Елизавета Евщик - рок-бард и ученый-химик из Уфы. В свои 26 она уже успела "засветиться" в самых разных точках нашей необъятной Родины и получить многочисленные звания лауреата и дипломанта бардовских и не очень бардовских фестивалей.  Последние несколько лет Елизавета живет в подмосковной Черноголовке,  работает в  Институте проблем химической физики РАН, пишет кандидатскую диссертацию.   А еще преподает в Черноголовском филиале Школы-Клуба Авторской Песни (ШКАПЧге) - учит детей петь и играть на гитаре. И, конечно, регулярно играет концерты. Сегодня представляем вашему вниманию дебют Елизаветы Евщик на Soundrussia: обзор различных клубов, фестивалей, самых интересных исполнителей и тенденций развития авторской песни на Урале, откуда Лиза как раз родом.  

На Урале существует своя большая и довольно дружная компания клубов авторской песни (АП). Занимается она, как можно догадаться, организацией и проведением крупных фестивалей, концертами и гастролями местных исполнителей в соседних городах и просто приятельскими посиделками. На самом деле, вся эта компания – небольшой мир, состоящий из людей, объединённых общим интересом. И есть у этого мира один небольшой недостаток. Если ты кому-то показался неформатом, мир этот тебя не примет. Тем не менее, сообщество любителей и профессионалов авторской песни на Урале довольно обширное и охватывает множество больших и маленьких городов. Одним из способов существования АП были, и по сей день остаются, так называемые КСП – клубы самодеятельной песни. Некоторые из них переросли свою самодеятельность, другие погрязли в ней навеки. Но главная цель подобных объединений – живая песня – сохраняется во всех клубах без исключения.

Клубы

В городе Уфа чуть более двадцати лет существует Школа-клуб авторской песни (ШКАП), которая вырастила не одно поколение бардов и сочувствующих. Благодаря руководителю и основателю Елене Алексеевне Козловой юные воспитанники выступают в родной Башкирии и за её пределами, и получают уникальный опыт на всероссийских фестивалях авторской песни. Но главное, что они получают в ШКАПе, – обретают большую дружную семью, которая поддержит на сложном прослушивании, да и в любой жизненной ситуации. Одной из особенностей ШКАПовца является то, что воспитанника с детства приучают слушать и воспринимать должным образом любую критику. Поэтому неотъемлемая часть любого фестиваля - творческие мастерские, где взрослые умные дяди и тёти слушают твои песни и высказывают своё мнение.

В соседнем Челябинске есть клуб «Апрель», который был основан в 1992 году учителем русского языка и литературы Татьяной Третьяковой. За эти годы не одно поколение прошло через «Апрель», обогатив сцену авторской песни талантливыми авторами и исполнителями.

Отдельно хочется отметить клуб "Рифей" из небольшого уральского города Златоуста. Его руководительница Эльвира Гильманова из года в год привозит на фестивали огромную толпу воспитанников, которая ни одно жюри в мире не оставит равнодушным.

Но не только детки собираются в кружок, чтобы "попеть песен". По всей России сохранилось множество КСП и студенческих клубов, которые поддерживают традиции авторской песни.

Клуб самодеятельной песни "Моримоша" - один из старейших в Челябинске и России. Вдумайтесь: он был создан 14 марта 1977 как «объединение любителей самодеятельной песни Челябинского тракторного завода»! 38 лет! Именно в клубе «Моримоша» начинали такие именитые барды как Олег Митяев, Пётр Старцев, Яна Симон, Юрий Гарин, Андрей Крамаренко.

В Екатеринбурге с 1988 года существует молодёжный клуб авторской песни «Свезар». Здесь тучуются люди, неравнодушные к музыке, поэзии и туризму.

В Уфе расположился довольно большой и амбициозный клуб "Белый ворон". Одной из особенностей клуба является организация концертной фото-видеосъёмки с последующим выпуском дисков. В последние годы это принесло ему широкую известность и любовь со стороны слушателей, потому что именно "Белый ворон" не только привозит в Уфу таких матёрых авторов как Григорий Данской, Екатерина Болдырева, Андрей Козловский, Роман Ланкин, Юлий Ким и многих других, но и обеспечивает мир онлайн-трансляцией этих концертов.

Фестивали

Обычно каждый уважающий себя клуб авторской песни проводит выездной или городской вариант фестиваля, на который люди съезжаются со всех близлежащий населённых пунктов.

Романтика АП подразумевает песни под гитару у костра, но и в городе можно послушать конкурсные концерты достаточно высокого уровня, да ещё и захватить выступления каких-нибудь интересных гостей. Один из огромных плюсов авторской песни -  возможность слушателя контактировать с любимым автором не только на концерте, но и после, в неформальной фестивальной обстановке. Это очень подкупает.

В Тюмени проводится фестиваль, который носит загадочное название «Зимний бардовский». Некогда он назывался «Зимний грушинский», но в связи с разногласиями (распространёнными в сфере авторской песни, одни споры о значении данного термина чего стоят) фестиваль было решено переименовать. От этого «Зимний» стал ничуть не хуже. Организация его всегда на высоте, как и уровень гостей. Фестивальный конкурс проводится по следующему принципу: участник проходит творческие мастерские по различным направлениям, а по итогам этих мастерских формируется конкурсный концерт, на котором всегда есть что послушать.

В последние выходные мая Уфа встречает фестиваль «Агидель», который проводится на берегу реки Белой. Одной из фишек фестиваля является сцена на воде. До гитары, как на Грушинском, дело не дошло, но вот большой надувной навес в цвет башкирского флага добросовестно обрамляет участников и именитых гостей фестиваля. В этом году, кстати, будет Алексей Иващенко. Впрочем, на Агидели тоже всегда есть что послушать, потому что функционирует несколько разноформатных сцен.

Большинство фестивалей все же проводятся вне города. И это своя жизнь и своя атмосфера. Помимо возможности других посмотреть и себя показать фестиваль даёт свободу общения со старыми друзьями и новые, порой неожиданные знакомства.

Самый крупный уральский фестиваль – Ильменский. До прошлого года он проходил во вторые выходные июня под Миассом в прекрасном Ильменском заповеднике. Но в прошлом году произошла беда – на фестиваль налетел ураган, да так, что погибли люди. Место проведения фестиваля в этом году уточняется.

Ильменка – фестиваль с уникальной атмосферой. «Зрительные залы» ильменских сцен сформированы природой – люди сидят на склонах, а сцены располагаются внизу. Самая атмосферная сцена Ильменки называется «Лесная». Здесь царят поэзия и глубокие размышления по поводу зачастую философских текстов. Но и без музыкального хулиганства не обходится.

Вообще природа Урала настолько богата красивыми местами, что неповторимый фестиваль можно проводить под каждой скалой или горой. В районе Белорецка под горой Малиновой проводится фестиваль с прекрасным названием «Малиновый аккорд». В заповеднике Таганай в третьи выходные июня поющие детки собираются на «Чёрную скалу».

При большом желании можно составить для себя такой график посещения уральских фестивалей, что ни одни летние выходные не пройдут в городе. Подробнее о фестивалях можно прочитать на портале http://uralbards.ru/.

Авторы

Главные действующие лица авторской и любой другой песни – люди, эту песню сочиняющие. Если на фестивалях и в КСП собирается скорее любительская тусовка, то с серьёзными авторами дело обстоит иначе. Таких на Родине не застать, они по гастролям ездят. Не все, конечно. Есть и непризнанные. Но на Урале однозначно есть кого послушать.

Александр Деревягин (Челябинск)

 Деревягин – это глыба. Когда его слушаешь вживую, даже мурашки на теле замирают. Деревягин помимо собственных текстов исполняет музыкальные миниатюры по стихам Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Николая Гумилёва, Г. Иванова, Юргиса Балтрушайтиса, Владимира Набокова, Игоря Салчака. Деревягин входит в творческий союз АЗиЯ+ и является наряду с остальными его участниками одним из наиболее ярких представителей «камерной авторской песни». Если вы любите поэзию серебряного века, лаундж и задуматься, то Деревягин – ваш автор.

http://www.derevyagin.com/

Руст Якупов (Уфа)

Руст Якупов – имя широко известное в узких кругах, особенно если эти круги связаны с ролевыми играми. Именно Руст написал музыку к песне «Сонный рыцарь», которую успешно поёт Хелависа из группы Мельницы. Творчество Якупова пронизано ролевыми мотивами, выстроено на качественной поэзии и красивой музыке, дополненной прекрасным голосом автора.

Константин Завалин (Пермь)

Однажды Костя написал песню про «мама, я хочу пикачу». Конечно, это баловство принесло ему известность по всей России. Но не все знают, что у Завалина множество прекрасных и даже местами серьёзных песен. А ещё он журналист. И ведёт блог Егошиха2day с большим количеством маленьких интересных историй про Пермь и её окрестности.

Александр Мичурин (Уфа)

Мичурин не просто бард, он ещё и художник. Для одной из самых известных своих песен «Паучок» он нарисовал целый прекрасный детский мультфильм.

Про остальных авторов тоже можно написать множество хороших слов, но пусть лучше их песни скажут за них самих. Запомните эти имена: Елена Бушуева (Екатеринбург), Екатерина Романова (Челябинск), Роберт Кур (Челябинск), Алексей Ковтуненко (Уфа).

Специфика авторской песни такова, что наиболее ценной составляющей её является смысл. Каждый автор и слушатель решает сам как передать и принять этот смысл. У многих авторов нет цели прославиться и собирать стадионы. Люди просто сочиняют хорошие песни и ездят на фестивали, чтобы делиться ими с друзьями. И это прекрасно, когда у широкой публики появляется возможность услышать что-то новое и очень честное, пусть и спрятанное у подножья Уральских гор.

Капля дёгтя. P.S.

Евщик дёготь

На многих фестивалях и во многих клубах собираются люди весьма консервативные в своих взглядах на песню. Я сама от этого страдала не раз, когда меня в достаточно юном и ранимом возрасте восхваляли на одних фестивалях, в то время как на других я даже не проходила в конкурс в связи с тем, что «форматом не вышла». Не скажу, что меня это сильно расстраивает, в глубине души я понимаю, что сидеть в жюри и оставаться объективным, дано не каждому. Да и спорить о том, что же такое «формат авторской песни» и почему для разных людей это разные понятия – большая глупость. И основная печаль заключается в том, что, во-первых, из-за этих ярлыков некоторым просто не дают шанса, тогда как не совсем достойные приверженцы «формата» получают всё. А во-вторых, всё потихоньку идёт к тому, что исполнители АП расслаивается на тех, кто болтает (о форматности в том числе) и тех, кто делает. И всё реже эти люди между собой соприкасаются. И именно это не даёт жанру развиваться и охватывать новую аудиторию. Кто такой бард для обывателя? Бородатый дядька в свитере с высоким горлом, который сидит у костра и на старой гитаре, которую сколотили на самарской мебельной фабрике, лабает под три аккорда про «точтовижутоипою». Но это далеко не так. Послушайте Павла Фахртдинова, Романа Ланкина, Ольгу Чикину, Екатерину Болдыреву, Григория Данского, да в того же Визбора или Луферова вслушайтесь внимательно... Для меня авторская песня – это, прежде всего, атмосфера дружбы, помноженная на наличие поэзии и глубинного смысла. Но не каждому удаётся в себе сохранить любовь к жанру и «тусовке» после конфликтов на тему неформатности. Многие мои друзья забросили это дело просто из-за того, что их не поняли те самые бородатые дядьки из жюри. Не скажу, что друзья от этого что-то потеряли. Но кто-то ведь и не обрёл…

___________________________________

* Уральские горы в древности назывались Рифейскими, а также Гипербореей и Каменным поясом.

комментарии
 
22.36, 25.05.15, Маша
Все самые интересные явления как раз неформатны и существуют на стыке жанров, стилей и течений. Наиболее яркие из неформатных способны создать свою школу. Елизавета, а быть своей в "рок-тусовке" для вас важно?
 
10.22, 26.05.15,
Елизавета Евщик
Вот полностью согласна насчёт стыка жанров. Для меня важно быть своей в своей тусовке - с друзьями, с учениками. А ярлыки - это не очень важно. Хотя, иногда давит.
 
14.35, 26.05.15, Маша
Если бы тут можно было ставить лайки, я бы вашему ответу поставила. И статье))) Ярлыки иногда работают как маячки. Люди их ставят, чтобы определить явление для себя самих. А то ведь страшно, не понятно, на какой козе подъехать и с какой кашей есть. Музыканту без ярлыков коммуникацию со слушателем осуществлять иногда сложнее. Но это самый честный и творческий путь - не подставляться с готовностью под ярлыки и не клепать их себе самому. Уважаю.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

  ____       ___     _    _    _    _     ______  
 |  _ \\    / _ \\  | |  | || | || | ||  /_   _// 
 | |_| ||  | / \ || | |/\| || | || | ||  `-| |,-  
 | .  //   | \_/ || |  /\  || | \\_/ ||    | ||   
 |_|\_\\    \___//  |_// \_||  \____//     |_||   
 `-` --`    `---`   `-`   `-`   `---`      `-`'   
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания