Странное это явление - Грушинский фестиваль.

Странное не в том смысле, что песни, изначально спетые у костра под гитару, перенеслись на эстраду (я эти вещи не разделяю кстати, - рок, поп-эстрада, барды).

По большому счету авторская песня как она есть сейчас (и какой она сформировалась в 60-е - 80-е годы 20-го века) - это наследование отчасти до-рОковой городской романсовой традиции, отчасти советской эстрадной песни до 70-80-х годов. Эта традиция - отдельная история в жанре песни вообще, и я в нее углубляться сейчас не буду.

Странное ощущение от всей этой истории разделения и последующего воссоединения (как борьбы "старого" и "нового" течения).

Я не против как до-рОковой, так и пост-рОковой песни, и при близком рассмотрении некоторые песни Вдовина и Фахртдинова легко могли быть написаны и спеты сорок лет назад. И фигура Вени Дркина является кульминацией слияния двух подходов - его миссия примирения двух субкультур состоялась. Но дело даже не в этом.

Дело не в этом, а в пресловутом обхождении острых углов, которое всегда отличало явление бардовской песни, такой, какой она сформировалась в 60-е-80-е и продолжала быть в последующие годы (не случайно например Галич и Высоцкий от него дистанцировались). Нет, это делается иногда, и порой успешно и остроумно (тот же Тимур Шаов), но это никогда не делается, что называется, на разрыв печенки.

Я люблю искренне многих людей, представляющих эту культуру ("Жену французского посла" Городницкого мы орали школьной тусой с большим удовольствием. И Галича конечно знали вдоль и поперек). И мне смешно, когда представители различных течений русскоязычной песни стараются эту традицию заклеймить и от нее откреститься - это в принципе невозможно. Проще перестать писать на русском (что некоторые и делают).

Но я не люблю то, во что это выродилось - и отнюдь не только в художественном смысле (хотя пресловутые три аккорда, а точнее известная гармоническая и ладовая структура этих песен никуда не делись, и выглядят в лучшем случае благородно-архаично, то есть ретро-стайл такой. И это в общем по своему неплохо). А выродилось это в то, что очень любит публика - причем как старая бардовская, так и нынешняя околофолково-ролевая и пр, - песни на сказочные, околофилософские и особенно гендерные темы, - и в этом между ними наблюдается тотальное сходство, даже лады и гармонии в песнях используются те же. А не любит эта же самая публика песни на угловые, резкие темы (в частности социально-политические), и в общем имеет право - в эпоху постмодерна это не играет уже той роли, изустная и самиздатовская культура с успехом заменилась интернетной, и те, кто желает отвести душу, успешно "режутся" на собственных площадках, и никакие песни по большому счету тут не нужны, все и так все понимают. Да и не могут быть резкие песни в моде длительное время - от этого просто устаешь, поскольку это требует концентрации сил и внимания, а сил забирает очень много. Зачем? Кровопускание должно быть дозированным, иначе, если перестает срабатывать чувство самосохранения, - наступает смерть.

Но вот в чем беда - песни, лишенные подобного контекста, теряют в силе посыла. Представьте, что вам нужно старательно избегать ряда негативных эмоций в разговоре - каким он будет? Фальшиво-любезным или равнодушно-пришибленным. Псевдопозитивным или эмоционально придушенным (сразу же представилось творчество ролевиков и хипстеров).

...Так вот, это никогда не делается отчаянно, нагло, полнокровно и безоглядно. И это сильно роднит авторскую песню (как впрочим и хипстерскую, и менестрельскую) с поп-культурой. Только вторая (говорят) сделана на заказ, а первая вроде как написана по велению сердца. Ну вот такое сердце, что поделаешь.

Самое интересное, что лидеры Грушинского движения (из числа известнейших авторов и возможно из числа организаторов) эту теплохладность прекрасно видят, это не принимают - в их числе много благородных и искренних людей. Но публика-то душевного экстрима не хочет. Да и публики стало меньше - в 1994 году, когда я там побывала первый раз, людей было много больше, на десятки тысяч. Ну, время было другое, а время уходит. Вообще искусство как способ высказывания уже не имеет той власти, какую имело раньше. Но это опять-таки отдельный разговор.

Странное время... А война у нашего порога, и у наших соседей она уже идет полным ходом, и нам уже ждать, когда она перекинется на нашу территорию, скорее всего совсем недолго. Вопрос - поберечь ли печенку для войны или тренировать ее песней - остается открытым.

комментарии
 
00.00, 16.07.14, наталья
Да, Юлия. Я была там в 2000 или 2001, просто ради интереса. Услышала там пару знакомых песен, ребята на сцене пели песни Вени Дркина. А в остальном слушать было интересней то что сами импровизировали у костра. Те песни , как и многое из классического начала приобретенное, выглядят нелепо в глазах тех кто все это начинал, но есть способность человеческая адаптироваться, не только к жизни на войне, но и к новым тенденциям данного мира,... Я думаю они сами этого не замечают. Извини, если что не так. Надеюсь войны не будет...
 
21.04, 26.08.14,
Юлия Теуникова
Наталья, спасибо, что написали. Я все чаще думаю, что временнАя принадлежность песен - условность, есть только человеческое, которое неизменно. А ФАП им. Грушина адаптируется под ситуацию как может - и при этом пытается сохранить свои исторические черты, и это выглядит диковинно. И наверное неплохо.
 
23.05, 12.11.14, Миклухо
"война" у соседей происходит не без помощи нашего же Кремля... А материал отличный.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 _    _     ______    ______     ___    __    __  
| \  / ||  /_   _//  /_____//   / _ \\  \ \\ / // 
|  \/  ||   -| ||-   `____ `   | / \ ||  \ \/ //  
| .  . ||   _| ||_   /___//    | \_/ ||   \  //   
|_|\/|_||  /_____//  `__ `      \___//     \//    
`-`  `-`   `-----`   /_//       `---`       `     
                     `-`                          
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
О нас
Сотрудничество
Условия использования

 

 
 
Рейтинг@Mail.ru