Марина Барешенкова сейчас все сольные концерты играет в Особняке купца Носова около станции метро «Электрозаводская». Она словно сжилась с этим старинным деревянным домом-замком, где стоит такой же старинный и красивый немецкий рояль «Блютнер». Такая строгая, «дореволюционная» атмосфера очень важна для восприятия сложных, мятущихся и одновременно гармоничных песен Марины, возле которых невозможно представить себе жующую, праздно болтающую публику. Полная тишина и сосредоточенность – только такой зал может совпасть с этими предельно искренними песнями, где через запятую упоминаются философ Кьеркегор и группа Jethro Tull, где ведется откровенный разговор о любви и ее экзистенциальной потере, разговоры с Пушкиным и с небом.

Барешенкова марина

«Носовские» концерты Марина традиционно играет в два отделения: сначала ей помогает тот самый рояль, а потом – тяжелое цифровое пианино «Курцвейл», которое она возит с собой на концерты из дому на машинах друзей. Высокий, легкий и струящийся голос Марины вступает с этими инструментами в разные сочетания, которым трудно подобрать аналог, настолько это свой отдельный и одновременно открытый всем ветрам мир. Поиск похожих ощущений заводит в музыкальные дебри: рядом с «рояльным» отделением может вдруг оказаться вокальный цикл Шумана «Любовь к поэту», а цифровые клавишные своими «фэнтезийными» звуками глокеншпиля и арфы побуждают вспомнить бесконечный тройной альбом Джоанны Ньюсом «Have One On Me». Но и эти далекие музыкальные аналогии все равно оказываются натянутыми... У Шумана поют поставленным академичным голосом, Джоанна пользует «кейтбушевскую» манеру, а голос Марины предельно естественен и чист. Как и ее тексты – не «придуманные», а «приходящие»… Поэтому оба отделения не разбегаются в космические разные миры, а остаются единым пространством песен-молитв, композиций-исповедей.

Барешенкова

В конце первого отделения Марина обычно переходит от авторского творчества к «каверам и романсам». Там есть несколько «фишек», одна из них - «Моцарт» Окуджавы, который в фортепианном переложении вдруг превращается из бардовской песни в полноценное музыкальное произведение. С ним соседствует пара классических хитов – «Сомнение» Глинки и «Шотландская застольная» Бетховена, прославленная исполнением соответственно Шаляпина и Максима Дормидонтовича Михайлова, мэтров низкого мужского вокала. Высокий голос Марины по-разному переворачивает эти стандарты: в Глинке появляется женская пронзительность, а в Бетховене – хулиганство на уровне когнитивного диссонанса. Максим Дормидонтович, конечно, тоже балагурил в этой изначально хулиганской песне, но в программе Марины такой пассаж становится ложкой панка в бочке одухотворенного неоклассицизма.

На концерте был презентован DVD Марины с «нумерологическим» эффектом: 24.04.2015 можно было получить видеозапись события 25.04.2014, состоявшегося в том же Особняке Носова. Почти незаметная перестановка соседних цифр создавала эффект присутствия: гости концерта уехали чуть ли не с его же готовой хроникой. Те же стены, тот же рояль, тот же Курцвейл, тот же черный «галстук-бантик» на белой сорочке певицы… Частично изменилась только программа концерта: появилось много новых песен, а ряд старых перестал совпадать с нынешним внутренним самоощущением Марины. Хотя они всё равно остаются документами запечатленной реакции отдельно взятой духовной субстанции на минувшие космические колебания.

Воронин

Наталья Орехова

комментарии
 
01.34, 13.05.15, Сергей Гурьев
Наташа, спасибо тебе за этот вдохновенный текст - от имени отечественной рок-критики! Разве что, жаль, что практически во всех статьях про Марину, по сути, нет серьёзной музыкальной аналитики, которая в данном случае была бы очень интересна и полезна. Вот тогда возникало бы, как говорится, "тождество языка описания и предмета описания"))
 
02.57, 13.05.15, Наталья Орехова
Сергей, спасибо за комментарий!
С аналитикой, особенно музыкальной, мне кажется, всегда дела обстоят непросто... В музыке слушателей - даже самых искушенных - захватывает (или не захватывает) эмоция, аналитические способности мозга увядают и становятся неважными... Так и остается тайной за семью печатями то, что именно за эмоцией стоит, сколько труда в это вложено, что именно переслушано ушами самого музыканта и пережито его душой...
Марина меняется от концерта к концерту - будто взрослеющее дитя - в самом что ни на есть метафизическом смысле этого слова... Так получилось, что жанр ее сочинений "мерцал" где-то между балладой и романсом... И вот наконец-то относительно недавно жанр был назван точно: мотет. Изысканность, утонченность и интеллектуальность - это о сочинениях Марины. К ним надо готовиться, как к любой серьезной музыке. К ним надо быть готовым. Это не авторская песня в привычном значении, спетая "мимо нот" под бряцание гитары, которой многое прощается за то, что она романтично "пахнет костром"...
Нет. Здесь все по-другому. Профессиональный инструментал. Очень красивый, убедительный, мощный. Шуман? Возможно... Джаз? Конечно! Выразительная речевая интонация. Очень высокая чистота исполнения, и, главное, чистота интонационная! Ах, как это редко случается!
А вот вам и пример своеобразного полифонизма, характерного для мотета: поэтический текст - как правило, свободный по дыханию, подчиняется - нет! не то слово! - он и есть часть прихотливой, но не ломкой, а наоборот - весьма волевой мелодии. Они будто одной звуковой природы, несмотря на разность исходных субстанций. Они равноценны и не могут жить друг без друга.
Все дело в выделке ткани) Так вот у Марины - ткань дорогая, а выделка - неповторимая. В прямом смысле - повторить трудно, почти невозможно, потому что за каждым сочинением чувствуется очень глубокое его переживание и осмысление. Марина - не стихийный исполнитель. У нее все продумано до мелочей - включая замечательно веселые, смешные и одновременно драматичные моменты, когда она ударяет об пол погремушкой с серебряными колокольцами или когда сметает на пол во вдохновенном порыве ноты с пюпитра... или когда вскидывает над инструментом руки после заключительного аккорда и, улыбаясь, наклоняется к чашке с теплым молоком. Это не случайности - это спектакль) надо сказать, очень необщий.
 
01.12, 14.05.15, Игорь Фёдорович
Наташа, так даже ещё лучше, чем в самой статье! Спасибо Вам!
 
10.47, 14.05.15, Наталья Орехова
Игорь Федорович! Совсем недавно Марина пела и говорила в эфире одного интернет-канала. К сожалению, видео удалено по причинам, для меня необъяснимым... Так вот: в этом двухчасовом интервью-концерте она сказала много интересного и для нее программного. Но вот два ключевых момента ее творчества - в двух фразах. Первое: "Я не завишу от ситуации". Второе: "Творчество не дает мне утонуть... в себе". Не правда ли, выразительно? И это не просто слова) Это манифест) Меня безоговорочно убеждает и - побеждает как слушателя - такая ее творческая безаппеляционность. Один из искушенных критиков, моих друзей, охарактеризовал Марину в творчестве двумя словами: "Жесткая и провокативная". Так-то вот)
 
01.10, 15.05.15, Игорь Фёдорович
Наташа, но как же это объяснить обычным людям? Ведь в общепринятом понимании "жёсткие и провокативные" это скорее про Пусси Райот, чем про песни Марины. Которые - что-то совсем противоположное... Мне кажется, что Маринины песни, при всей их элитарности, всё-таки более общечеловеческие, чем панк-рок. Вы можете конкретно сформулировать, что жёсткого и провокативного есть в Марине, в ее творчестве? В чем это выражается?
 
11.16, 15.05.15, Наталья Орехова
))) Пусси Райот, как мне кажется, слишком примитивные организмы, чтобы относить их к разряду явлений - или хотя бы проявлений - культуры, даже самой-пресамой суб-))
Марина - совсем другая история.
Да, действительно, слышать о Марине "жесткая и провокативная" как-то странно)) Тем не менее я по зрелом размышлении поняла, что это так. Жесткость Маринина - в ее отношении к ситуации. В общем-то, при всей любви и добросердечии по отношению к слушателям, для нее не так уж важно, есть ли они (я говорю о концертах, не о студийных записях, разумеется). Для нее первична музыка - она ей ПОРУЧЕНА - и никаких скидок в виде, например, упрощения музыкального материала или чего-то в этом роде, слушателям Марина не делает. Жестко и непреклонно!) Зато зал полон ГОТОВНОСТИ УСЛЫШАТЬ. Нет никого случайного. Парадокс? Ага! Но это так)
Провокативная: опять же - дело в отношении к зрителям) Марина НЕ ИЩЕТ их любви) И при этом, без заискивания, искренне их любит!) Ее "интермедии" между исполнением песен - с питьем теплого молока, смешками и улыбками, отчаянно-веселым киданием оземь погремушек и нот, строгими замечаниями по поводу отключения телефонов и паузами в ожидании тишины в зале и т.д. не могут не найти ответного отклика) Она ПРИТЯГИВАЕТ к себе, "не стараясь угодить" (говоря словами Окуджавы). И она, и слушатели оказываются на одной "небесной вертикали") Только Марина - впереди) а мы - за нею) Наверное, это и есть то, что отличает искусство от не-искусства...)
 
09.43, 16.05.15, Марина Барешенкова
Вот новая ссылка на это большое интервью: http://www.youtube.com/watch?t=19&v=EDTHnndEQDI
 
01.20, 17.05.15, Наталья Орехова
Отлично! Спасибо, Марина!
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 _    _      ___     _    _    __   __            
| |  | ||   / _ \\  | |  | ||  \ \\/ //   ____    
| |/\| ||  / //\ \\ | |/\| ||   \ ` //   |    \\  
|  /\  || |  ___  |||  /\  ||    | ||    | [] ||  
|_// \_|| |_||  |_|||_// \_||    |_||    |  __//  
`-`   `-` `-`   `-` `-`   `-`    `-`'    |_|`-`   
                                         `-`      
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
О нас
Сотрудничество
Условия использования

 

 
 
Рейтинг@Mail.ru