10-11 сентября в Москве прошел семнадцатый по счету фестиваль Индюшата. Корреспондент Soundrussia побывал на нем и рассказал о том, ждать ли нам в ближайшее время рок-революции.
Наверное, некоторые особо въедливые любители русского рока помнят фестиваль Индюки, произошедший в 1991 году. Тогда Сергей Гурьев* сделал в Москве фестиваль, объединивший многих известных и не вполне известных тогда еще героев местного рокенролла – например, среди них были уже культовые и ставшие чуть позже культовыми Калинов Мост, Выход, Комитет Охраны Тепла, Ольга Арефьева, Инструкция по выживанию. Уже по названиям ясно – это не было коммерческим предприятием. Тогдашние реалии мало напоминали «большой шоу-бизнес», который жил где-то в параллельных мирах и окончательно победил буквально через несколько лет. Смысл проведения фестиваля был сугубо культуртрегерский.
Параллельно Александр Кушнир** начал делать фестиваль Индюшата, задумывавшийся как альтернатива своему "большому брату". Первый фест датируется аж 1990 годом. Проходил он тогда в Твери и назывался в том далеком году совсем иначе, но это уже другая история. Важно то, что Сергей Гурьев, автор Индюков, дал импульс Кушниру в том же 1991-м назвать свой фестиваль "Индюшата", который уже на том этапе просуществовал годом дольше Индюков - до 1995 года. Еще не очень тогда известные Рада и Терновник и Краденое Солнце отметились на этом фестивале, проходящем в Твери, Орехово-Зуево и Саратове. Потом была пауза, и в своем современном виде история Индюшат начинается с 2006 года. Это уже другое время и другие реалии. Реалии очень жесткие, подчас невозможные для выживания чего-то небанального.
«В стране, где абсолютно отсутствует музыкальная инфраструктура, «Индюшата» реанимируют модель идеального мира», - думаю, уместно будет процитировать эти слова идеолога фестиваля Александра Кушнира. Об этом «идеальном мире» давно забыли те, кто слушал советский рок еще с 80-х, а новые поколения его и вовсе не застали. В самом деле, много ли за последние двадцать лет вы припомните современных групп, которых широкие слушательские массы полюбили именно за нестандартность подхода и уникальность авторского высказывания?
Надо сказать, что мир «Индюшат» вполне реальный по части предложения российской сцене новых имен. За все время существования «Индюшат» (про родственность названия термину «инди» - от англ. Independent – все уже догадались) в «люди» выбились такие группы и артисты, как Обе Две, Курара, Гуша Катушкин, Женя Любич. Все они (и не только они) завоевали стабильную немаленькую клубную аудиторию, что в наших условиях сродни чуду.
Надо сказать немного об условиях отбора участников. Ими могут быть только те, кто никогда доселе не играл сольников на сценах Москвы. Заявки от групп и исполнителей традиционно принимаются со всей России и стран ближнего зарубежья. Далее прошедшие фильтр коллективы приглашаются в Москву для полуфинальных прослушиваний в присутствии жюри фестиваля. По результатам выступлений формируется состав финала «Индюшат».
На этот раз фестиваль проходил 10-11 сентября в клубе «16 тонн». В жюри были замечены Игорь Сандлер, Бари Алибасов, Сергей Гурьев, журналист «Новой газеты» Ян Шенкман и даже композитор Миша Мищенко, по возрасту вряд ли сильно отличавшийся от участников фестиваля.
Кстати, последние по возрасту были отнюдь не индюшата. Средний возраст участников – примерно тридцатник или около того. Среди коллективов откровенно слабых не было вообще, но хочется написать о тех, которые наиболее заинтересовали.
Из первого дня ими оказались несколько коллективов. Рязанские Second Base In Outer Spase - англоязычный прог-рок, в котором поют двое – непосредственно солист и голосистая клавишница.
ХО ХО из Питера порадовали бодрым гаражным блюзом и впоследствии получили приз «За дерзость». Обладатели приза за «Лучшее шоу» Казанские Cilfred Crew оказались разностилевыми - мальчиково-девочковый русскоязычный ска-панк, инди, баллады на русском языке.
Но самыми интересными в этот день оказались две группы, и обе – из Екатеринбурга. Первая – Arctic Lightz,
с невероятно голосистой солисткой - девушкой в тюрбане, чем-то внешне напоминающей Нино Катамадзе. Неосоул, фанк, речитативы и тексты про чувства, волны, состояния. И обволакивающая медитативная музыка. Они получили приз «Лучший вокал». Вторая – одна из главных призёров - группа Дзинь.
Инди-поп с клавишами и саксофоном, очень сильные тексты местами социального характера и дикие танцы солистки Лизы Неволиной – с прыжками в зал.
Второй день был отмечен не менее интересными командами.
Запомнились Freaken Julie – техно-дарк-кабаре, мощнейший голос (в прямом смысле: солистка - участница шоу "Голос Украины»), композиции – мини-мюзиклы со сложным и закрученным сюжетом. Питерские Кресси – заводные парни в кожанках/футболках с принтом, рубящие утяжеленный поп-рок. Самыми авангардными, наверное, оказались их земляки – группа ГАФТ.
Русско-английский пост-рок, живые ударные мешаются с электроникой. Прыгучий басист (он же солист) с шизоидными телегами и примочками на голосе. Хорошие названия песен - например Издеребляй дряблое. В итоге они получили спецнаграду - «За психоdilay».
Спецгость Одна Сатана оказалась очень смешной группой. Начали они с хип-хопа с битбоксом, но вторая песня уже была в стиле синти-поп. Холодные девушки в офисных костюмах, поющие дуэтом, солист, напоминающий сутенера, тексты про Фрейда и сладострастие с по-настоящему цепляющими фразами… Весело, но название надо бы поменять.
Главным же открытием второго дня явилась екатеринбургская группа Авангард Леонтьев.
Их стиль, наверное, уместнее всего назвать пост-ВИА; на деле же там много всего – и прог-рок, и баллады, и многое другое. Но главная изюминка группы – ее гуттаперчевый солист Леша Шестаков с мощнейшим голосом и практически безупречным владением им. Тексты про Родину, про истеричку… и незабываемое шаманство на сцене. Эта группа разделила главный приз со своими земляками – группой Дзинь. И это справедливо – невозможно сказать, кто из них лучше, ибо прекрасны оба солиста. Леша по своим данным превосходит, наверное, практически всех действующих эстрадных звезд поп-рока. Лиза Неволина, как потом выяснилось, участвует в рэп-баттлах наравне с «тематическими» рэперами и очень уверенно (видимо, сказывается театральная закалка) двигается с микрофоном. Но главное – ей, в отличие от очень и очень многих, есть что сказать. Поэтому, конечно, попадание ее в финалисты более чем справедливо.
При этом нет уверенности, что они не затеряются в музыкальном пространстве нашей инди-сцены. Основная причина для таких опасений – осознание того, что у нас отсутствует мощная поддержка со стороны аудитории, проще говоря, российский слушатель достаточно пассивен. Но, зная, как быстро здесь все меняется, хочется верить в лучшее.
И все-таки это настоящая загадка - как у нас может быть столько талантов при такой традиционно малоинтересной поп-музыке? Или наоборот – почему, при наличии стольких талантов, наша местная эстрада столь музыкально убога? Оставим эти риторические вопросы без ответа и порадуемся, что жюри фестиваля ориентируется все-таки на наиболее самобытных исполнителей. К слову, на Индюшатах не присутствовали группы, которые откровенно (на манер Бранимира, Noize MС или рэпера Face с последним альбомом) высказываются об окружающей действительности, но зато обнаружился ряд коллективов с очень симпатичным музыкальным обрамлением своих идей и со способностью убедить публику в зале, что эти идеи имеют право на существование.
* Серге́й Генна́дьевич Гу́рьев — российский журналист, музыкальный критик, продюсер и музыкант (основатель советской квази-арт-панк-группы «Чистая любовь»). Известен как автор множества статей в советских подпольных рок-журналах, кроме того, является автором монографической книги о группе «Звуки Му».
** Алекса́ндр Исаа́кович Кушни́р — журналист, музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», автор ряда книг о советской и российской музыке, в том числе «Хедлайнеры», «100 магнитоальбомов советского рока». Автор текстов для антологии компакт-дисков групп «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», серии «Легенды русского рока».
Фото Мария Карпушева.