Интервью с Елизаветой Евщик

Лиза Евщик - на редкость харизматичный рок-рэп-бард и ученый-химик из Уфы. В свои 26 она уже успела "засветиться" в самых разных точках нашей необъятной Родины и получить многочисленные звания лауреата и дипломанта бардовских и не очень бардовских фестивалей.  Последние несколько лет Елизавета живет в подмосковной Черноголовке,  работает в  Институте проблем химической физики РАН, пишет кандидатскую диссертацию.   А еще преподает в Черноголовском филиале Школы-Клуба Авторской Песни (ШКАПЧге) - учит детей петь и играть на гитаре. И, конечно, Лиза Евщик регулярно играет концерты, ближайшим из которых будет квартирник в московских Кузьминках 18 апреля (все подробности здесь - http://vk.com/event89768903 ).

Накануне этого события нам удалось поговорить с Лизой о том, как живется и поется в Уфе и в Черноголовке, почему сейчас на концерты ходит мало публики, возможно ли научить современных детей  любить авторскую песню, а также о тщете контекстов, форматов и лишних чаяний.

 Лиза, вы уже несколько лет живете не то чтобы в Москве, но почти... Сколько, кстати?

- В Черноголовке я с ноября 2011 года. Уехала не то чтобы наукой заниматься, просто хотелось самостоятельности - в общаге пожить. А потом втянулась, поступила в аспирантуру, до сих пор живу и работаю.

- Когда вы к вплотную приблизились к Москве, ее восприятие изменилось?

- Изменилось полностью. Если раньше я считала нашу необъятную столицу просто суетливым муравейником, то сейчас я понимаю, что это город с большой историей, со своими заморочками, со множеством всего интересного. Просто «душевность» Москвы разглядеть сложнее, чем, к примеру, Питера. Но я постепенно разглядела. Не хочу в Москве жить, но по выходным гулять и посещать многочисленные мероприятия – это здорово.

- А в чем вообще разница между музыкальной тусовкой в Москве и в Уфе? И - шире: в Москве и на периферии? Вам же много приходилось концертировать по городам и весям...

- Музыкальная тусовка на Урале мне знакома только по сообществу авторской песни. У нас там меньше пафоса, больше какой-то дружественности, что ли… Ну это если с Москвой сравнивать. В Обнинске, где я не так давно была на очередном фестивале, например, всё тоже очень даже дружелюбно. Вообще на периферии люди проще намного.

- А нет ли у вас ощущения, что большинство нынешних интересных музыкантов - вообще не для Москвы?

- Нет. В Москве есть "своя" публика, которая слушает "свою" музыку. Такая хорошая нишевость. И, надо отметить, что в Москве активно слушающей публики больше, чем в Уфе, к примеру.

- Как вы сами-то себя здесь чувствуете? 

- В плане музыкальности мне здесь с одной стороны очень даже комфортно – есть клуб "Археология", где я бываю на свободном микрофоне, есть квартира в Кузьминках, где мне уютно выступать… А с другой – как-то меньше здесь пишется.

- Чего не хватает?

- Не хватает моей той уфимской компании, которая вдохновляла, пинала каким-то образом. Если спросите, чему научили Черноголовка и Москва, не отвечу. Не знаю. Вообще жизнь учит, а не города.

- Ни для кого не секрет, что достойные и даже известные музыканты сейчас с трудом собирают концертные залы. Это вина музыкантов? Публики? Еще кого-то? Или это просто общая беда и причины ее объективны?

- Я думаю, это настроение публики так влияет. И я уверена, что это пройдёт. Народ в столице избалован количеством концертов и мероприятий, поэтому ленится. Хотя, если охватывать серую массу, то здесь народ просто ходит тусоваться. А что за тусовка на концерте Андрея Козловского, например? Это мне приятно, а 90% моих знакомых и не знают, кто это. Тот, кто хочет, на концерты ходит. Может быть, это и хорошо. Избранные для избранных поют.

- Должен ли вообще музыкант как-то растить свою публику, пытаться влиять на нее? 

- Музыкант должен только одно: быть честным перед собой и перед зрителем. Даже в большей степени перед зрителем, чем перед собой. Всё остальное – личное дело каждого.

- Какой формат выступлений кажется вам сегодня оптимальным? Есть ли альтернатива клубам?

- Сложно сказать, какой формат оптимален. Я люблю квартирники и фестивали в лесу. Для меня это самые настоящие концерты. В клубах тоже хорошо, но есть свои недостатки. Мне вообще очень нелегко на такие темы рассуждать, потому что у меня нет цели собрать миллион зрителей. Хотя, надо бы, наверное, такую цель перед собой ставить. Слушатель всегда найдёт своего музыканта. А музыкант – слушателя.

- А какой из ваших собственных концертов больше всего запомнился?

- Самый запомнившийся концерт – это один из первых. Было у нас в Уфе бард-кафе «Настя», где мой бардовский сенсей – Елена Алексеевна Козлова устраивала концерты местных (и заезжих) представителей авторской песни. Вот в этой «Насте» и я отыграла свой первый концерт году в 2007. Я пела всё, что только могла спеть.

- А какая была публика?

- Пришло очень много друзей. И все так поддерживали, что не хотелось заканчивать. Наша песенная уфимская компания, основанная на школе-клубе авторской песни (ШКАП-Уфа), очень обширна и любит поддерживать друг друга. Вот там не было проблем с поддержкой! И случился очень интересный опыт. Сейчас я уже по 4 часа не пою. А был нереально длинный какой-то концерт, как будто бесконечный...

- Не мешают ли занятия музыкой и химией друг другу? Или ученый - музыканту в помощь?

Конечно, не мешают, а помогают. Переключение из одной сферы в другую очень способствуют продуктивной работе. Когда долго сидишь и обдумываешь какую-нибудь важную научную проблему, хочется заняться чем угодно, только не работой... Тут берёшь гитару, и пишется песня. Так что одно другое дополняет.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в Черноголовском филиале Школе-Клубе Авторской Песни (ШКАПе). Как получилось, что вы начали заниматься с детьми? Какова была мотивация?

- С детьми я работаю ещё с Уфы. ШКАП-Уфа вырастил меня, это не просто клуб, где мы песенки поём два раза в неделю, это большая семья, которая организует фестивали, проводит мастер-классы, выступать ездит. Я немного поработала педагогом в Уфе, после чего уехала в Черноголовку. Мне не хватало здесь той тусовки ШКАПовской, вот я и решила завести себе свою. Пришла в центр дополнительного образования «Импульс», сказала: «Возьмите меня, я буду детей авторской песне учить». Меня взяли.

- Растите себе смену? Или публику?

- Не скажу, что ращу себе смену. Просто мне нравится как-то влиять на ребят, учить их вдумываться в тексты, в действия, в мелодии, разбираться в музыке, выражать своё мнение.

- Есть мнение, что современные дети вообще стали петь гораздо меньше, чем поколение 30-ти и тем более - 40-летних. И музыка в жизни молодежи играет все меньшую и меньшую роль. Так ли это? Что наблюдаете вы? 

- Не согласна. Дети поют. Петь меньше не стали. По крайней мере, мои ученики и их друзья. В их жизни очень много музыки.

- Но ведь для большинства современных детей авторская песня для  не актуальна? Возможно ли в этом случае чему-то учить? 

- Конечно, возможно. Целью моей рабочей программы является раскрытие творческого потенциала. Да и вообще потенциала. Каждый ребёнок уникален. Каждый цепляет на занятиях что-то своё. Ребята перестают бояться открывать рот и быть смешными – это уже достижение для кого-то.

- Может, в наукограде Черноголовке какие-то особенные дети, отличающиеся от среднестатистических? Или, как однажды было написано на вашей странице вконтакте, "работать с детьми легко - просто дайте им понять, что вы еще более опасны и непредсказуемы, чем они"?

- Да, в Черноголовке особенные дети. Мои ученики – очень заинтересованные товарищи. И все они в какой-то степени переступают через себя, когда я их заставляю раскрываться перед незнакомыми людьми, залезать на парту и читать оттуда стихи. Черноголовские дети не хотят тупо сидеть дома. Я не просто учу -  мы прежде всего общаемся, учим песни. Да, они мои друзья!

- А какую музыку слушают ваши ученики и шире - молодежь? Устраивает ли вас такая картина?

- Удивительно, но они слушают примерно то же, что и я в их возрасте. Появились, конечно, новые группы, но в целом – тот же старый добрый русский рок, классика западного рока.

- Можно ли вообще как-то влиять на их вкусы?

- Конечно, я открываю для них новые имена, близкие мне. Открываю с той позиции, что просто делюсь любимой музыкой. Я тоже не сразу стала понимать, в чем кайф песен Новеллы Матвеевой. Меня этому научили. И я учу их. Видеть смысл. В том, что слушаешь и делаешь.

- А как вообще проходят занятия? Что вы делаете?

- На занятиях мы сначала распеваемся, слушаем друг друга. Потом вместе обсуждаем достоинства и недостатки исполнения ребят. Вот ещё что важно: дети учатся воспринимать критику и отличать конструктивную критику  от субъективной оценки.

- Знакомы ли ребята с вашим творчеством?

- Нет, с моим творчеством ребята мало знакомы. Если я буду много петь им, они будут копировать мою манеру исполнения, а это не очень правильно. Я стараюсь как-то находить баланс. Даю им слушать много других достойных исполнителей..

- А сами пишут?

- Сами, к сожалению, пока не пишут. Мы только балуемся иногда на занятиях, сочиняем частушки, переделываем что-то. «На столе стоял компот, его выпил бегемот. А Кирилл сгорел в аду. Дайте ноги, я уйду. Дайте голос, я спою…» Вот такая импровизация.

- Не секрет, что основной контекст,в котором вас воспринимает слушатель, - это бардовская тусовка. Насколько органично вы себя в ней чувствуете?

- Да я как-то не заморачиваюсь по поводу контекстов. Я всегда была неформатом для бардов. Как поёт Костя Завалин «Среди бардов я как Сид Вишес, а среди панков – как Юлий Ким». Вот это про меня. Я не отношу себя ни к бардам, ни к рокерам. Я просто песни пишу.

- Могли бы вы как человек, находящийся внутри тусовки, назвать имена молодых и по-хорошему неформатных, нестандартных музыкантов, ваших ровесников, которые делают попытку отразить какие-то национальные архетипы в музыке?

- Как-то печально, но я никого не могу вспомнить. В последнее время никто не зацепил. На ум приходят только Костя Завалин, Дима Вагин, Павел Фахртдинов… Вот еще в Уфе есть интересный фанковый коллектив «Ухо радуется".

- Что вам дал опыт студийной записи песни "Голос"? Единственный ли он?

- Опыт студийной записи дал мне в первую очередь новые эмоции. До этого были студийные попытки, но в акустике. А здесь полная аранжировка, над которой отлично поработал Максим Барынкин.

- Как это вообще было? Не смущают ли вас обвинения якобы в стремлению к "нашерадийному" звучанию?

- Максим записал все инструменты, я приехала и записала голос. Обвинения меня никакие не смущают. Эта песня как раз для такой "роковой" аранжировки. Она вообще как-то выбивается из моего творчества. Не считаю её гениальной, но энергетика в неё заложена очень мощная. Она связана с одним из самых эмоционально ярких моментов моей жизни. Люди, которые меня вдохновили на эту песню, потихоньку исчезают из круга общения, а ощущения остаются, благодаря песне. Спасибо им за этот опыт.

- Существует мнение, что творчество Елизаветы Евщик условно делится на "раннее" и "позднее"...

- Чудное какое мнение. Я как-то не анализировала, как делить моё творчество...

- Ну, типа с какого-то момента случилось то, что описано в вашей песне "Я начала писать попсу". Вроде бы существует целый блок почти авангардных композиций, которые раньше активно исполнялись на концертах и висели в интернете. А потом куда-то делись...

- Все песни, которые были в интернете, там и остались. Согласна, что несколько изменился подход к тексту, к мелодике - в сторону "антиавангардности". Черноголовка на меня очень странно в плане творчества влияет. Мне кажется, что моё творчество сейчас на стадии куколки, которая вот-вот станет новой бабочкой. Вот на квартирнике, который будет в Кузьминках 18 апреля, я как раз спою новые песни. В них больше личного, больше лирики, чем игры слов.

- Если помечтать и представить себе неведомо откуда возникшего продюсера, готового оплачивать любые ваши творческие порывы, что бы вы предпочли? И почему?

- Я бы предпочла получить стабильный коллектив заинтересованных музыкантов. А еще - возможность создания интересных аранжировок. Ну, а потом можно и турне с концертами на стадионах...

- Приведите, пожалуйста, цитату из собственного творчества, которая именно сейчас наиболее точно характеризует вас.

- Сейчас это строчка из песни "Дао офисной крысы": «Карьерная лестница в небо не тянется». Но все меняется! Возможно, в дальнейшем станет актуальным что-то еще!

 

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 _    _    _    _   __    __   __   __     _____  
| |  | || | || | || \ \\ / //  \ \\/ //   / ___// 
| |/\| || | || | ||  \ \/ //    \ ` //    \___ \\ 
|  /\  || | \\_/ ||   \  //      | ||     /    // 
|_// \_||  \____//     \//       |_||    /____//  
`-`   `-`   `---`       `        `-`'   `-----`   
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания