Альбом "Яблочное счастье" группы "Лепота" увидел свет прошлой осенью и уже успел получить похвалы критиков. А в январе нынешнего года, подводя итоги-2014, музыкальные эксперты назвали его одним из лучших релизов года http://www.nneformat.ru/texts/?id=8144

Буквально с первого вслушивания становится ясно, что перед нами образец очень редкого по нынешним временам явления. На альбоме преобладают крайне несовременные в хорошем смысле этого слова темы и музыкальные ходы. 
Если слушать материал, забыв о дате релиза, будет совсем не понятно, когда это написано. 70-е? 80-е? 90-е? 2000-е? И в этом смысле музыке "Лепоты" уготована долгая жизнь: ее нельзя назвать модной или не модной. Это то самое "явление out of time". 
И хотя сами участники группы, а это прежде всего семейный дуэт - Юлия и Сергей Лепе, которые являются авторами песен, - утверждают, что играют "уютный фолк", кажется, их музыка все же не совсем укладывается в это определение. Большая часть композиций балансирует где-то между джазом и роком, а фольклорные мотивы влияют скорее на построение текстов. Причем, работа с джазовыми и роковыми элементами происходит любопытным образом: воспроизводится их форма, но изгоняется привычное содержание. В музыке "Лепоты" напрочь отсутствует джазовая расхлябанность, равно как и роковая жесткость: искусно убраны лишние интонации и эмоции, пресловутый эротизм и прочий темный хаос (достаточно послушать "Половинки" или "Уходящий день", чтобы в этом убедиться). Время от времени еще возникают весьма пассионарные соло на губной гармонике. Слушатель напрягается и начинает ждать блюза. Но его ожидания, к счастью, не оправдываются: блюза здесь нет, а соответсвенно отсутствует и весь назойливый клубок стереотипов, связанных с этой музыкальной формой. 
Названием альбому "Яблочное счастье" стала строка из песни "Горе луковое". Автор на наших глазах пытается творить новый фразеологический образ от обратного - от "горя лукового". Но если "горе луковое" подразумевает не самую серьезную проблему, то что же такое "счастье яблочное"?   
Если судить по песням, это пойманная мимолетная радость земного бытия. Очень скоротечная и яркая радость сродни горацианскому  "Carpe diem". Но ни лирическая героиня, ни автор, к счастью, не могут относиться к ней слишком серьезно. 
Первая же песня ("Половинки") задает тон всему альбому. Она, как и большинство композиций - о какой-то нетипично нормальной взрослой любви, тема которой редко проникает в современные песни (и особенно в рок-жанр).  
Среди авторов так называемой "легкой" музыки почему-то бытует мнение, что проще всего написать песню именно о взаимоотношениях полов. И она неизменно станет популярной. Но это большое заблуждение. Хорошую песню о любви написать, пожалуй, как раз труднее всего. Мало кому удается при этом не скатиться ни в тривиальность, ни в пошлость, ни в банальную истерику, да еще и удержаться от безудержного "яканья". Но Юлии и Сергею Лепе это как раз удается. 
Песня "Половинки" задает светлый тон всему альбому. Сквозная рифма припева "половинки - пылинки" -  свидетельство здоровой самоиронии - сразу помещает тему человеческих отношений в адекватный контекст и снимает лишний пафос. 
Эту же тему продолжает "Джамиля", напомнившая слушателям известнейший рассказ Чингиза Айтматова. Интересно, что  если у Айтматова рассказчиком был мальчик-подросток, то в песне "Лепоты" мы встречаем уже совершенно женский взгляд на историю. И при помощи фанковой мелодии акценты смещаются в сторону совсем иных эмоций. 
А после "Джамили" на той же высокой волне альбом продолжается  Христославием "Ангел". Любопытно, что в этой, казалось бы,  абсолютно фольклорной вещи аранжировка все-таки стремится к роковой. И это, на мой взгляд, закономерно. Такой прекрасной вокалистке как Юлия Лепе в рамках традиционного фольклора с его открытым грудным звуком просто тесно. В фольклорной традиции вокала вообще больше призвуков, чем чистых звуков. На память приходят  попытки Анны Герман петь аутентичные народные вещи. И куда только девалась в тех случаях вся глубина ее артистизма? Фольклор будто пожирал (или растворял?) его. К счастью, красота вокала проявляется на альбоме в полной мере. Возможно, голос - это вообще лучшее, что здесь есть. Он и ранит, и утешает, и зовет к жизни пресловутые кожные мурашки, появление которых является для некоторых людей эталоном подлинности искусства. Об этом голосе не хочется писать, его надо слушать. 
Вообще весь диск производит впечатление целостной и очень добротной работы. Инструменталы между песнями, кажется, играют роль связок-интермедий и помогают слушателю мягко перенастроиться на волну следующей композиции.  
Среди остальных вещей выделяются две: "Грустная песня" и "Остров". "Остров"- красивейшая фолковая баллада, заставляющая вспомнить о творчестве Натальи Марковой. Эта композиция представляет собой воображаемый диалог с матерью, с которой разлучена лирическая героиня. Здесь есть подобие эпического сюжета - воображаемое путешествие по далекому северному острову вместе с мамой. Именно о нем так мечтает лирическая героиня. Движение смысла в меру предсказуемо при сохранении единства песенной формы. Когда слушаешь эту вещь, не покидает ощущение филигранности созданного. Здесь особенно выверена каждая интонация, каждый звук.  
 А "Грустную песню" вообще можно назвать эталоном жанра. Это именно песня - в полном смысле термина. Здесь все очень органично - и красивая мелодия с запоминающимся рифом, и рок-аранжировка, и простой, но очень емкий текст. Он никоим образом не претендует на звание стихотворения. Но его можно считать мастер-классом для современного поэта-песенника. Хотелось бы заметить, что автор - Сергей Лепе - оставил здесь далеко позади Веронику Тушнову (композиция на слова которой тоже есть на альбоме). В "Грустной песне" очень внятный лирический сюжет: границы мира лирической героини постепенно раздвигаются. От  "Я не могу рассказать тебе, что стало с моей весной - смыло цветы и смыло песни грязною водой" до " Я не могу рассказать тебе, что стало с моей страной - все мои книги стали пеплом, черною золой".  Тоска нарастает, становится всеобъемлющей, тотальной. А потом происходит резкий  возврат к собственному  "я" и окончательная констатация того, что в земном мире человеку нет места.  После каждого куплета повторяется: "И мне остались только ветер и твои глаза, жгучий холодный ветер и твои глаза". Страдания, символом которых становится ветер,  и любовь, не избавляющая от боли, но придающая смысл  человеческому существованию, - собственно, это и есть две главные темы альбома "Яблочное счастье": "Времена настали липовые, да любовь пришла сказочная". Несмотря на всю камерность и лиризм, эта музыка не вызывает ощущения эскапизма. Просто авторам хватает штрихов и полутонов, чтобы изобразить красоту и трагичность мира. И лицевую его сторону, и пресловутую изнанку. И воронки социума, и пейзажи души.

Послушать альбом можно здесь:  http://lepota.kroogi.com/music?locale=ru

 
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 __   __     ___      _  _     ______            
 \ \\/ //   / _ \\   | \| ||  /_   _//     ___   
  \   //   | / \ ||  |  ' ||   -| ||-     /   || 
  / . \\   | \_/ ||  | .  ||   _| ||_    | [] || 
 /_//\_\\   \___//   |_|\_||  /_____//    \__ || 
 `-`  --`   `---`    `-` -`   `-----`      -|_|| 
                                            `-`  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания