Не спрашивайте меня сейчас о том, зачем классифицировать продюсеров. И зачем вообще классифицировать. Дело не в этом. Советую об этом вообще не беспокоиться.
Ибо постулат «Все поддается классификации» так же ложен, как и «Любая классификация – убийство всего живого» и «остановить геноцид головного мозга». А контролируемая глупость имеет право на существование, однако напрашивается вопрос – а зачем эту глупость контролировать, если понимаешь, что это глупость (то есть по-любому балласт), не проще ли обойтись без нее вовсе? Оставлю этот вопрос решать вам.
За свою долгую жизнь в музыкальной и околомузыкальной среде мне приходилось общаться с большим количеством представителей рода людей, добровольно, принудительно, бескорыстно или небескорыстно помогающих музыкантам в их нелегкой деятельности. Их у нас называют промоутер, менеджер или продюсер – я решила остановиться на последнем определении. Объясню почему.
Как известно, продюсером в России принято называть кого угодно, только не продюсера как такового. Напомним, что в западной музыкальной индустрии это – человек, отвечающий за саунд и имидж группы. Отечественный музыкальный продюсер – «специалист» самого широкого профиля. Он и в музыку лезет, и группу продвигает, и вообще царь и бог. А если конкретнее - это человек, ответственный за связь группы с внешним миром путем е...ли мира внутреннего.
Продюсер в эпоху соцсетей и торрентов (у нас, наверное, особенно) - вещь крайне неблагодарная. Лично я вообще не понимаю, как это в современных реалиях работает (мелкий клубный уровень не считается). Однако. Пока существуют «традиционные» масс-медиа, будут существовать и продюсеры.
Так вот, таких людей, по моим скромным наблюдениям, ровно четыре типа. Они все бесконечно разные, да. Но в каждом все равно доминирует какой-то один тип, хотя в одном могут теоретически встречаться черты другого типа . Это что-то сродни соционике, где существуют дуальность и пары по подобию и различию. Я не верю в соционику, но это штука так или иначе занятная, по крайней мере не глупее гороскопов.
И еще. В принципе эта классификация годится для издателей, директоров, арт-директоров... для многих людей, так или иначе с музыкальным бизнесом соприкасающихся.
Примеры приводить не буду, вы их наверняка сами опознаете…
1. Наполеон.
В музыке «не разбирается» принципиально, и не потому, что не способен. Его девиз: «Вкус – враг харизмы». Хотя и может иметь скрупулезно собиравшуюся в годы застоя виниловую коллекцию Кинг Кримзон, ничуть не побрезгует продвигать какой-нибудь поп-трэш с аранжировками а ля самоиграйка. Имеет бешеное чутье, способен предсказывать конъюнктуру. Может поставить на группу, на которую вначале никто и смотреть не будет, все будут крутить пальцем у виска – че за гавно? Итог – группа через год-два становится топовой как минимум. Тотален - ему важен масштаб не меньше стадионного, ему нужна абсолютная победа. Среди таких персонажей немало гигантов, сделавших огромный вклад в развитие мировой музыки (шоу-бизнеса), но среди них же высок процент самоубийств. Он все-таки перфекционист. Легко преступает любые любые моральные нормы (морали как таковой для него не существует), но глобальная расплата за деяния наступает, как правило, только под конец его жизни.
2. Псевдоценитель (или псевдопродюсер). Больше всего на свете хочет выглядеть продвинутым. В музыке по-настоящему не разбирается, хотя всегда стремится продемонстрировать эрудицию. В компании обязательно поставит новинку модной группы. Но, что важно, вкуса как такового он не имеет, а его музыкальные пристрастия сформированы как правило авторитетами и текущим моментом, знания поверхностны, и скорее всего, первым оценить что-либо действительно интересное или перспективное он не в состоянии. Зато он знает, к кому прислушиваться, чтобы вовремя подхватить и разнести как сорока на хвосте очередную модную (или показавшуюся таковой) тенденцию. Как ни странно, некоторые его на первый взгляд идиотские авантюры могут состояться. Есть у него некий моторчик, и вдохнуть жизнь в какой-либо из своих проектов он вполне способен – на первичном энтузиазме и начальных финансовых вливаниях. При условии, если случайно угадает, кто с кем из музыкантов в состоянии сработаться (или кто с кем сочетается в плане амплуа, характера и т.д.). Цель – произвести впечатление, она в его подкорке всегда будет доминировать, несмотря на наличие прочих вполне благородных целей. Скорее всего, продюсерство его будет увлекать недолгий сравнительно промежуток времени. Но бывают исключения.
Он как правило путается в функциях, не знает, где встрять, а где лучше не лезть (в творчество ли группы, в промо-акции и т.п.). С тактикой (местами) и стратегией (в особенности) – у него беда, он плохо представляет себе ресурсы и затраты, которые нужно вложить в группу.
Знает много сногсшибательных фактов, псевдонаучных и конспирологических теорий, несуществующих открытий, в разговоре стремится ими поразить. Информацию берет из бульварных газет и Интернета; как правило, ее не проверяет.
Собственно, самая сильная его черта – энергичность и умение вдохнуть энергию (как и у первого типа – это их роднит); его команда многое может сделать, этим и привлекает он людей. Может быть вполне позитивным, щедрым и одаренным, но с моралью у него проблемы (как и у первого), и он часто «не ведает что творит». Почему-то до поры до времени ему это прощается. Мнителен и обидчив.
3. Эстет. В музыке разбирается. Культуртрегер. Суждения продуманны, прочувствованны и выношены годами. Познания нередко энциклопедические. «Страдает» вкусовщиной и ничуть это не скрывает и уж тем более не стесняется. Может угадать вкус взыскательной публики и открыть для нее интересную группу, сделав последнюю популярной хотя бы в определенных кругах. Дома имеет богатейшую музыкальную коллекцию. Работает за идею, каковая является созданием доселе небывалого Культурного прецедента. Меценат по сути. Делает достаточно и при этом придерживается вполне четких, определенных и мало изменяющихся с годами моральных принципов. Может стоять у истоков какого-либо течения, в корне изменившего привычные представления о музыке и повлиявшего на мейнстрим (масштаб оного течения решающего значения не имеет). Как и Наполеон, умеет предсказывать, но никогда не возьмется раскручивать группу, противоречащую его вкусам и убеждениям.
Если имеет хорошую коммерческую жилку, может весьма эффективно плыть «против течения» массового вкуса – его предприятия будут окупаться (как минимум выходить в ноль), публики будет прибывать, а авторитет мероприятия неуклонно увеличиваться.
4. Рыцарь. Рыцарь – потому что служит. Идее ли, людям ли. Это – его доминанта. Музыку оценивает не мозгами, а сердцем прежде всего, что и хорошо, поскольку путь сердцу – самый короткий. С конъюнктурой на «вы». В его музыкальной коллекции оказываются вещи противоречивые – разные по качеству и жанру, но всегда яркие и душевные. Не страдает эстетством, вряд ли заинтересуется голой экспериментальной темой или новаторской идеей, скорее, ему важен «человек в музыке». Если Эстету важно, какой альбом выпускать (если его любимая группа записала говно, то он так и скажет), Рыцарь охотно будет выпускать все подряд, если группу любит – кредит доверия неисчерпаем. Ему особенно важно, когда творец обожаемой им музыки еще и по-человечески ему импонирует. Собственно, процесс ему важнее, чем результат. Хотя результатов он иногда добивается впечатляющих. А если нет – то часто довольствуется тем, что есть (кризис допустим, но, по крайней мере, пулю в лоб пустит с гораздо меньшей вероятностью, чем первые двое).
Помимо музыки часто увлечен каким-нибудь видом спорта, танцами или аэробикой, кулинарией, путешествиями, вообще может иметь довольно широкий круг интересов. Нимало не сноб. В общении прост и доступен (если только по работе не требуется нагнать пафосу).
Ему ни в коем случае нельзя гадить окружающим, ведь тогда его начинания терпят неудачу. Печальное зрелище – рыцарь-неудачник, поскльку его деятельность зиждется на людях, взаимоотношениях между людьми. Если он клевещет, сплетничает, сбывает диски налево, пытается обмануть группу или еще как-нибудь пакостит - он всегда от этого теряет и практически никогда не выигрывает. Личные моральные слабости также выходят ему боком – нередки случаи, когда ему просто садятся на шею…
Среди Рыцарей много женщин. Пожалуй, для женщин тип Рыцарь – наиболее распространенный. Много арт-директоров.
И немного «соционики» - группирование пар по подобию:
1, 3 – предсказатели («открывают» тренды). 2, 4 – заразители (распространители уже заявивших о себе трендов).
1, 4 – важен осязаемый результат (победа идеи (1) и победа атмосферы (4)). 2, 3 – важен прецедент (демонстрация культуры (3) и демонстрация эго (2)).
1, 2 – аморалы (принцип приложения сил не включает морально-этические нормы). 3, 4 – этики (имеют дело с процессами и людьми; во взаимоотношении с которыми важны моральные принципы)**.
1, 2 – генераторы энергии – умеют заражать и «давать волшебного пенделя» как никто. 3, 4 – создатели атмосферы – им главное, чтобы у мероприятия или у движения был свой особый вкус.
** Третьему типу нельзя врать – самому себе. Если он будет раскручивать группу из коммерческих соображений, а она его критериям соответствовать не будет, он просто заболеет, запьет или перестанет себя уважать. Четвертый тип, допускающий «грязные технологии» (что сходит с рук 1 и 2 по крайней мере, в текущей ситуации, и что может являться одним из принципов действия), терпит крах, поскольку противоречит себе в самом главном – созданию позитивной атмосферы в кругу людей, разрушает важные ему связи, разрушает свою среду обитания.
14.01, 23.12.13, Анна
17.17, 23.12.13, Юлия Теуникова
21.16, 23.12.13, Анна
14.24, 24.12.13, Александр
14.27, 24.12.13, Александр
15.41, 30.12.13, Арсений
19.42, 16.02.14, Лемке
00.35, 17.02.14, Теуникова
17.08, 03.06.14, Борис
По мне, так продюсер (если он ремесленник), это тот, кто обеспечивает некий творческий проект, как в стадии процесса, так и в результате. Насколько в одной отдельно взятой персоне "слияется" много разных человеческих и "нечеловеческих" качеств, навыков и свойств, таков и продюсер. Юля, Вы, я так понимаю, в синтезе разных аспектов даёте некие собственные характеристики. И некие "психо" (личностностные) характеристики коррелируют у вас с профессиональными.
Почитав Вас, я в чём-то "укрепился", об чём-то задумался и "укреплённый" пошёл дальше по пути понимания - "кто такой продюсер", каковые они бывают и как их применять артисту для пользы своей.