Рассказ о том, как мы побывали на NAMM Musikmesse Russia 2021, выяснили, происходит ли подъем в российском производстве аудио-, видео и светового оборудования, а также попросили поделиться впечатлениями о выставке и о состоянии дел в музыкальной индустрии главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова и представителей журнала InRock Владимира Миловидова и Елену Савицкую
С 16 по 18 сентября на территории павильонов выставочной площадки Экспоцентра прошла выставка NAMM Musikmesse Russia 2021. Это первое событие после начала пандемии за последнее время, произошедшее для представителей музыкальной индустрии. Выставка – традиционно мероприятие мультиформатное. Помимо собственно выставки аппаратуры и музыкальных инструментов, там прошли такие мероприятия, как конференции на базе образовательной платформы MuzzLab, конкурс барабанщиков Drummers United и, конечно, выступления музыкантов, как всегда, самых разных жанров - – от Александра Пушного и Сергея Табачникова до Ирины Суриной и Сергея Филатова.
Чем же отличалась нынешняя выставка от «допандемийной»? Мы прошлись по ней, и, хотя мы провели на ней только? один день, кое-что нам удалось узнать.
В зале, где располагается музыкальная аппаратура, идет конференция, посвященная онлайн-трансляциям и различным техническим инновациям для их проведения. Мы попали на ту часть, где рассказывали про новый плеер для интерактивных мероприятий.
Тут надо сделать ремарку для читателя, который, может быть, не в теме. Интерактивные онлайн-конференции в эпоху пандемии – вещь необходимая. Их нынче проводят многие - от образовательных организаций (школ и институтов) до бизнес-корпораций. Если говорить доступным языком – это когда ты не только слушаешь и видишь, что тебе говорят, а можешь сам в реальном времени подключаться и участвовать. И тут первенство - за тем, чье приложение будет работать лучше. Что значит – лучше? Это значит – проще и доступнее в использовании, больше функций, а также меньше задержка между действием, происходящим в реальном времени, и соответствующей картинкой со звуком, что отображается на экране во время сеанса связи.
Тут я хочу сделать небольшое лирическое отступление. Весной прошлого года команда SBTG устроила несколько ярких онлайн-квартирников на своей территории, с помощью ими же разработанного многофункциональный медиабокса для просмотра трансляций и участия в них. Мы* тоже играли у них квартирник, и для нас это был первый концерт, прошедший в таком формате. И для виртуального концерта, во время которого можно петь, беседовать, слушать комментарии и отвечать на вопросы, этот формат оказался оптимальным. Что в нём было самое важное? Обратная связь со слушателем. Не в виде текста справа от экрана, а в виде картинки с речью. Конечно, полноценный квартирник с живыми людьми это не заменит, но, тем не менее, это хоть как-то создает эффект присутствия. В ситуации отмены концертов общение такого рода может стать необходимым компромиссом.
Можно себе представить, насколько сильна сейчас конкуренция между разработчиками таких медиабоксов. Думаю, что скоро мы приблизимся к тому, о чем мечтают музыканты, находящиеся в разных странах – к возможности играть групповые онлайн-концерты и онлайн-джемы из разных точек земного шара, но при этом в реальном времени.
Но возвратимся к теме конференций, которые, конечно, ныне куда более необходимы и востребованы, чем онлайн-концерты. Необходимо отметить тот пикантный факт, что большинство школьных конференций ныне проходит на зарубежных платформах Zoom и Teams, и уже давно идет речь о переводе их на отечественные платформы. Кто из разработчиков станет российским монополистом в области внедрения российских медиабоксов? Можно делать ставки.
Далее мы прошлись по залу, посмотрели на аппаратуру и пообщались с представителями различных музыкальных фирм.
Музыкантам, даже не особо разбирающимся в технике, было на что посмотреть. Например, знаменитый тульский микрофон Октава – со времен пятидесятилетней давности он ничуть не потерял актуальность для музыкантов, причем не только для отечественных. Говорят, Sting, U2 и Radiohead этими микрофонами пользовались. Несколько лет назад завод был на грани банкротства, но, с тех пор, как его взял под свое крыло Ростех, он продолжает удерживать лидерство по производству отечественных электроакустических преобразователей.
Главный вопрос, который волновал нас, звучал так: какие комплектующие в производстве различной аудио- и видеотехники делают у нас, а какие – за рубежом? Мы решили это выяснить. И, надо сказать, миф про загибающееся российское производство не вполне соответствует действительности.
На выставке оборудования немало российских компаний. Например, Siberian Lighting – российская компания, производитель оборудования для светошоу-индустрии, базируется в Омске.
Контроллеры разработаны и производятся в России, печатные платы и софт – также собственный. Хотя светодиоды традиционно китайские. Или компания Proaudio – у них есть акустические системы, динамики и магниты в которых делают в Санкт-Петербурге.
Театральные технологические системы - российский производитель театральной механики и электроники, базируется в Красной Пахре. Кроме двигателя и света - всё российское. Продажа оборудования у них идёт по всему СНГ. По сообщению их представителя, проблемы пандемии их практически не коснулись, поскольку помогает финансирование Министерства культуры. Заказов на оборудование тоже, к счастью, не стало меньше.
Отдельно удалось пообщаться с представителями компании Тракт,
которые рекламируют Синапс – первую цифровую систему служебной связи. Система применялась командой ВГТРК на Олимпиаде-2020 в Токио, на Чемпионате Мира 2018 (FIFA), Параде 75-летия Победы в Москве, и на многих других чемпионатах, универсиадах и т.д. Всё – корпус, дизайн, интерфейс, софт, сборка (кроме чипов и микроконтроллеров) – российского производства, Санкт-Петербург. Примечательно, что данный российский софт не облагается НДС.**
- Вот поэтому-то я вместе с Владимиром Владимировичем Путиным считаю, что мы правильным курсом идем, а всякие Навальные и Ко хотят этот курс сломать, - сообщил представитель Синапса. – Акционеры – все наши. Многие мелкие местные компании «сидят» на российском оборудовании. На рынке много российских вендоров.
Однако в плане продвижения российских систем и оборудования всё не так гладко.
– Мы часто в тендерах проигрываем. На русском рынке продавать довольно тяжело из-за сложившихся стереотипов о том, что зарубежное - лучше, хотя наше оборудование во многих случаях не хуже, и при этом дешевле. О выходе на мировой рынок даже и думать не приходится – для нас он закрыт.
Несмотря на это, мы решили, что у российского электронного оборудования есть перспективы. А о том, как обстоят дела у музыкальной индустрии в целом, мы решили узнать у одного из спикеров конференции для музыкантов и молодых специалистов MuzzLab, главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова:
- Евгений Анатольевич, насколько я помню, на выставке 2017 года было больше представителей различных компаний. Сейчас я вижу их в меньшем количестве, в особенности это касается зала, в котором представлены музыкальные инструменты. С другой стороны, мне показалось, что отечественного звукового оборудования стало больше. Так ли это?
Да, конечно, пандемия ведь обрушила ранее активный и растущий рынок живых выступлений, потому многие связанные с ним зарубежные компании-лидеры рынка - приостановили свою активность, это вполне логично, хоть и огорчительно. На фоне их сдержанного поведения наши выглядят ярче - и это не в последнюю очередь заслуга Минпромторга, который им реально помогает - это вселяет надежду.
В целом, на ваш взгляд, данное положение дел (в 2021 году) можно считать поражением или успехом отрасли? Можно ли сопоставить ситуацию у нас и за рубежом – кого предполагаемое «пандемийное» падение рынка музыкального оборудования коснулось сильнее?
Отрасль производства музыкальных инструментов и оборудования находится в серьёзном кризисе - снижение оборотов могу оценить в 50-70%. Это банкротства, закрытия и поглощения, уход специалистов в другие направления. И РФ, и западные компании находятся в неопределенном, подвешенном положении, сократили деятельность, выжидают.
- Что происходит в российском шоу-бизнесе на данный момент в плане освоения онлайн-выступлений? Известно, что далеко не все артисты к этому готовы, онлайн-концерты мало кто любит. Ожидаются ли какие-то технологические прорывы, которые позволят в будущем музыкантам (и зрителям) пересмотреть свое отношение к онлайн-концертам?
Зрелищные мероприятия возникли 50 тысяч лет назад и будут существовать всегда, формат "глаза в глаза и плечом к плечу" нельзя ничем заменить. Онлайн-концерт - это миф, на самом деле это просто разновидность аудиовизуального произведения (распространялся в кино и ТВ), никогда не имевшая особой популярности. На ТВ у музыкальных АВП низкий рейтинг всегда был и будет, так что никакого оптимизма. Даже VR в этом жанре вызовет только малозаметный всплеск интереса, и то лишь после изобретения какого-то безумно привлекательного формата.
- Кто сейчас, по вашему мнению, страдает больше – крупные артисты с многотысячной аудиторией или те, у которых есть своя небольшая, но преданная, публика?
Страдают все. Но звезды имеют подушку безопасности, а вот артисты, живущие на гонорары, вынуждены искать другие источники дохода, уходят из профессии, перестают создавать музыку и радовать слушателей. Это удар по российской и мировой культуре.
Существует ли у нас хоть какая-то поддержка артистов в ситуации пандемии? И существуют ли у нас хотя бы зачатки системы грантов, возможно, на конкурсной основе, для независимых артистов, желающих сделать или продвинуть свое творчество?
Системы нет, поддержка для предпринимательского сектора и самостоятельных творческих работников есть, но минимальная и непредсказуемая, бессистемная. Гранты есть, но предельно забюрократизированы, для их получения важна не ценность деятельности для культуры, а умение работать с документами и госструктурами.
- - -
Для полноты картинки мы решили пообщаться с нашими друзьями, представителями журнала InRock - первым прогрессивным музыкальным журналом, издающимся аж с 2000-го года. На наши вопросы ответили главный редактор журнала «InRock» Владимир Миловидов и заместитель главреда Елена Савицкая:
- Мы очень рады видеть на выставке журнал InRock! Для вас это впервые или вы участвовали в выставке раньше? Если вы были раньше, расскажите, сильно ли, на ваш взгляд, отличаются «допандемийные» года и данный 2021 – больше ли представителей музиндустрии, в частности, ваших коллег, а также изготовителей музыкальных инструментов и пр.?
Мы в выставке участвуем с 2006 года, ещё когда она шла под вывеской «Музыка-Москва» (справедливости ради – это две разные выставки, просто одна плавно сменила другую, – Е.С.), до этого бывали как посетители ещё в начале 2000-х. Тенденция была на плавное снижение с каждым годом, что объясняется развитием интернета и инфраструктуры в целом — то, что было раньше доступно только на выставке, теперь люди могут пощупать в магазинах, узнать информацию в сети, увидеть и прочитать обзоры, заказать из-за границы… Больших отличий от последней допандемийной я не вижу. Чуть-чуть меньше объём стал, но не фатально. Не было зарубежных гостей-звёзд, что объяснимо, не было обычно многочисленных китайских участников… Мне кажется, в нынешних условиях организаторы сделали максимум возможного.
- Вы общаетесь с музыкантами и организаторами концертов, а также (насколько знаю) стояли у истоков фестиваля InProg. Можете ли вы что-то рассказать об «ИнПроге» в связи с пандемией, есть ли какие-то планы о его проведении? Также, возможно, вы обсуждали онлайн-концерты музыкантов. Что они в основном думают об этой практике?
Планов по «ИнПрогу» или более маленьким концертам этой направленности нет, мы прекратили их делать из-за отсутствия интереса слушателей и вряд ли вернёмся к организации концертов как таковой. Но сейчас проходит много интересных концертов, необязательно под вывеской «прогрессив», но по сути именно таких, так что всё в порядке.
Отношение к онлайну у музыкантов разное. Одни, как, например, Ольга Шотландия (с ней было интервью в журнале), выработали некий интересный формат, выигрышный именно в сетевом варианте. Для многих это способ достичь аудитории, которая не смогла бы приехать на концерты из регионов и дальнего зарубежья. В период самого начала пандемии, самой жесткой самоизоляции это был ещё и способ поднять дух и себе, и фэнам. Другие музыканты с самого начала высказывались резко против. Сейчас кажется, что все «наелись» онлайном и не скучают по нему.
- Как обстоят дела с журналом в условиях пандемии – стало лучше или хуже? Какие вы видите в данный момент перспективы для журнала InRock как издатель, возможно ли вообще в данное время говорить о перспективах?
В условиях пандемии, например, закрылся один из старейших рок-оптовиков «Хобгоблин», ещё несколько организаций, т.е. понемногу каналы распространения теряются. Было сложно, когда не работали магазины, сейчас эта проблема снята. Читательская активность в принципе осталась той же, какой-то новой онлайн-аудитории пандемия не дала, хотя, наверное, это наше упущение, нужно было активнее работать, но за счёт каких ресурсов — непонятно. Трудно говорить о перспективах, пока делается — делаем. Теуникова Юля.
*- Теуникова&Акимов — интерактивный онлайн-концерт. Мы вместе! Ссылка - https://youtu.be/fa7ArD2MjhE
**- Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2021 года, реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от НДС, если указанные программы (базы данных) включены в Реестр российских программ. Таким образом, освобождение распространяется и на программы ЭВМ, входящие в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если предусмотрено, что программа приобретается отдельно от "железа".