Многие размышляют, какой на перекрестье современных трендов и псевдотрендов может быть слушабельная местная музыка и в частности авторская песня. В отсутствие активного интереса к последней - как она вообще может выжить, не скатываясь в тенденциозность, псевдомодность, игру на понижение, неизбежную для современной, в частности, молодежной, культуры, - с одной стороны, и не консервируясь, не превращаясь в ходячий анахронизм, как некоторые движения рок- и ксп-шного толка.
Какую стратегию вообще можно выбрать для сохранения таковой? Я сейчас не буду анализировать и вычленять ее жанры, поджанры - кроме наверное очевидную русскоязычность (песни на ином языке могут присутствовать, но как неизбежно помещенные в контекст местной культуры, а не мировой). И нужна ли вообще стратегия, поскольку интерес, как мы знаем, падает, и напрашивается воопрос о целесообразности организации спонтанных процессов.
Недавняя статья Артема Рондарева (http://sputnikipogrom.com/culture/20389/letov/) замечательна помимо всего прочего тем, что он в ней точно подметил одну вещь: наличие подлинного среднего класса в позднесовковый период. Он лишь не развил мысль о собственности - фактическая собственность у советского человека как раз была: квартира. Это - прерогатива и неотъемлемое право советской интеллигенции весь СССР-период, и если отбросить историческую поправку на то, что бытовало выселение, бараки, за квартиры все равно приходилось биться (блат и пр.), они были плохие и недоделанные (хрущевки и т.п.), - приходится признать, что жилье в большом количестве случаев было доступным, то есть за него не надо было платить серьезные деньги. То есть позднесоветский человек получил халявную площадку для эксперимента - мысленного и действенного. Что это значит для моего поколения, массово познавшего съем жилья и ипотеку - объяснять не надо. Именно жилье, которое не надо отрабатывать, а также наличие свободного времени и определяет приоритеты класса, чьи интересы выходят за рамки быта. Все это, как мы знаем, формирует самосознание.
Я сейчас объясню, почему я вообще рассуждаю о квартирах, вместо того чтобы писать о музыке. Дело в том, что без помещения (квартиры, зала, клуба) и свободного времени в нашем климате музыки не существует. Это первый момент, касающийся не только желательности наличия личного жизненного пространства для индивидуума, так и незанятых территорий, которыми можно пользоваться для инициирования различных действ (концертов, выставок и пр.). В Советском Союзе последнее было куда более доступно, чем нынче. И как с исчезновением доступного жилья вымер целый класс людей, так и вследствие коммерциализации недвижимости исчезла система некоммерческой поддержки культуры. Ее заменила коммерческая культура - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второй момент касается того, что в результате этих и многих других процессов мы практически не имеем сейчас актуальную национальную песенную культуру, одинаково близкую для каждого русского человека, способного самостоятельно оплачивать свои потребности и потребности семьи (есть еще молодежные субкультуры, но это отдельная категория). При этом люди, могущие представлять эту культуру, у нас есть. Можно спорить о том, какие именно, но есть, и выбор велик. И интерес к музыке со стороны предполагаемого слушателя хоть и упал сильно, но все равно еще не подошел к точке невозврата (я очень на это надеюсь).
И тут встает вопрос, кто будет (и будет ли) осуществлять культуртрегерскую, посредническую функцию - просвещение народа этой современной национальной музыкой. От государства в этом вопросе помощи ждать не приходится - бизнес-элита государственная очень чутка к современным тенденциям и зря заниматься тем, что никому не нужно, не будет (даже если издадут закон о 70 процентах национального контента в музыкальных масс-медиа - я не верю, что это сильно поможет делу, и инвестиции в искусство и культуру не перехватят на полдороге). Меценатский институт у нас мало развит и тоже очень завязан на конъюнктуру, которая, как известно,часто грешит этой самой игрой на понижение (меценаты вообще крайне редко вкладываются в неприбыльные и непризнанные жанры искусства). Остается художественная самодеятельность на местах и церковная среда (они часто слиты воедино), которая наименее подвержена конъюнктуре, особенно на локальном, приходском уровне. При этом именно церковные приходы получают доступ к помещениям для культурного досуга, часто осваивают заброшенные клубы, устраивают концерты, фестивали в мелких городах, поселках и даже городах крупных.
В итоге как-то само собой получается, что культуртрегерская функция потихоньку ложится на плечи церкви. Насколько в дальнейшем такая ситуация будет развиваться и прогрессировать - сказать трудно, но тенденция сия не самая плохая. Члены церкви, зачастую священники с помощниками прихожанами, ретранслируют свои вкусы в приходские массы, среди которых, как вы догадываетесь, немало думающих и чувствующих людей. Это может быть организация классических концертов или вечера духовной музыки. Нас же интересует музыка авторская и современная. И сразу приходят на ум два феномена (без преувеличения). Первый - фестиваль "Троица", организованный в Электроуглях приходским священством с группой помощников-энтузиастов, ежегодно показывающий публике ряд действительно наиболее интересных с точки зрения организаторов представителей современной музыкальной культуры (Сергей Старостин, Инна Желанная, Маша и Медведи, Леонид Федоров, Троица и т.д.). Второй - клуб "Донской", иницииорванный группой людей во главе с иеромонахом Донского монастыря отцом Космой, большим полконником ряда интереснейших групп и авторов отечественной и зарубежной рок-культуры.
На фестиваль, посвященный празднованию памяти Донской иконы Божией Матери отец Косма пригласил отличных и по-своему уникальных персонажей: токеры Александр Скляр (Ва-Банк), Леонид Федоров (Аукцыон), гитарист Иван Смирнов, авторы более молодого поколения Павел Фахртдинов, Юлия Тузова (которой к сожалению не было), Галина Босая и ваша покорная слуга. Вели программу Андрей Бухарин и Тутта Ларсен, знакомые многим в том числе и в качестве ведущих программы фестиваля "Троица". Можно долго спорить, достоин ли каждый из этих людей выступать пред ликом Божией Матери (понятно, что не достоин и никогда не будет достоин практически никто), но если рассматривать культурные достоинства мероприятия - это было как раз то, что любили и продолжают любить остатки подлинного российского среднего класса. Можно спорить о принадлежности к этой нише Галины Босой, обладательницы сильнейшего вокала и проходящей скорее по разряду поп-музыки (и в силу неразвитости местной индустрии не имеющей толком выхода на собственную весьма широкую целевую аудиторию), и замечательного гитариста Ивана Смирнова, способного украсить любое музыкальное мероприятие, но в целом мероприятие было выдержано в традициях хорошего камерного бард-рок-концерта. Чего так не хватает в силу вышеупомянутой коммерциализации: именитые рокеры исключительно редко выступают наряду с молодежью, продолжающей традиции жанра и при этом не вписанной в коммерческие структуры и не имеющей поддержку лейблов, организовывающих различные сборные солянки для прокорма старых и раскрутки молодых артистов. 1 сентября все прошло на одном дыхании - послевкусие было долгим, и впечатление от артистов, дождя, Донского монастыря и людей, завороженно слушающих Леню Федорова - огромным.
Я понимаю, что было бы логично, если бы этим занималась не Церковь. Но никому больше это не надо. Нет, конечно есть фестивали от Усадьбы Джаз до Пустых Холмов (которых нет уже несколько лет). Но то, что происходило на фестивале Донской, не имеет к ним ни малейшего отношения, так же, как не имеет отношения к различным миссионерским фестивалям типа "проповедь православия через рок" . Это просто законное возвращение того, что раньше было повсеместно и что было достаточно бездарно утрачено. А хотите ли вы это вернуть? Вопрос риторический и неизбежно повисающий в воздухе.
Фотографии можно посмотреть здесь: http://soundrussia.ru/user/fotos?l=teunikova&albumid=1852 фото Евгений Колесов https://www.facebook.com/evgeny.kolesov.7 http://vk.com/evgkolesov
13.27, 17.11.14, Константин