Пока политики занимаются переделом границ, музыканты укрепляют дух интернационализма. В доме №5 в Романовом переулке в Москве состоялся настоящий «советский» квартирник. В коммунальной квартире, куда своим творчеством пришли поделиться звезда столичного рок-андегрануда Юлия Теуникова и не менее звездное лондонское трио Whiskey Moon Face, было не протолкнуться. Тесно было и от обилия звуков – русская речь перемежалась с иностранной, низкий шепот зрителей с визгом саксофона, а сдержанный блюз - с импульсивным джазом. В общем, это был тот случай, когда квартирник оправдывал свое название. И надо сказать – для нашего времени редкий.
За последние годы формат «квартирника» плавно трансформировался в «выступление артистов в квартире». По рассказам завсегдатая подобных концертов Сергея Огибина , который не только был частым гостем квартирников, но и сам их регулярно организовывал, на заре перестройки данный формат был очень даже востребован. Музыкантами - чтобы хоть как-то подзаработать на «бухло» и прочие приятности (будьте любезны 10 р. с носа и выпить не забудьте). Зрителями – чтобы побыть в своей компании и «под градусом» (ну это ж святое!), да и музыку послушать живьем – ради культурного просвещения. Одним словом, для всех квартирники были в радость! Заключалась в них какая-то интимность и даже немного элитарности - не всякий мог туда попасть, так как надо было знать нужные места и общаться с правильными людьми: может и наклевывается кое-какое мероприятьице, а ты тут как тут!
Квартирник в Романовом переулке примерил на себя все эти традиции и оставил только лучшие – участники старались обходиться без горячительных напитков, вот только бард Алексей Абакшин в качестве полировки впечатлений применил заранее припасенное баночное пиво.
Но обо всем по порядку…
Отдельно стоит сказать о месте встречи. Квартира в Романовом переулке - это практически дом-музей: квартира в дореволюционном бывшем доходном доме, когда-то принадлежавшем графу А.Д. Шереметеву. В свое время эту квартиру снимала семья адвоката, потом она превратилась в типичную советскую коммуналку, которую битком набили музыканты и художники вперемешку со слесарями и поварами... Теперь там живут художники - семья Андрея Львовича Вязова, картины которого (и картины его дочери Ксении, инициатора квартирников) находятся в том самом зале, где обычно музыканты дают концерты.
На этот раз легендарную «коммуналку» посетили гости заграничные: команда из Туманного Альбиона Whiskey Moon Face, (которых привез наш общий знакомый Митя Адамский и который подробности пишет в группе http://vk.com/whiskeymoonface и https://www.facebook.com/events/823141094385294/ ) в составе Луиза, Юан, Джим и Максим. Они начали первое отделение; потом планировался сет КоМПОзита, а после всего предполагался джем - идея джема возникла при прослушивании композиции Dirty Fingernails в их исполнении, которая является вариацией версии «Бай мир бис ту шеен» авторства Шолома Секунда, известная у нас как песня «В Кейптаунском порту» (в наиболее распространенной ее версии).
Если кто-то еще в Москве, Питере или Петрозаводске найдет время, чтобы сходить на концерт Whiskey Moon Face, это будет самым лучшим знакомством с ними, потому что никакие характеристики их и никакое видео представления о том, что происходит, не дает. Потому что надо видеть, как Луиза поет, удивительно легко прорезая звуковую ткань своим чистым с легкой хрипотцой голосом, подыгрывая себе на аккордеоне; потом меняется с Джимом инструментами, и поет под аккордеон уже он, а она играет на контрабасе. При этом Юан (настоящая звезда лондонской клубной сцены, играет в восьми проектах - когда-нибудь я хотел бы видеть его в джеме с нашими местными лучшими, типа Гринева, Скворцовой и др.) то играет на мундуштуке от кларнета, то активно солирует, потом Максим оставляет гитару и берет тромбон, и вместе с кларнетом они тянут что-то невообразимое - то нью-орлеанское, то восточное, а Джим разбавляет это песнями, по вкусу напоминающими ирландские. Получается удивительно органично и при этом разнообразно. После на джеме Юан, умело и вдохновенно управляющий процессом, достает откуда-то саксофон и вручает кларнет Луизе... Кажется, они могут играть много часов подряд и не уставая. В джем отлично вписались Петр Акимов с виолончелью, и Сергей Краснопольский, пришедший изначально в качестве слушателя.
А между джемом и виски был «Спирт» - второе отделение с Юлией Теуниковой и КоМПОзитом (по инициативе последней совместный сет был проведен в Романовом переулке). Участниками КоМПОзита были уже упоминавшийся Петр Акимов и Аня Малышева (гобой). Музыканты, судя по всему, нарочито исполнили несколько песен с подчеркнуто национальными русскими мотивами - это прозвучало как «культурный ответ» американско-европейской теме лондонцев, которые, кстати, слушали сет КоМПОзита очень внимательно и заинтересованно.
Я еще раз после этого сделал вывод о том, насколько важна традиция в музыке. Можно быть «глобал юниверсал артистс» в рамках поп-фрик-культуры, но без опоры на свои корни никакое развитие чего-то более-менее серьезного вообще немыслимо. А самое главное - утрачивается настоящее удовольствие от слушания и музицирования, музыканты перестают слушать друг друга, люди - музыкантов... становится скучно и незачем. Жалко, что наши музыканты часто так хорошо знают западный джаз, рок и пр., но так плохо владеют языком местной музыки. Но некоторые все-таки владеют, и на таких концертах по-настоящему интересно.
Фотографии с квартирника можно посмотреть здесь
15.04, 24.10.14, Алексей
15.14, 24.10.14, Юля Теуникова