изначальной порочности желания доказать, "кто хозяин в курятнике". На всякий случай вспомним о молодом художнике Адольфе Шикльгрубере. С художеством не задалось, так он раскрутился в другой области. Зато уж доказал так доказал.
Мир изуродован индустрией. Скромнее надо быть. И жить своей жизнью. Это не значит, что не надо вообще никому ничего показывать, это значит, что не надо по этому поводу особенно заморачиваться и унижаться перед представителями индустрии.
17.03, 25.05.15, Игорь Лунёв
А "ракинрол" вообще не нужен. Никакой. Если же Вы вдруг о рок-музыке, то это всего лишь набор ритмических и гармонических клише. А не идея, там, или образ жизни и что там ещё...
Про обиду - почему Вы решили, что у меня какие-то личные обиды? Через меня никто не перешагивал. А вот через моих друзей, знакомых - бывало. Ну, пусть не на пути к Олимпу, а так на местные пригорки. Но всё же.
09.18, 26.05.15, Undertone
Может быть, надо было меньше читать журнал "Ровесник", где рассказывали, как деляга Соул Зенц обобрал до нитки бедного Фогерти? :) Скажите честно, Вы сами или кто-нибудь из Ваших друзей по малолетству были вот так вот «обмануты и обобраны Тофслами и Вифслами» от шоу-бизнеса? Кто-нибудь из вас написал, а потом безвозвратно потерял Гениальную Песню, которая теперь звучит из любого утюга – и, соответственно, все денежки от её ротаций, включения в саундтреки и использования в рекламе прокладок? Готов поспорить, что нет. Ну, и зачем тогда все эти громкие пафосные заявления?
А так - да. Профсоюзы всем должны, клубы всем должны, лейблы всем должны... Игорь, если Вы действительно в теме, то Вы прекрасно знаете, какие бюджеты и проблемы у небольших лейблов, и какие геморрои у лейблов больших. Тем более сейчас, когда формат CD скоро перейдёт в разряд предметов снобского коллекционирования, наряду с винилом. Никто из владельцев лейблов (за исключением совсем мейджоров), насколько я знаю, квартир себе за счёт молодых музыкантов как-то не прикупил.
Я уже молчу про добрую традицию молодых групп сливать свой новый альбом ВКонтакт ещё до его официального выхода, а потом негодовать, что лейблу не в чем перед ними "отчитываться" в плане распространения их бессмертного шедевра :)
То же самое и с клубами. Почему они такие плохие? Да потому, что пускают начинающие банды, которые и аппарат легко убьют в силу отсутствия профессиональных навыков и неуёмной тяги к «погромче!», и публики приведут – трёх человек по «плюсам». И бухло пронесут своё, в кофрах, поскольку «в баре цены конские». Ну, и откуда клубу брать деньги на приличный аппарат и оплату труда нормального звуковика? Отсюда и столь шельмуемая Вами практика навязывания самой группе распространения билетов. Клуб - это коммерческая точка, которой надо как-то выживать, а не богадельня и не фонд поддержки молодых талантов. Они сейчас закрываются один за другим - мелкие клубы, куда ещё пускают молодых музыкантов: аренда не отбивается.
И уж совсем, блеск – пассаж о том, что журналисту слишком жирно давать Настоящий Диск. Извините, я не знаю, как у Вас в Москве, но в Ленинграде издать компакт с полиграфией тиражом 500 штук сейчас стоит 25000 рублей. Себестоимость одного Настоящего Компакта, таким образом, составляет 50 рублей. Хотя, если Вам полтинника жалко, то да... Обойдётся бумагомарака корявым саморезом на болванке за 35 рублей!
Про Ван Гога, кстати, передёргиваете и довольно сильно: если бы он "пробился" при жизни, то пожил бы подольше, написал бы много больше (и, возможно, лучше). А так - помер непойми как... Да и Алоизович, возможно, реализовался бы менее травматичными способами - пейзажи и архитектурная графика у него вполне приличные. Это хорошо, когда "при их жизни вообще мало кто обращал внимание. И оценили их работы только потом" - это очень здорово, романтично и мило читать в Википедии, но если спроецировать на жизнь этих самых художников, то им-то от этого никакой радости не было. Одно дело, когда ты рисуешь, не задумываясь о расходниках, потому, что сердце поёт, и совсем другое, когда ты экономишь на еде, чтобы купить краски.
Впрочем, если для Вас рок-н-ролл не более, чем "набор ритмических и гармонических клише", то говорить далее, видимо, смысла никакого нет. Это как товарищ Родион Щедрин, помнится, как-то возмущался в партийной газете, что, мол, молодёжь клюёт на низкопробные поделки всяких подзаборных "Машин Времени" - и напрочь игнорит его современные произведения, написанные с "использованием элементов рок-музыки". Т.е., человек искренне воспринимал данное явление сугубо как форму: вставил в партитуру несколько нот на электрогитаре - и уже уверен, что это "рок".
Это я к чему? Может не стоит браться учить других, если у самого не очень получилось реализоваться? По крайней мере, тех, у кого ещё всё впереди и есть номинальный шанс? А эти пораженческие утешительные аутотренинги оставить для соответствующего б/у контингента. "Скромнее надо быть".
10.37, 26.05.15, Игорь Лунёв
А дальше я, уж простите, так, не подробно отвечу. Да, среди моих знакомых есть люди, которых кинули - может, не в таких масштабах, как Зенц группу "Криденс", но есть.
Про клубы и лейблы - я мог бы подробнее, но это уже была бы отдельная тема. Если коротко, я советую не плохо относиться заведомо ко всем клубам, лейблам и муз. изданиям, а попытаться защитить себя от распространённых разводок. Есть во всех вышеперечисленных сферах прекрасные люди, которые делают своё дело, я лично знаком с некоторыми из них. А есть другие.
Алоизычу повредили непомерные амбиции. А так да, мог бы реализоваться и не так травматично. Вот я и об этом тоже.
Про настоящий диск журналистам. Жирно давать диск даже себестоимостью в 50 рублей человеку, который про него не напишет и, вероятно, даже не послушает. А тому, кто честно своё сделает дело, тому нормально, не жирно.
Рок-н-ролл - да, всего лишь форма. Всякий раз, когда она претендует на содержание, происходит подмена понятий. Нередко, увы, это плохо заканчивается. Все, кто поддавшись на идиотские лозунги про "ракинрол-саморазрушение, секс-драгс, то-сё" и умерли от излишеств, могли бы тоже пожить подольше, написать бы побольше и получше. Ага, даже бедолага Джим Моррисон... И Щедрин тут ни при чём с его возмущением.
Я не берусь учить. Я делюсь личным опытом. И советы мои (если Вы читали мой текст внимательно) не о том, как "пробиться", доказать "кто в курятнике хозяин", "кто здесь, в натуре, пахан" и пр. А о том, как заниматься любимым делом, не уродуя свою жизнь нездоровыми амбициями (при этом сохраняя здоровые).
И ещё. Вот я живу в Санкт-Петербурге. А Ленинград - это что? Не знаю такого города.
10.42, 26.05.15, Игорь Лунёв
Переходить на личности - дурной тон (простите за поучение :-) ).
14.28, 26.05.15, Undertone
А возвращаясь к напечатанному, получается Вы хотите сказать, с одной стороны, что это хорошо, что Ван Гог не реализовался при жизни и помер раненько, а с другой - плохо, что Моррисон при жизни реализовался - и тоже помер рано. Если следовать логике, из этих двух постулатов получается, что реализоваться при жизни - это плохо. Что, собственно, и сквозит во всём Вашем материале острой нотой.
Форма-формой, но как раз те, кто велись на эти "идиотские лозунги", собственно, и заполняют произведениями, которые успели создать за свою короткую жизнь, наши с Вами фонотеки. Нет? И они, кстати, не написали кучи лишнего и необязательного материала - как Роллинги, скажем, или БГ (да, в их поздних альбомах попадаются удачные вещи - почти как настоящие: профессионализм такой профессионализм). Зато жили ярко, насыщено, интересно - и потому, собственно, запомнились. Кто интереснее: скопытившийся Хендрикс или почётный пенсионер от рок-н-ролла товарищ Клэптон? Впрочем, что это я? Мы же все хотим жить долго и счастливо. Только одни хотят при этом как-то реализоваться (бяки), а другие - просто тихонько ковыряться в своём уголке...
О, Вы тоже живёте в Санкт-Петербурге? Как же мы с Вами не встретились до сих пор? Ах да, вы же не занимаетесь рокенролом... А что такое Ленинград? Не знаю, как и ответить. У меня так в паспорте написано в графе "место рождения". И дед у меня здесь погиб. Вы, наверное, тоже не в знаете - у нас тут война большая была. И защищали тогда именно Ленинград. А никакого Санкт-Петербурга не было. Вы, вероятно, родились после 1992 года, да? Я помню, как нас всех тогда насильно переселили в Петербург, а мы сдуру радовались этому переезду...
Дурной тон - это свои частные случаи пытаться представить как некие сияющие скрижали, отмеченные сертификатом самого Господа. Если бы Вы честно написали в своей статье, мол, дорогие начинающие музыканты, к сожалению, должен вам сказать - далеко не всем вам дано стать звёздами. В космонавты берут только лучших. Для этого нужно быть целеустремлённым, сильным, смелым и, желательно, талантливым. Но если вы не тянете на звезду, то есть вариант пожиже: вы всю жизнь будете играть для дюжины друзей и подруг, воспринимая каждую клубную уборщицу, которая постоит и послушает вас десять минут, как "подарок вам, за который вы должны быть благодарны Богу". И музыка для вас будет просто скромным хобби, отдушиной - ну, чтобы вы случайно не повесились из-за совсем отбившейся от домостроя жены.
А относительно постскриптума... Знаете, реализовавшийся человек не убеждает окружающих (т.е., самого себя по сути), что жить сектантски скромненько и серенько - это хорошо. Если он реализовался в общепринятом смысле слова - то ему есть чем заниматься помимо этого. А если он реализован внутренне, если действительно живёт в гармонии, то ему это просто не нужно. А вы пишете довольно больные материалы (что здесь, что на других ресурсах по другим поводам - я, извините, ознакомился), в которых довольства как-то совершенно не ощущается. Не сытого самодовольства, а просто мира с Миром. Этого вам, к сожалению, не хватает катастрофически. Отсюда и "плохие лейблы", "плохие клубы", "плохой рокенрол". И никакие смайлики - не обманывают.
У меня довольно много знакомых музыкантов, большей частью именно нереализованных (кому-то пороху не хватает, кому-то таланта, кому-то элементарного везения), но только пара из них к крушению своих амбиций относится подобным болезненным образом. И один из них тупо пьёт от тоски, а второй пытается убедить себя, что такое положение дел - нормально и хорошо. Ему труднее, он человек воцерковлённый, ему ещё грех гордыни мерещится - так и живёт на изломе. Я, собственно, наверное, не с Вами спорю, а с ним.
Потому, что до одури жалко...
"Особенно эти кусты", короче...
14.40, 26.05.15, Антон
14.43, 26.05.15, Маша
15.35, 26.05.15, Игорь Лунёв
15.51, 26.05.15, Игорь Лунёв
Я нигде не говорю про то, что у Ван Гога было всё в порядке. Я говорю лишь о том, что ценность его творчества измеряется вовсе не степенью его востребованности при жизни. Также я не говорю, что Моррисон вообще реализовался - не успел, ибо сторчался, сбухался и умер, оставив после себя несколько хороших песен-стихов и немало бредовых песен-стихов, наполненных неоязыческими бреднями и болезненными сексуальными фантазиями. Поберёг ы себя, может, прожил бы дольше и вышел бы на какие-то более здоровые идеи. Как раз тот случай, когда парню слава явно на пользу не пошла, не прославился бы, так, может, и не замучил бы себя. Но это так, к слову, раз уж упомянули эти имена.
Про Ленинград... мало ли чего где написано. На заборе тоже написано... Но эта тема точно не имеет прямого отношения к разговору.
А не встречались мы с Вами потому, что Санкт-Петербург - большой город, и, может быть, потому, что я не так уж много тусуюсь.
Про "нереализованных" музыкантов. То есть Вы полагаете, что художник реализуется только тогда, когда получает широкое общественное признание? Ну, а вот я полагаю не так. И статью написал как раз для того, чтобы талантливые люди, не получающие такового признания не унывали оттого, что не смогли показать себя "хозяевами курятника" (как Ваш знакомый, который тупо пьёт от тоски), а продолжали делать своё дело, радуя себя и тех, кому от их дела радостно. А что до второго Вашего знакомого, то скажу так: воцерковлённому человеку в определённом смысле не труднее, а легче потому, что у него правильные духовные ориентиры.
И это... если Вы спорите не со мной, а с ним, то почему Вы пишете это здесь мне? :-) Скажите всё это ему.
17.54, 26.05.15, А.Петров
12.06, 27.05.15, Марья, группа ЗЛЫДОТА
Однако при этом музыкант не должен играть для себя. Иначе смысл существования группы очень скоро сойдет на нет. Параллель с художниками, которых при жизни никто не знал, думаю, не совсем уместна, потому что музыка "хочет", чтобы ее слушало как можно большее число людей. В противном случае музыка умирает. Картиной же вполне может любоваться один человек, повесивший ее у себя дома, и от этого ей, картине, ни холодно, ни горячо.
В связи с этим концерты для музыкантам необходимы как воздух. Для них выступление в клубе - это своего рода священнодействие, поддерживающее жизнь их музыки. А издание альбома - своего рода увековечивание музыки. Если музыканты не будут стремиться давать концерты и выпускать альбомы, то через какое-то время вдруг обнаружат, что "исписались", и что группы больше нет.
Посему, чтобы не превратиться из реальной группы в виртуальную, музыкантам необходимо выступать как можно чаще. В том числе в клубах, берущих с группы за вход. И продолжать выпускать альбомы (пусть даже они в наше время мало кому нужны). Только так можно сохранить жизнь группы.
Раскрутка же - удел коммерческих проектов. Если же она стоит во главе угла, то о самовыражении в очень скором времени придется забыть.
13.57, 27.05.15, Игорь Лунёв
Штука в том, что между людьми (любыми) должны быть уважительные отношения. А если кто-то выказывает к вам откровенное неуважение, то и не надо с ним общаться - даже если это мегапродюсер.
Вот я о чём.
14.29, 27.05.15, Марья, группа ЗЛЫДОТА
А в популярное заведение малоизвестную группу, понятное дело, не пустят: на нее придет слишком мало народу, клуб не получит прибыли, а ведь надо платить за аренду, выплачивать зарплату сотрудникам и т.д. Спрашивается: с какой стати клуб должен стать благотворителем? Поэтому если такое раскрученное заведение готово за "входной билет" пустить малоизвестную группу и при этом обеспечить музыкантам промо, разместив объявления на всевозможных ресурсах, а также разрешив торговать дисками во время выступления, то я думаю, это хорошая сделка.
Если же раскрученный клуб таких бонусов не предоставляет, то делать в этом заведении нечего. В этом случае "входной билет" - наглое обдиралово.
14.59, 27.05.15, Игорь Лунёв
А клубы, кстати, нормально так на баре зарабатывают обычно.
И ещё: музыка бывает разная просто по характеру. И есть замечательная музыка, которая вообще не звучит в больших залах, в так называемых популярных клубах. И людям, которые такую музыку играют, нужно искать для себя подходящие площадки, руководствуясь именно особенностями музыки.
17.07, 27.05.15, Undertone
Если творчество - Боговдохновенно, то во-первых, хотеть за него получить какое-либо воздаяние на земле - преступно, а во-вторых, человек должен стараться, чтобы это Слово услышали как можно больше людей.
Если же все эти "творчества" - результат работы ума конкретного человека, то вполне естественно хотеть получить какое-то воздаяние, что невозможно без интеграции в той или иной форме в шовбиз.
А если автор весь из себя схимник и философ, то у него вообще нет надобности кому-либо показывать плоды своей деятельности.
Маша, я Вам завидую. Скажите, а какой он был - Христос?
Уважаемый Игорь.
Относительно оценок правильности/неправильности бытия гражданина Моррисона Д.Д., вероятно, стоит вспомнить расхожие Библейские постулаты: "не суди, да не судим будешь" и про брёвна в чужом глазу. Ими как-то часто пренебрегают в быту, считая, видимо, что если они стали общим местом, то и значения никакого уже не имеют. Кто из нас знает, насколько он на самом деле праведен, и чем реально может быть полезен Богу? Я как-то не совсем уверен, что если бы Джим ушёл вдруг принял Православие и ушёл в монастырь, это было бы единственно верным исходом.
Я действительно считаю, что реализоваться можно только публично. И чем шире эта публичность (я надеюсь, у Вас хватит такта не вспоминать в данном контексте о соответствующих домах?) - тем выше степень реализации. В противном случае, мы имеем дело с герметичными феноменами, к которым музыка не имеет отношения. Мелодия, звучащая только в голове музыканта, может, конечно, быть частью его внутренней гармонии, но, коль скоро Вы сами в своей статье подняли вопрос взаимодействия креативной личности с социумом, то это немного другой случай.
Относительно Ленинграда и забора... Довольно неоднозначное заявление. Может быть для Вас и Евангелие - подобный забор? Просто так, для красного словца вычеркнуть из бытия, скажем, Блокаду Ленинграда, со всеми чудовищными жертвами, примерами настоящего героизма, её историческим значением - как-то не очень красиво, нет? Хотя Вы безусловно правы: конечно, очень удобно заметить, что это не имеет отношения к теме разговора...
Своему другу я говорил всё это многократно, но... Его "правильные духовные ориентиры", как Вы изволили выразиться, к сожалению, делают его нетерпимым даже в быту. Что очень странно: Православие, как часть Христианства, вроде бы должно делать людей лучше, светлее, терпимее, а на практике, к сожалению, получается часто с точностью до наоборот. Мучить близких и окружающих у воцерковлённых людей почему-то получается гораздо лучше, чем им помогать и облегчать хотя бы душевные страдания. "Но эта тема точно не имеет прямого отношения к разговору."
А пишу я Вам здесь только потому, что считаю, что Вы не правы, что Ваша статья не очень полезна начинающим музыкантам и реализация заданных в ней принципов способна существенно обеднить культурное поле вокруг. А оно, согласитесь, и так не слишком густо засеяно. В конечном итоге, мы будем иметь только сонм нахрапистых бездарностей, а все настоящие таланты таки угаснут среди дружеских посиделок. Помните? "Бездарность пробивается, таланты пропиваются, забыв своё призвание и старые амбиции..." (с) Те, у кого нет Дара - берут как правило апломбом, и не совсем правильно призывать молодых людей, среди которых могут оказаться новые Битлз (ну, условные, конечно, отечественные) сидеть и никуда не пытаться выбраться. Хотя да - если бы Битлы не ломились вовсюда на начальном этапе, глядишь, и Джон не расстался бы с Синтией, не разбил семью, нашёл бы себе нормальную работу - и не схлопотал бы в итоге пулю...
Просто данный ресурс, насколько я понял, позиционирует себя как открытый, а тот факт, что любезные Модераторы пропускают мои скромные размышления через цензурный барьер, свидетельствует, на мой взгляд о том, что ничего недопустимого в рамках этого проекта я не делаю. Если мои размышления тут неуместны, я покину территорию сайта.
А.Петров - полностью с Вами согласен. С единственной оговоркой: рассматривать творчество как психотерапию можно до тех пор, пока автор не выпускает произведения вовне. А дальше... Дальше уже нельзя быть "немножко беременной".
19.05, 27.05.15, Undertone
Не совсем понятно, почему уважаемый Игорь считает зазорным и неприемлемым для начинающей группы сделать хоть что-то, чтобы быть услышанной. В чём унижение? Тем же Beatles, думаете, было очень приятно играть в гамбургских полубарделях? Веселить пьяную матросню, выходить на сцену с унитазными сидениями на шеях? Но это была хорошая школа, они пробились через это - и смогли подарить миру Чудо.
А сколько было тех, кто сломался? Кто вернулся на свой завод, в свой док - и навсегда забросил музыку? Если принять постулат Игоря, что Талант может не хотеть публичной славы - сколько гениальных песен (может и не хуже Ливерпульской четвёрки?) мы потеряли из-за того, что их авторы не так яростно шли к своей публике? Разве это хорошо и правильно?
Песне нужен слушатель, без этого она теряет смысл. Петь стенам своей комнаты или десятку знакомых - это хорошо как хобби, к которому относишься, как к чему-то незначительному. А если хочется что-то донести до людей? Если жжёт изнутри? Это прямой путь или в депрессию, или к прекращению деятельности.
Если единственный шанс донести свою музыку до тех, в ком она может отозваться (а чохом записывать ВСЕХ слушателей того же НР в тупое быдло несколько несправедливо: у львиной доли из них, особенно с периферии, нет особой возможности что-то ещё услышать, кроме "Осени" или "ввв.лениград.спб.ру"), то и проплатные эфиры и ротации - не самый большой грех. Это просто жадность или неспособность найти деньги... Но это, конечно, относится к тем, кто хочет музыкой заниматься профессионально, там немного другая математика. Мы же говорим о (пока!) любителях.
Гордыня это - считать, что все вокруг что-то должны, и если клубы, лейблы, промоутеры не пляшут вокруг, не расстилают ковровые дорожки - значит и петь мы не будем. Если с клубом нормальные отношения (а, как правило, небольшие клубы, куда ещё пускают молодых музыкантов - достаточно вменяемые, поскольку знают, с чем связываются), то и полы помыть - не зазорно. Особенно, если насвинячила твоя собственная публика.
И, кстати, на публике молодых групп - Вы сами знаете - бар немного заработает. Поскольку музыканты тащат алкоголь в чехлах, а их немногочисленная (и, как правило, не особо богатая) паства с середины выступления начинает челночные набеги на ближайшие "24 часа" - если клубная администрация пресекает эти "душеспасительные" начинания - то выдувают винтом у входа.
23.59, 27.05.15, Игорь Лунёв
Простите, я коротко, так на то, что мне показалось основным:
1) я и не сужу лично Дж. Моррисона, упаси Бог. Я только размышляю о его творческом наследии и о известных его поступках. Здесь разница, и это придумал не я. Это вообще согласуется с христианским принципом: "Любить грешника и ненавидеть грех".
2) для меня нет противоречия между богодохновенностью творчества и получением заслуженной награды за человеческие труды. "Ибо трудящийся достоин награды за труды свои" (Лук.10:7).
3) вот как раз потому, что Евангелие для меня - не забор, я и не приемлю наследия, которое оставили те, кто гнал в моей стране Церковь, а именно большевики.
4) и собственно, главное по теме моей статьи: почему Вы всё так полярно восприняли? Либо аскет-философ, либо кандидат в хозяева курятника... Третьего, четвёртого, пятого не дано по-Вашему? Мир многообразен, а мечтающие стать генералами об этом забывают.
P. S. И да, я вовсе не говорю, что музыкантам кто-то что-то должен. Я всего лишь о том, что музыканты не должны унижаться. Повторюсь (писал уже в ответе не Вам): имеют смысл партнёрские отношения, построенные на взаимном уважении.
01.08, 28.05.15, Undertone
На п. 2 - А как же "даром получили - даром давайте" (Мф 10:8)?
На п. 3 - Т.е., людские страдания "засчитываются" только исходя из того, КТО их инициировал? Тогда, вроде как, и избиение младенцев Иродом - "низачот"...
На п. 4 - Вы сами ответили. Возможны варианты. А в статье, которая, вроде как, манифест и руководство к действию, чётко обозначена только ОДНА позиция - без комментариев по типу "мне кажется" и "возможны совсем другие рабочие варианты". Меня, собственно, и зацепила эта безапелляционность, а также неотразимый довод "И не спорьте!"
На P.S. - Так это Вам почему-то мерещатся унижения в партнёрстве, не мне - и не Марье, кстати.
И извините, если чем-либо задел. Просто не хочется, чтобы у молодых музыкантов ориентиры формировались сообразно не самым однозначным постулатам. Вы же берётесь учить, а это, какая-никакая ответственность. Даже в интернете.
08.58, 28.05.15, Undertone
Исходя из третьего пункта ("я и не приемлю наследия, которое оставили те, кто гнал в моей стране Церковь, а именно большевики") следует, что уже упомянутый Вами гражданин Шикльгрубер, искоренявший большевизм калёным железом и возрождавший на оккупированных территориях Православную Церковь - Ваш союзник.
Я конечно понимаю, что в наш "просвящённый" век, когда пересмотру подвергаются почти ВСЕ уложения и догматы человеческой жизни, ревизионизм стал привычным явлением, но всё же для страны, потерявшей в битве с фашизмом миллионы человеческих жизней - это, согласитесь, некоторый перебор? Я далёк от квасного патриотизма, но этих людей действительно жалко, мы же с Вами, надеюсь, не прохановы и не дугины, считающие кровь необходимой смазкой для жерновов Истории?
Да, вероятно большая часть этих людей были безбожниками, но неужели Христианское милосердие распространяется только на "членов нашего кооператива"? А как же Мф. 15:21-28 и Мф. 5:44?
Это всё, впрочем, к разговору непосредственного отношения, действительно, не имеет. Насколько я понял, для Вас почему-то принципиально необходимо оставлять за собой последнее слово, поэтому выскажитесь ещё раз на религиозную тему - и давайте исключим из дальнейшего обсуждения земных дел зыбкие мистические доводы, и аргументы типа "призвание", "душа", "божественное" и т.д. оставим для теософских диспутов.
11.28, 28.05.15, Игорь Лунёв
Я так, не по порядку отвечу.
Про употребление слов: лично я употребляю те или иные слова, в том числе и "призвание", "душа", "божественное" в тех случаях, когда полагаю, что их употребление уместно. Тут всё просто.
Про человеческие страдания, Ленинград, большевиков и Гитлера: для меня большевизм и германский национал-социализм - явления одного порядка. И то, что руководители нацисткой Германии и СССР столкнули друг с другом в ужасной бойне наши народы, не делает большевистскую власть в России легитимной автоматически. Вот такое моё мнение.
Про "даром" или плату за труды. Мы с Вами привели два евангельских отрывка, но на самом деле они друг другу не противоречат. Но это тоже тема для отдельного разговора.
Христианское милосердие распространяется, конечно, на всех. Но оно не предполагает, что мы начинаем называть белое чёрным, а чёрное белым.
Да, я разделяю творчество и творца. Например, до сих пор люблю многие классические альбомы "Pink Floyd", но не разделяю воззрений Роджера Уотерса на религию и политичеекие реалии современности.
Я не берусь учить. Я советую. Это немного разное. Т. е. говорю: вот как я думаю, а вы уж вольны думать, как хотите". Несколько категоричный тон отчасти продиктован желанием высказать свои мысли почётче. Согласен, я могу иногда в этом вопросе "перегнуть палку". Но основной посыл: совет, а не навязчивое желание переструктурировать чужую жизнь.
Про партнёрские отношения: вот я привёл примеры того, что с моей точки зрения является проявлением неуважения одних партнёров к другим. Если лично Вы в этом неуважения не усматриваете, это дело Ваше. Но приведу Вам пример из сопредельной сферы - жизни кабацких музыкантов, зарабатывающих исполнением каверов. Когда-то я имел к этой сфере отношение, т. к. участники моей бывшей группы. а участники моей бывшей группы зарабатывают так до сих пор. Так вот наш басист мне давным-давно рассказывал, что одно время была идея создать что-то вроде профсоюза, который бы, например, регламентировал минимальную сумму, которую музыканты должны получать за выступление в кабаке. Но идея провалилась, так как всегда найдутся какие-нибудь непритязательные лабухи, готовые играть, что называется. за копейки. И хозяева кабаков таким образом получают свободу платить и остальным, сколько вздумается. А теперь вспомним Британию, где есть сильный профсоюз музыкантов, который способен даже запретить какое-либо шоу под фонограмму - дескать, фиг вам, или нанимайте нас и платите нам, или не будет вам шоу. Это просто пример, естественно, дело не только в финансовых вопросах, а если говорить о молодых российских группах, исполняющих свой материал, то прежде всего не в них.
Про последнее слово: да нет, не то чтобы принципиально, чтоб за мной оставалось... Просто так уж получается: спрашивали - отвечаем. :-)
Вы тоже простите, если чем задел Вас.
12.45, 28.05.15, Марья, группа ЗЛЫДОТА
Дорогой Игорь, к сожалению, для раскрутки эта схема не подходит. Можно годами играть в сборных концертах и ездить по фестивалям, но при этом так и остаться малоизвестным коллективом, поскольку на эти фестивали ходит одна и та же публика. Чтобы выйти за рамки "фестивалей" (где, кстати, малоизвестным группам зачастую ничего за выступление не платят, да и дорогу не всегда оплачивают), необходимо выступать на раскрученных площадках крупных городов, которые обеспечат группе рекламу на своем ресурсе. Ну и, соответственно, покупать "входной билет".
Впрочем, если для коллектива главное - самовыражение, то лучше фестивального варианта ничего нет, поскольку выступать для людей, близких по духу - одно удовольствие. Тут уж каждый выбирает то, к чему стремится.
Что же до признания устроителями вашего творчества... Уж поверьте, никто из них в жизни никогда не будет заморачивается вопросом: достойный у вас коллектив или нет. Это бизнес, ничего личного.
14.31, 28.05.15, Игорь Лунёв
А про фестивали - это я и сам знаю прекрасно :-) .
Главное в музыке - не самовыражение, а самопознание и познание мира. Ну, я так думаю. И ещё думаю, что вот ради того, чтобы поделиться с близкими людьми результатами этой работы, и имеет смысл выступать, публиковать записи и искать свою аудиторию. Свою, а не любую, какую удастся "зацепить".
А бизнесмены тоже разные бывают. Но если они "не заморачиваются", то зачем заморачиваться музыкантам? Почему музыканты должны относиться в таком случае к бизнесменам не как к обычным барыгам, а как-то иначе?
16.49, 28.05.15, Марья, группа ЗЛЫДОТА
По коммерческм законам живет весь мир. Плохо это или нет - другой вопрос. Но если рассуждать так как вы, то можно зайти очень далеко: полностью отказатся от использования денег и уйти жить в леса:)
17.06, 28.05.15, Игорь Лунёв
17.29, 28.05.15, Марья, группа ЗЛЫДОТА
18.02, 28.05.15, Игорь Лунёв
Правда, я-то встречал все эти штуки с платой с музыкантов за их же выступление и всякими реестрами ещё в те времена, когда клубная жизнь бурлила.
Что у клубов тоже не ладится, это я могу понять. Но есть недопустимые способы решения проблем. Например, нельзя брать с посетителей ресторана плату за пользование гардеробом - какой бы кризис ни грянул. Это вот например. А с музыкантами то же самое: можно не платить им денег, но брать с них деньги клубам нельзя. Никогда. :-)