На следующий день после выступления группы ТЕЛЕВИЗОР в питерском клубе «Космонавт» в интернете появилась информация,что во время юбилейного концерта прозвучали не намеченные 41 песня, а всего 39. Не знаю, не считал. Все же немало песен было исполнено. В прежние времена, помнится, как во время некоторых концертов разных известных команд, можно было наблюдать дотошных историков- наблюдателей – архивистов, которые по мере возможностей, скрупулезно фиксировали, что же именно данным бэндом исполняется.
Но в дальнейшем в меломанское сознание стал активно внедряться серьезный термин «трек-лист». Не обошлось, разумеется, без него и 6-го апреля, во время концерта ТЕЛЕВИЗОРА.
30 лет группе – это очень здорово и серьезно. Не слишком многие способны выдержать столь здоровенный срок. И на протяжении десятилетий оставаться реально действующим составом.
Во время концерта, продолжавшегося около трех часов с антрактом, были исполнены песни разных лет и из разных альбомов, в том числе - «Отечество Иллюзий», «Звездная», «Мегамизантроп», «Мандариновый снег», «Мечта Самоубийцы», «Фашист», «Сыт по горло», «Уходи один», «Гастербайтер», «Товарищ Сухов», «Дети уходят», «Мечта Самоубийцы» и другие, другие, другие…
Концерт в «Космонавте» очень удался. Все по-настоящему. Получилась мощная, откровенная, насыщенная ретроспектива творчества группы за долгие годы. Только это отнюдь не архаичные музейные дела, наоборот, реально ощутима нервная, напряженная пульсация непростого (даже безумного) дня сегодняшнего.
Вместе с Михаилом Борзыкиным играли Сергей Сивицкий – гитара и Сергей Русинов - барабаны, а также музыканты из составов разных лет – Александр Беляев, Игорь Копылов, Константин Шумайлов. Некоторые персонажи из старой гвардии не смогли появиться, зато в середине концерта Михаил поговорил немного по скайпу с гитаристом Максимом Кузнецовым, который некогда играл в группе «Присутствие», уже давно живущим в США, в Индианаполисе.
Мне неоднократно доводилось в прошлом писать про ТЕЛЕВИЗОР, и интервью различные случались неоднократно, в 2003 году, например, почти за год до двадцатилетия знаменитой известной группы, появилась моя статья под названием «Питерский Степной Волк» с эпиграфом «Я не капитулирую!» из «Носорогов» великого Эжена Ионеско.
Прошло одиннадцать лет. Борзыкин и его ТЕЛЕВИЗОР упорно продолжают двигаться дальше; тем не менее - воспользуюсь цитатой из собственного, немного старинного материала: –«Но Борзыкин не успокоился, не стал, как некоторые из его рок-н-ролльных собратьев, спокойно и сыто почивать на лаврах своего бунтарского прошлого. Впрочем, если бы он был всего лишь одним из тех, кто выскочил наверх на волне модной в те годы и неизбежной социальной тематики, то давно бы уже сошел со сцены, и никто не стал бы в дальнейшем всерьез говорить о творческом феномене ТЕЛЕВИЗОРА»…
Концерты группа дает в среднем раз десять в месяц. Не мелькает на телеэкране. Борзыкин всегда был далек от всяческих светских тусовок. И пластинки ТЕЛЕВИЗОРА, и его концертные выступления вызывают закономерный интерес у тех, кому любопытна эта группа, а Михаил традиционно, с давних пор находится в некотором отдалении от насквозь форматного российского шоу-бизнеса.
Он сам по себе. Он не вписывается в общие расклады и сохраняет дистанцию.
Рок-н-ролльный экзистенциалист, поэт, питерский степной волк….Только, как бы там ни было, Михаил Борзыкин все равно не сдастся и никогда не капитулирует, и ни за что не даст “им себя укатать”.
Музыку ТЕЛЕВИЗОРА можно обозначить как пост-панк, жесткий нью-вейв или как угодно еще, однако прежде всего – это самобытное оригинальное творчество Борзыкина. Как и любая опытная группа со стажем, ТЕЛЕВИЗОР исполняет музыку собственную, индивидуальную. По большому счету, это и есть характеристика жанра, в котором три десятка лет работает группа. Так было прежде, и так будет всегда.
Юбилейный концерт получился на славу. Основной акцент у ТЕЛЕВИЗОРА - это остросоциальные и радикально критические песни, как было и в середине восьмидесятых, и все последующие годы. Именно эти песни, многие и которых давно стали хитами, звучали в «Космонавте». Во второй половине концерта Михаил исполнил несколько номеров из альбома «Двое». Их можно считать лирическими, по этому поводу Борзыкин и сказал однажды, что « …допустимо назвать все это лирикой или лирикой с социальным подтекстом, но, по-моему, все эти границы и классификации не имеют значения. Главное, что остался какой-то стержень, который всегда в ТЕЛЕВИЗОРЕ присутствовал, и мое отношение к жизни само по себе не изменилось…..это такая «телевизорская» лирика».
Средний возраст публики на концерте в «Космонавте» - от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Бодрых плясунов-тинейджеров вроде бы и не наблюдалось. Удивительно, что многие старые песни - такие хотя бы как «Твой папа -Фашист», «Выйти из под – контроля», «Сыт по горло», звучат сегодня просто на удивление пронзительно и убийственно актуально. Они не устарели, не покрылись затхлой пылью прошедших времен. ТЕЛЕВИЗОР - по-прежнему живая группа, как и в блаженные давние времена старых, первых рок-клубовских фестивалей.
Тридцатилетняя история ТЕЛЕВИЗОРА – не только биография музыкального коллектива, не будет преувеличением назвать творческий путь Борзыкина историей эволюции отечественного рок-музыкального андерграунда. С одной стороны, ТЕЛЕВИЗОР вроде никогда не прятался, не скрывался в уютных полуподвалах, выступал открыто и, по – возможности, официально. При этом в песнях Борзыкина вполне всегда был недвусмысленно очевиден - для тех, кто слушал внимательно - путь активного, жесткого неприятия многого из того фальшивого, искусственного, лживого, что происходило и поныне, увы, столь часто происходит вокруг - в умах, в порядках, в законах, в стране.
Конечно, в направлении несогласия двигались многие рок-составы (кстати, термин «несогласный» раньше и не применялся так, как это стало происходить позже), только нередко бравые оппозиционные настроения убого и невыразительно проявлялись в творчестве. Такой вялый, пережеванный, тусклый, никакой, никого и не цепляющий протест. Однако то, что исполнял и записывал ТЕЛЕВИЗОР, всегда обращало на себя особенное внимание. Годы прошли. Но по-прежнему убедительно, ярко и бескомпромиссно продолжает говорить ТЕЛЕВИЗОР.
- Михаил, мог ли ты предположить тридцать лет назад, да и потом, позже, что в нашем государстве рок-н-ролл займет не самое значительное место в культурном пространств…
Борзыкин: В смысле качества исполнения?
- Нет, нет, с этим-то все более-менее понятно. Но вот если в целом… Все получилось немного не так, как мечталось и хотелось.
Борзыкин: Нет, конечно, мы свято верили в то, что мы движемся в сторону европейской цивилизации и думали, что вольемся в дружную семью народов, и что там у нас будут расти все цветы, и все будет как-то развиваться…но вот не вышло…да, печальная ситуация.
- Выйти из под контроля теперь не очень удается….
Борзыкин: Нет, был момент активности какой-то….семь лет мы чего-то пытались, как-то куда-то выходили, но народ-то сидит по домам….Все в кредитах, все в ипотеках…и очень довольны почему-то своей жизнью, тем, что они ездят в Турцию и так далее, а вот то, что их грабят- их не очень волнует. Такое выросло поколение…ну и не поколение даже, это как бы выросло такое мышление, такие вот обыватели…еще советские по – сути, но уже с какими-то буржуазными замашками.
- Почему все это происходит именно здесь? Отчего все идет по замкнутому кругу? Как это было и раньше. Двадцать, пятнадцать лет назад…
Борзыкин: Нет, равно есть виток спирали и все по-другому немножко уже происходит. И когда Борис Борисович говорит, что «ничего не менялось в этой стране уже тысячу лет», то я – смеюсь…
- Ну это такая метафора…
Борзыкин: Это метафора, да. Но она настолько далека….если бы нас всех в крепостные, и батогами…то тогда мы бы посмотрели - чего изменилось, а чего нет. Меняется, меняется все. Развитие есть какое-то. Многое изменилось. И в этом нет никакого исторического детерминизма. Изменения были, они и дальше будут.