- Юлия, расскажите о феномене дидуровского Кабаре. Как все начиналось, почему был успех?

- Кабаре придумали в 1979 году поэт Алексей Дидуров и его друзья Владимир Алексеев и Владимир Вишневский. На этой площадке выступали поэты, прозаики, барды, рок-музыканты. Это был качественный срез людей, посвятивших себя литературе. В советское время таких площадок практически не было.

- Чем затея с кабаре отличалась от многочисленных ЛИТО?

-  Конечно, были литературные студии при клубах, институтах, существовала литстудия при журнале «Юность», например… Но  Рок-Кабаре «Кардиограмма» было местом уникальным.  Это был путешествующий литературно-музыкальный журнал, эклектичный, допускающий многообразие жанров. Место для тех, кого не хотел замечать официоз и отторгала цензура.

- Вступить туда было легко?

- Нет. Отбор участников был довольно строгим и графоманов среди выступающих не наблюдалось.

Кабаре заполняло интеллектуальный вакуум, утоляло голод общения, было школой  становления талантов. Происходил выгодный для всех участников идейный взаимообмен. Многие именно в Кабаре делали свои первые шаги к зрителю.

- А Кабаре всегда было бесплатным?

- Конечно! Ведь в то время кабарешники были практически семьей. Они и свадьбы устраивали, и в футбол играли, и поездки были туристические, и гастроли. И хоронили друзей все вместе.

- Сохранялся костяк выступающих?

- В разные годы это были Владимир Алексеев, Владимир Вишневский, Алексей Кулаев, Дмитрий Гузь,  Елена Исаева, Виктор Коркия, Дмитрий Быков. В гости в Кабаре заходили  Илья Кормильцев, Алексей Кортнев, Виктор Луферов, Булат Окуджава. В Кабаре выступали Борис Гребенщиков,  Виктор Цой,  Александр Башлачев, Майк Науменко, Петр Мамонов, Вадим Степанцов, Владимир Качан, Юрий Ряшенцев, Андрей Добрынин, Юрий Шевук, Юрий Лоза, Татьяна Бек и другие, ставшие впоследствии кумирами, поэты и музыканты. Вообще тут места не хватит всех перечислить.

- Все это как-то отражено в анналах?

- Дидуров выпустил две антологии  с текстами выступавших в Кабаре людей, а также несколько дисков с их аутентичным исполнением.  Про кабаре были сняты фильмы.  Самый последний  - «Рок – уходящая натура» - вышел незадолго до смерти Дидурова.  Фильм показывали по каналу « Культура»  Его авторы - Андрей Шемякин и Андрей Нянькин.

- Как удавалось всем этим организмом управлять?

- Основой и мотором  в Кабаре всегда был Дидуров. Он был диктатором и держал все под своим контролем.

- Как удавалось находить площадки?

- Собирались сначала  по квартирам участников Кабаре, например, в коммуналке у Дидурова. Но  проект набирал обороты и слушателей становилось все больше. Пространство квартир, а тем более коммуналок, было тесным. К тому же соседи не одобряли происходящего и всячески вредили тому же Дидурову. Бывало, что и с топором на него кидались.

- ???

- Да уж, всякое бывало. Вот поэтому Кабаре хронически находилось в поисках помещения.  Страшно сказать, но оно просуществовало практически 30 лет. И его отовсюду выгоняли.

- Как менялось Кабаре?

- Оно, как любой живой организм, проходило стадии развития – рождение, детство, юность, зрелость. В советское время, всяческие не охваченные государственным оком сборища, подлежали аннигиляции. Вот, вам, мол, советские люди - секция, кружок, кинотеатр, театр, комсомольское или партийное собрание. И этого достаточно. Никаких неформальных сборищ. А тут толпа молодежи с  гитарами.

- Непорядок…

 - Но, как трава  из асфальта, пробивалось течение андеграунда. Это привлекало к себе самые высокопробные человеческие ресурсы. На волне подъема люди покупали в складчину аппаратуру, выступали в заброшенных зданиях, клубах, на летних сценах в парках. Расцвет Кабаре был в конце 80-х-середине 90-х.

- Тогда многие его участники получили официальное признание?

- Именно так. В стране появился люфт для андеграунда. К сожалению, в нулевые этот люфт закрылся. Андеграунд стали показывать по телевизору. Появился шанс для многих творческих единиц быть услышанными.

- Многие его использовали?

- Самые яркие прославились и ушли в свой личный литературный или артистический бизнес. Часть из них больше никогда не появлялась в Кабаре и не вспоминала о нем публично, но и не отрекалась. Дидуров, кстати, переживал по этому поводу. Ему, естественно, хотелось, чтобы о нем не забывали и периодически пиарили его детище.

- Некоторые участники впоследствии вообще не захотели ассоциировать себя с Кабаре и попросили не упоминать их в списке. Почему?

- Я знаю только историю про Ольгу Арефьеву.  Еще вроде бы к ней присоединилась Умка. Они почему-то, когда стали более-менее известными, запретили Дидурову упоминать свои имена в контексте Рок-Кабаре. Дидуров мне лично подробностей не рассказывал. Это у них нужно спросить: почему.

- Можно ли в этом случае говорить об эгоизме?

- Артисты вообще эгоистичный народ по определению.  А как иначе? Это такая натура, повернутая на себя самое.  И меня поражала способность Дидурова объединять несовместимых творческих людей в единую субстанцию. Происходило настоящее чудо. Было чему поучиться.

- А что происходило со зрителями?

- Когда пришли 90-е все стало меняться и идеология денег начала превалировать,  многие бросили творчество, перестали играть в музыкальных группах и с головой ушли в бизнес, приносящий материальный доход.  Это коснулось не только Кабаре Дидурова. Поколение сменилось, сменился вектор развития страны.

Зритель, приходивший к Дидурову в конце  90-х - начале нулевых, еще был живым и активным, но уже года через два он стал сдержанным.

- Без лишних эмоций?

- Нет, люди улыбались, реагировали, хлопали. Но Дидуров  сказал, что это совсем другие люди. На его взгляд, зритель нулевых, молодой зритель, стал  более выжидательным что ли. Я  не цитирую, а передаю общий смысл сказанного.

- Что говорил Алексей Дидуров о позднем кабаре?  Что-то пошло не так,  менялся состав?

- Появилось много различных салонов, куда менее привередливых, чем площадка Кабаре. У людей появилась возможность выступать в разных местах. А Дидуров, служа литературе и талантам, мог отчитать за попсятину и пошлость, за продажность. Конечно, уже не было такого сплоченного коллективного ядра, где все общались со всеми.  Да и все наше общество тогда атомизировалось.

- Таланты продолжали приходить и в эти времена?

 - Конечно. Пришли Валентин Сохарев, Александр О Шеннон, Алексей Пальцев, Кира Малыгина, Юрий Богатенков, Юлия Теуникова, Ольга Кузнецова, Марина Соловьева и другие

- Формат менялся?

- На моей памяти Дидуров несколько раз пытался  изменить формат. Делал он это по причине давления извне. Среди некоторых участников муссировалась тема: а не много ли Дидурова? Вот и предложил он однажды, чтобы Кабаре вели по очереди другие участники.  Полгода продержались. Но, похоже, всем это надоело. Вернулись к кандидатуре Дидурова в виде ведущего.

- Когда наступили времена меркантилизма, зрители не стали меньше ходить на концерты?

- Думаю, перед Дидуровым стоял и вопрос наполняемости зала. Кабаре собиралось один раз в неделю, в субботу. Артисты  ждали, что зал будет полон, но не всегда так получалось. Поэтому Дидуров методично обзванивал людей и приглашал выступить. Он так же звонил некоторым зрителям и приглашал придти. Вообще сейчас я понимаю, что это целая работа и со зрителем, и с выступающими, а тогда казалось, что все происходит само собой. 

Но зритель и артист потихоньку уходили в инфантильное  духовное потребительство. Есть Дидуров? Он ведет Кабаре? Вот пусть и вертится.  Дидуров обмолвился, что в былые годы обзванивать приходилось меньше. Народ сам искал и рвался на Кабаре. Исправно действовало сарафанное радио.

- Каково было отношение Алексея к происходящему? Он пытался что- то поменять?

- В Кабаре приходил разный народ, но, если Дидуров просил на кабарешный диск, то народ скидывался. Если у кого-то случалась беда, Дидуров обзванивал, встречался, и народ подвозил помощь.

Старения участников никто не ощущал. Дидуров не давал этого почувствовать. Он и сам всегда  был спортивным, крепким и моложавым. Правда, спичи от микрофона становились все длиннее. А «старички» приходили на Большие дидуровские Концерты. Заходил Быков, Тверской, Вишневский, Восточный…

- Что двигало вами, когда вы решили продолжать Кабаре после смерти Алексея?

- Мне было бы очень больно, если бы со смертью Алексея народ так взял и разбежался. Это как ребенка убить. Я считала, что шоу должно продолжаться, ведь это живой памятник нашему Алексею.  И не я одна:  ребята тоже не хотели расходиться. Сергей Гусев чуть ли не со слезами на глазах настаивал на продолжении Кабаре. Вот мы и продолжили. Я стала искать площадки, Гусев по-прежнему сидел за аппаратом, налаживал звук.  Многим было важно, что бьется сердце Кабаре, которое в него вложил Алексей Дидуров.

- Появились новые идеи?

- Один из основателей Кабаре Владимир Алексеев придумал Фестиваль и дал ему название «Кабаре 58». Он постоянно оказывал финансовую помощь. Впрочем, участники и зрители тоже не остались в накладе. В дальнейшем мы собирали деньги на аппаратуру, на буфет, на аренду стульев и прочее.

- Какие были планы у вас?

- Я полагала, что буду вести и собирать Кабаре не в одиночку, возникнет команда. Пару лет мечтала об этом, но планы не сбылись. Никому не захотелось  заниматься этим.  Я не жалуюсь, но никто же не в курсе, как тебе дается тот или иной шаг. А вот критиков и обижающихся на всякую ерунду всегда достаточно. Вот были случаи, когда из зала Музея Маяковского, необходимо было вывести сильно пьяного и вздорного человека. Он всем мешал. Ты ведешь концерт, тебе этим некогда заниматься, просишь за кулисами, чтобы его выставили. Но всем - таким праздничным и хорошим - это делать неохота и тебе приходится с этим справляться одной. Да, было и так. Не прерывать же концерт. 

И, кстати  чтобы раскрутить проект без финансовой поддержки и высокого покровительства, нужно обладать огромными физическими ресурсами, талантом организатора, авторитетом, личной свободой и временем. 

- У вас получалось…

- Но на своем маленьком опыте руководства, я поняла, что Дидуров заплатил очень высокую цену. Например, долгие годы он не имел семьи.  Семьей он считал Кабаре. А многие считали его чудаком, городским сумасшедшим. Меня тоже назвали дурочкой за то, что взялась продолжать это дело. Второй ведущий был бы мне опорой и в случае форс-мажора, а так я доходила до нервных срывов, готовя фестиваль. Дидуров – тот как-то умел мобилизовать, у него было больше веса. Рядом с ним были люди, которые помогали с буфетом, продавали книжки и диски.

- Вам этого добиться не удалось?

- Нет. Меня даже поначалу ревновали к тому, что делал Дидуров, и высказывали свое «фэ», при этом не считая нужным помочь. А мне тоже хотелось быть либо зрителем, либо артистом. Но вообще-то многое сбылось. Фестиваль у нас получился. Раз в год зимой в Москве в большом зале собирались разноплановые музыканты, поэты, барды. Было интересно. Приходили «старички-соратнички» повидаться,  молодежь. Все общались, обменивались идеями, создавали новые коллективы, женились, разводились, находили работу и площадки для своих сольных выступлений через тех же кабарешников.

-  Уже больше года как Кабаре не собирается. Почему? Поговаривают, что возникло разделение на два лагеря из-за украинских событий…

- Кабаре состоит из разных людей. У всех свои взгляды на жизнь, а так же разные политические пристрастия. Есть те, кто поддержали Русскую Весну, есть те, кто  остановились на позициях пролиберальных. Безусловно все в шоке от войны.  Но об этом я могу судить только по высказываниям кабарешников на просторах интернета. В блогах  до сих пор происходят разборки между друзьями-соратниками и консенсус так и не найден. Я вот лично выкинула некоторых знакомцев из своей ленты и читать их больше не желаю. Некоторые выкинули меня.

- За что?

- В моем случае причина одна: мне стали неприятны люди, которые лишены эмпатии по  отношению к мирному населению, гибнущему под бомбами. В блогах людей, которых я выкинула из друзей, идет сплошное оправдание киевской стороны, восторги по поводу Майдана и какое-то гнусное злорадство по отношению к России.

- Но никогда по отношению к Киеву?

- У них, допустим, идет сюсюканье вокруг голодовок  корректировщицы Савченко, но ни одного поста по поводу  убитых российских журналистов. Тем более ни одного поста с осуждением зверств, которые происходят на территории Донбасса. Как будто нет детей, стариков, женщин с оторванными головами и конечностями, как будто не стерты с лица земли многие населенные пункты.

-  Вы хорошо знали Алексея. Какую бы, по вашему мнению, он дал оценку  событиям, в каком бы он был лагере?

- Я не могу сказать, что я его уж очень хорошо знала, но мы часто и долго  беседовали по телефону и беседы были предельно искренними. Человеком Дидуров был эмоционально-отзывчивым, у него был огромный запас эмпатии по отношению к людям вообще.  Так же горячо он ненавидел палачей, предателей, лжецов и негодяев. Ему хотелось изменить мир к лучшему. Человек он был упрямый, активный, совестливый, очень обидчивый. И очень хорошо знал историю.

- Его взгляды менялись?

- Дидуров в 90-х был полностью погружен в  либерально-демократические изменения общества. Его Кабаре было на баррикадах, он считал, что изменение строя откроет перед ним и перед его Кабаре двери, выведет его из подполья. Частично это, кстати, сбылось. Застой СССР был крайне затхлым по форме и содержанию. Но не все, о чем мы мечтаем, сбывается. И еще есть цена, которую общество платит за иллюзии.  Все мы ее платим.

- И Дидуров?

- Естественно, Дидуров  позднее был разочарован Ельциным и всей этой либеральной шатией-братией. Он и от микрофона это говорил, не скрывая. Кстати, возлагал большие надежды на Путина - кстати, в то время обоснованно. Но коррупционно-чиновничья вакханалия, в которую затем погрузилась Россия, сделала его и по отношению Путину критичным. Сегодня он бы заболел от того, что делается на Украине. Во-первых, Дидуров бы уж точно не молчал, как отмалчиваются сегодня очень многие. Он бы говорил обо всем на разрыв. Он слишком хорошо понимал, что такое война, он помнил последствия той, Отечественной. Слышала от Глоцера, что Дидурову принадлежат  гениальные военные рассказы, которые были потеряны.

- Дидуров ведь родился  после войны?

- Да, но он очень хорошо помнил всю послевоенную разруху. Рядом с ним жили герои войны с  переломанными судьбами. Его друзья-литераторы, побывавшие на той войне, рассказывали ему много жестоких вещей, а память у Алексея была прекрасная. Так что же говорить про современную, фашистски направленную Украину с ее запретом русского языка и факельными шествиями, которым покровительствует государство?  Бомбежки мирного населения, воспевание Бендеры, сожжение людей в Одессе резко бы отвернуло его от Майдана. Дидуров был крайне свободолюбив, но та «свобода», которую предложил украинскому народу современный Киев, вряд ли была бы им поднята на штыки. Это не свобода, это химера.

- Фашизм есть фашизм. Но и двойственная позиция России у многих вызывает вопросы.

- Не могу сказать, как бы реагировал Дидуров на действия российских властей в этом конфликте. На мой взгляд, они неоднозначные. Но он бы точно разругался со многими знакомыми в пух и прах. Тем более, что некоторых известных артистов, которые посещали Кабаре в разные годы, а сегодня так толерантны к киевскому нацизму, он еще в былые годы сурово раскритиковал и обвинил в продажности.

- Почему в этом году Кабаре не проводится?

- Потому что у меня некоторый жизненный кризис, личные обстоятельства. Мне трудно будет отдать силы фестивалю в полном объеме. В прошлом году мы выступали в небольшом, но очень уютном месте – в клубе «Массолит». И фестиваль мне помогла организовать Мария Збандут, а также арт-дирекция клуба. В этом году  клуб выпроводили на улицу, дирекция отчаянно борется за свои права, собирает деньги на суд. А мы лишились этой площадки. Даст Бог, Фестиваль состоится позже.

- Что для этого нужно, кроме территории?

- Нужны организаторы и энтузиасты. Иногда мне предлагают проводить фестиваль в библиотеке, но это невозможно. Фестиваль - слишком шумное мероприятие и не на один час.

- Как насчет следующего года?

- Я человек суеверный и не люблю загадывать. Все поэты и артисты такие. А я поэт и артист. Мне бы хотелось, чтобы Кабаре не умерло. А там как получится…

- Имея возможность собрать всех участников Кабаре в одном месте, что бы вы им сказали и пожелали? Над чем предложили бы подумать, что обсудить?

- В Кабаре не очень-то любили дискутировать. Приходили со стихами и песнями и шли к микрофону. Но я бы попросила не забывать, что Кабаре было не просто концертной площадкой, а частью жизни.  Вообще, назад вернуться невозможно, но сохранить то, что помогало выжить, реально. Было бы желание и чувство благодарности. Ведь что имеем – не храним, потерявши – плачем.

 - Вы бы хотели увидеть в своем проекте молодежь, каких-то новых людей?

- Молодежь идет туда, где ей интересно, где есть возможность роста, знакомств, где можно продемонстрировать себя перед поклонницами и поклонниками, быть свободным и не одиноким. Наверное, Кабаре нужен задорный, инициативный, гениальный, авторитетный и общительный руководитель типа Дидурова либо энергичный коллектив, который  генерирует идеи и хочет, чтобы Шоу продолжалось.

комментарии
 
22.19, 11.03.15, Сергей Микульский
Привет ) очень рад Вас видеть! В *0 годы года два до дней легализации)) Дидуров со своим коллективом базировался у меня в мастерской на 3- Песчаной)) Удивительное было время)) навеяло немного ностальгией
!
 
14.53, 15.10.15, Неволина Юлия
Приятно, когда отзываются старые друзья Кабаре!!! Сергей, рада вам!
 
13.49, 17.03.16, Pawel
Этот Дидуров однажды приходил к нам, студентам Московского Книготоргового колледжа в 2000 году на так называемый "Творческий вечер". Нас тогда насильно собрали в актовом зале, чтобы мы слушали полтора часа его бредни про супер рок-кабаре и про то, что он В. Цоя с В. Шендеровичем открыл всему миру. Но после того, как он обвинил поголовно всех зрителей в дебилизме и назвал наше поколение, тогда 17-18 летних студентов "НИКЧЕМНЫМ и БЕСПОЛЕЗНЫМ" мы были вынуждены массово покинуть зрительный зал в знак протеста. Было забавно, когда Дидуров остался один на сцене. Что это вообще за хамство такое? Или он психически неадекватен?
 
14.00, 14.07.16, Алекс
"КрымВаш" неволина.
Сплошная рассейская неволина...
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

  ______     ___     _    _    _    _             
 /_   _//   / _ \\  | |  | || | || | ||     ___   
 `-| |,-   | / \ || | |/\| || | || | ||    /   || 
   | ||    | \_/ || |  /\  || | \\_/ ||   | [] || 
   |_||     \___//  |_// \_||  \____//     \__ || 
   `-`'     `---`   `-`   `-`   `---`       -|_|| 
                                             `-`  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания