Soundrussia" продолжает рецензировать наиболее интересные релизы 2014-2015 годов. На этот раз в поле нашего внимания попал вышедший в конце ноября прошлого года альбом "Акустика дождя" сетевого музыканта Табибу Жуа. Табибу Жуа живет в Пятигорске. Пятигорск - это очень далеко  от моей сытой и благополучной Москвы. Там сегодня не стесняются играть обычный рок без претензий на неведомое нечто.  И, может быть, именно поэтому  на альбоме поднят ряд проблем, которые обычно у молодого поколения столичных рок-музыкантов поднимать, мягко говоря, не принято. Так что оставить диск без внимания было бы просто непростительно.

Послушать и скачать треки "Акустики дождя" можно здесь

Но обо всем по порядку.

Композиции альбома четко делятся на три тематических блока. Во-первых, песни о любви ( "Когда тебя нет", "Привет", "Период полураспада").  К счастью, таких вещей меньше всего. А лучше бы их не было вовсе. Я, конечно, понимаю что ни один уважающий себя рок-музыкант не выпустит альбом хотя бы без одной песни о разборках между "ним" и "нею". Но псевдоромантические телеги о несчастной любви у Табибу Жуа оборачиваются просто наборами штампов. Поэтому сразу идем дальше.


Вторая группа - песни на тему рок-музыки и места рок-и музыканта в мире чистогана ("Рок-герой", "Остановите",  "Гибсон с содовой"). Тут уже все поинтереснее. Тема сквозная на альбоме и вполне традиционная. Но Табибу Жуа удалось довольно удачно и очень внятно проговорить ряд важных моментов. В самой первой вещи альбома прямым текстом и с большим сожалением говорится, что время рок-героев прошло. Да, музыканты перестали быть властителями дум. Заметим в скобках, что художники и даже писатели, что для литературоцентричной страны совсем нонсенс , - перестали тоже.  Сколько-нибудь самобытная и серьезная "самодельная речь" сегодня поставлена в такие условия существования, что просто не может быть услышана. И ответственно за это в том числе и продажное поколение деятелей от культуры, о котором упоминает лирический герой Табибу Жуа: 


Побольше экспрессии - поменьше смысла! 
Прощайте, подвалы - привет, " Олимпийский!" 


Рок-музыканты обуржуазились - создали культурный фон, который угенетает и порабощает человека. В их мире основной проблемой стал массовый недотрах.  И эта проблема активно и успешно навязывается нормальному слушателю. Предпочту не приводить здесь примеры. Все, что в рок-музыке сверх этого, - если не напрягает, то точно - уже почти никого не трогает.  Резкий скачок из подвалов в "Олимпийский" совершила не такая уж большая группа людей, пошедших на  сделку с совестью. Эти имена у всех на слуху и нет смысла произносить их здесь. Они вышли из подвалов в 90-е и лихо загнали в те подвалы всю остальную культуру. А поколение Табибу Жуа до сих пор продолжает расхлебывать последствия: 


На сцене свет, но зал пустой - 
кому ты нужен, рок-герой?


Наконец, самая интересная группа песен - та, где идет попытка анализа процессов, происходящих в сегодняшнем обществе.  К счастью, их больше всего : "Я не помню Афган", "Дети убийц", "Березовски блюз", «Viva la Cuba», "Напиши".  Любопытно, что социальные темы у Табибу Жуа это не скандальные реплики на злобу дня, как нередко бывает в роке, а скорее вдумчивая работа на стыке с философией. Можно даже говорить о социально-философском блоке: друг с другом соприкасаются темы вырождения общественных идеалов,  Родины, войны, истории  и смысла жизни.  
Пожалуй, самым неожиданной стала для меня на альбоме тема афганской войны. Хотя знающие люди говорят, что нынешнее поколение сейчас массово возвращается к прослушиванию песен о войне в Афганистане, написанных в 80-е. И даже предпочитают их шансону. Видимо, тема стала актуальной в связи с войной на Украине.  Но Афган, в отличие от Донбасса, далеко. Он успел романтизироваться, а герои превратились для Табибу Жуа и его поколения в символы воинской чести: 


Я не знал, как понять эту странную фразу "груз-200", 
что твердила в истерике бабка из 27-й, 
но я чувствовал сталь непридуманной воинской чести 
в тех парнях со двора, что вернулись живыми домой.


Все это лишний раз подтверждает, что у нынешнего поколения страшнейшая тоска по настоящим героям и "сквозняк, от того, что это место свободно".
"Я не помню Афган", как и большинство вещей  на альбоме, - это вполне стандартный блюз. Конечно, можно играть такую простую традиционную музыку несколько техничней и делать аранжировки поинтереснее. Но зачем? Лучше она от этого не станет. Слишком технично и гладко сыгранный рок порой комично обнажает его примитивную сущность. "Более лучше" нужно играть сонаты Баха. А в роке бороться за высоту идей, потому что играть тут все равно по большому счету нечего.   
"Я не помню Афган" - медленный и задумчивый, даже монотонный блюз, украшенный однообразной скрипичной партией.  Минимум эмоций.   И от этого, пожалуй, слушать еще страшнее. Пятигорск гораздо ближе к Афганистану:

Душманский непуганый снайпер целит вновь,

но не в сердце, а в  вены моих сыновей.

А в Москве порой забывают, что Афганская война была в том числе и войной с местной наркомафией. Которая сегодня празднует победу.   
Есть на альбоме "Акустика дождя" и рэп ("Дети убийц"). Куда ж без него? Причем, это один из самых удачных треков. Судя по тому, как он сделан, сдается мне, что такой рэп скорее веление сердца, чем дань моде.  Жесткий текст, перенасыщенный историческими аллюзиями и современными реалиями, читается под тяжелые ритмы. С женским вокалом в протяжном припеве, как это положено по законам жанра.  В 70-е так играли  "Deep Purple" и  "Rainbow". А в тексте умело использован эффект обманутых  ожиданий. Если кто-то думает, что речь о детективной истории, его ждет разочарование:

Дети убийц 
великой империи, 
 у вас нет побед - 
только потери.
У вас нет будущего -
только прошлое, 
но даже в нем 
вы забыли хорошее. 


Откуда у парня, не заставшего СССР,  испанская грусть  тоска по исчезнувшей империи? Видимо, растерзанная великая страна тоже стала романтическим символом поруганной чести, растоптанного достоинства, нормальных человеческих отношений...
Тема исчезнувшей Родины-империи - сквозная на альбоме.  Потому что современная страна, в которой  "вместо света живого выбирают айподы" и "перемен требуют сердца банкира", уже совсем никак не подходит для жизни нормального человека. И тем паче - музыканта. 


Образцом земли обетованной для лирического героя Табибу Жуа становится Куба («Viva la Cuba») .  И это не удивительно. Здешняя революция не идет ни в какое сравнение с нашим печальным 1917-м годом. Прежде всего, потому, что все свершилось в рамках традиции. Фидель - католик. На волне революционной моды в Латинской Америке зародилась теология освобождения. До сих пор в ряде тамошних университетов изучение патристики, схоластики и марксизма идет в рамках одного семестра. Культуру никто не топтал. Не было отрицательной селекции и пролеткульта. Поэтому так органично и радостно звучат в этой вещи этнические мотивы. 
Возможно, герой песни несколько идеализирует Фиделя, Че и прочих "воспламененных идеей   свободы нищих детей богатейшей земли", прогнавших "сосущих кровь красным полотном":  "Грязные и злые, но с крыльями веры". Но, кажется, именно этих крыльев веры часто не хватает, чтобы что-то изменить. В себе. В культуре. В стране.  А вот грязи и злости как раз предостаточно. 
Заканчивается альбом неожиданно свежей темой  баллады "Кошка и ее человек".   Эта совсем не похожая на остальной материал вещь, исполненная нежным голосом Валентины Дусь, как будто всплыла из  раннего периода творчества группы "Квартал" и воспринимается как бонус-трек. Рассказ о таинственной любви кошки и человека, которая кажется окружающим совсем не тем, чем является на самом деле, ставит в конце релиза не точку, но многоточие. И обещает новые интересные встречи с музыкой Табибу Жуа. 

комментарии
 
19.19, 27.08.15, Илья
А это крутой автор на самом деле. Он себя еще покажет.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

  _____     ______    ______   _    _    _____    
 / ____||  /_   _//  /_____// | || | || |  __ \\  
/ //---`'   -| ||-   `____ `  | || | || | |  \ || 
\ \\___     _| ||_   /___//   | \\_/ || | |__/ || 
 \_____||  /_____//  `__ `     \____//  |_____//  
  `----`   `-----`   /_//       `---`    -----`   
                     `-`                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания