Интервью с Сергеем Гурьевым: о концепции сообщества «Акустическая Ассоциация» /АкАссо/ и его основных участниках, а также о корневых идеях рок-акустики Алексея Дидурова с известным рок-журналистом поговорил наш постоянный корреспондент Алексей Абакшин. 

 

Сергей, ты регулярно «светишься» в контексте музыкального мини-сообщества «Акустическая Ассоциация». Расскажи, как ты с ним связан, являешься ли его организатором?

- «Акустическая Ассоциация» или АкАссо» была организована два с лишним года назад по инициативе одухотворенного рок-барда Алексея Воронина, экс-участника рок-кабаре «Кардиограмма» Алексея Дидурова. Леша Воронин и является вдохновляющей двигательной силой и душой «Акустической Ассоциации». Я тут никоим образом не организатор: любые административные качества, если они у меня когда-то в зачаточной форме и были - во времена «Подольска-87» или «Индюков», например, - с годами только атрофируются. Только люблю, сочувствую, оказываю моральную поддержку...

- Что это за сообщество, какова его концепция?

- Если в двух словах – а я, будучи человеком многословным, в отличие, скажем, от Энди Уорхола… Короче, АкАссо - это некая формация, более-менее приверженная направлению, которое я бы определил как «пост-бард-рок». Если традиционный бард-рок является неким хребтом того архаичного уже явления, которое принято называть «русским роком», то «пост-бард-рок», в моем понимании, это нечто более музыкальное, в нем больше барокко и маньеризма, меньше прямолинейности, больше полутонов, какой-то стилистической гибкости или зыбкости и так далее. Здесь продолжаются традиции русской рок-песни, но не в условиях «рок-революции», которая у нас была четверть века назад, а в непростой и упругой ситуации постинформационного общества. На которую все участники сообщества, куда входят очень разные авторы-музыканты, реагируют по-разному, по-своему.

- Кто является его участниками? Расскажите подробнее о каждом.

- Ядром сообщества с легкой руки Леши Воронина являются четыре человека. Пойдем по порядку… Точнее, против порядка, по алфавиту с конца. Саша Репьев когда-то был участником легендарного проекта «Тише пчел», дружественного ещё ранним «Соломенным енотам» Бори Усова, некоторые могут помнить его по культовой композиции «Нападение цыган на еврейскую кибитку», которую в московском андеграунде начала 90-х не слышал только ленивый. Потом другой участник «Тише пчел» Олег Сурков создал группу «Палево», а Репьев занимается сольным творчеством, а также дизайном и саунддизайном. Он записывал последний альбом «Соломенных енотов» - «Эн и я», работал дизайнером на «Мистерии звука»… Творчество у него несколько постмодернистское, полное всевозможных музыкальных аллюзий и цитат – от Лу Рида до The Doors – но и очень просветленное и изощренное… и в плане поэтики, и в плане гитарного аккомпанемента… Далее Дмитрий Легут – мастер акустического блюза. Человек, помешанный на блюзе, знает почти наизусть всю многотомную эпопею маниакального блюзоведа Писигина «Пришествие блюза» - вплоть до ещё не вышедших из печати книг. К моему сожалению, в последнее время он несколько подзабросил интересные эксперименты с русским блюзом и больше увлекается англоязычным… Теперь по «контр-алфавиту» идёт сам Леша Воронин, самый близкий из базового квартета АкАссо к традиционной авторской песне. Лауреат и дипломант целой прорвы всевозможных её фестивалей – в Коломенском, Питере, Пскове… Написал книгу «Республика Арбат. Дневники уличного музыканта». Но всё равно это не какой-то «околокостёрный» бард, а отличный музыкант, гитарист, и поёт хоть и хорошо, но с огромной задушевностью. Ведь это не всегда сочетается… Вообще человек редкостного обаяния, его ведение концертов АкАссо превращает их в подлинные оазисы человеческой теплоты. И наконец, Марина Барешенкова, которой я и отдельно стараюсь помогать, стоит в сообществе особняком, в первую очередь, потому что аккомпанирует себе не на гитаре, а на клавишных. У нее настолько ответственный и углубленный подход к музыкальной составляющей, что ее творчество становится таким промежуточным, «трансжанровым» явлением, где-то между авторской песней и камерной музыкой. Иногда говорят: какая же это акустика, если она аккомпанирует себе на электронном синтезаторе? Но Марина не использует никаких чисто электронных тембров, её «Курцвейл» предназначен воспроизводить саунд сугубо акустических инструментов – фортепиано, органа, клавесина, арфы, создавать атмосферу любимой ею старинной музыки... Собственно говоря, главная фишка «Курцвейла» как клавишных – именно в том, что он наиболее достоверно передает такое звучание.

- Как возникла идея объединить именно этих исполнителей? Они все чем-то похожи? Чем?

- Ну, я уже говорил про «пост-бард-рок», но это мое личное видение. А Леша Воронин, как я понимаю, стремился просто создать некий коллоквиум авторов-исполнителей, у которых текст и музыкальная основа находятся в добротном балансе. Ведь не секрет, что в так называемом «русском роке» текст, как правило, доминирует над музыкой, что и считается основным недостатком этого, гм, стиля...

- А как ты считаешь, как говорится, «что тому виной»?

- Многие, включая меня, считают, что Россия – это страна скорее идеи, чем формы. Форма – это там, на Западе, а в России преобладает идея. Даже если брать такого хрестоматийного русского мастера формы, как тульский косой Левша, который подковал блоху, он же существовал только как идея, придуманная Лесковым… И особенно заметно эта закономерность проявляется, конечно же, в рок-музыке. Никто же, если он захочет насладиться искусством рок-музыки как таковой, не станет слушать русскую - это я, согласись, отъявленную банальность сказал… Русский рок слушают, если хотят услышать какую-то идею, только как бы символически облаченную в, как правило, кривовато пошитый рок-костюм. Есть, конечно, исключения, где и у нас с рок-формой всё хорошо, но таких исключений мало: «Телевизор» эпохи расцвета, «Вежливый отказ», который, строго говоря, и не рок-музыка… Даже если брать такой общепризнанный символ музыкальности, как «Аукцыон», там с балансом всё было хорошо много лет назад, когда на барабанах ещё играл Черидник, ещё не ушёл Матковский, а Лёня Фёдоров только набирал обороты. Знаменитая тринадцатилетняя пауза в альбомографии «Аукцыона» не с потолка упала.

- Ты хочешь сказать, что авторы-исполнители для России вообще более органичны, чем рок-группы?

- Я вообще по жизни опасаюсь тезисов в чистом виде, но в каком-то смысле – наверное, да, как-то так. Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, что какой-то наш «сингер-сонграйтер» начинает путь творческий путь один - и выглядит весьма индивидуально, самобытно, как яркая отечественная рок-личность. И органично выглядит! А потом он, стремясь к усугублению звучания, постепенно обрастает всякими бас-гитарами и прочей «рок-электрической» атрибутикой – и всё это обычно начинает отдавать усреднённостью, заштампованностью, условно скажем, вторичным брит-роком средней руки. Для меня ценность «Акустической Ассоциации» в том, что она как бы стремится обнажить акустическую первооснову русской рок-песни как идею.

- Но эту идею, наверное, нельзя считать такой уж новой: были и раньше прецеденты…

- Оф кос, Алексей! Тот же покойный Лёша Дидуров, упоминавшийся уже лидер рок-кабаре «Кардиограмма», из недр которого вышел создатель АкАссо Лёша Воронин, одним из первых у нас провозглашал подобные идеи… если вообще не первым. Группа Дидурова «Искусственные дети», действовавшая в середине 80-х, как раз была таким творческим экспериментом - по выведению формулы акустической идеи русского рока. Дидуров говорил, что, так как английские слова короче русских, для естественно отрывистых английских фраз «электрическая» аранжировка вполне органична. А вокруг более раздумчивой русской поэтической и песенной лексики правильнее плести акустическую вязь – что-то такое вспоминается из наших бесед тех лет… В 90-м году в Череповце проходил легендарный фестиваль «Рок-Акустика», где выступали Юрий Наумов, Янка, Силя, Майк, Рыженко, покойный Вова Сигачев… Но это были типа «звёзды», а ещё организатор Женя Колесов (позднее – известный издатель «Гражданской обороны») приглашал туда всяких молодых участников, которых отбирал по похожему принципу. Главным открытием того фестиваля стал Женя «Чича» Чичерин из Перми, тоже покойный уже, к сожалению… Затем, во второй половине 90-х, в клубе «Форпост» близ метро «Спортивная» - тогдашнем реальном центре московского рок-андеграунда – регулярно проходил фестиваль акустической рок-музыки «Единение». Я там, к слову, входил в жюри – вместе с Умкой, Ником-Рок-н-Роллом… Там тоже провозглашался похожий лозунг, что-то типа «акустика – это когда всё предельно искренне, когда невозможно спрятаться за мощный звук…». Но сейчас рок-акустика – явление совсем уже, к сожалению, не трендовое, и в этой нише, кроме АкАссо, не припомню, и есть ли ещё хоть что-нибудь.

- Как будете дальше развиваться? Возможен ли, например, выход CD-сборников, где будут представлены лучшие песни исполнителей?

- Так как музыка, как известно, плавно перетекает в инет, а традиционный CD-рынок потихоньку умирает, неизбежно встает вопрос: а какому лейблу все это будет интересно издать? Вот SOUNDRUSSIA, где выходил твой последний альбом, мне кажется, по идеологии и, так сказать, формату, наиболее близка тому, чем занимается АкАссо. Так что если бы этот лейбл проявил интерес к гипотетическому сборнику артистов сообщества…

- Предполагается ли приглашать в концерты «Акустической Ассоциации» других исполнителей - помимо перечисленного тобой «квартета творческого ядра»?

- Конечно, это постоянно происходит. В разных сейшенах АкАссо к этой основной четверке добавляются разные артисты, близкие сообществу по концепции – например такая «звезда андеграунда» как Юля Теуникова или известный культуртрегер Дима Студеный. Кстати, и Теуникова, и Студеный в свое время участвовали ещё в том самом фестивале «Единение» в «Форпосте», что определенным образом свидетельствует о преемственности идеи. Но это не значит, что вся ассоциация замыкается на артистах, уходящих корнями в 90-е, ведётся постоянный поиск чего-то свежего. Та же Юля Теуникова постоянно кого-то предлагает, держит руку на пульсе новых имен, особенно женских… Хотя нельзя не признать, что, как уже говорилось, сейчас рок-акустика, увы, не в тренде.

- Планируются ли концерты в других городах? К примеру, Юля Теуникова осенью 2013 года выступала в Калуге…

- АкАссо - всё-таки не группа, а отдельные, довольно разные по психотипу и ментальности творческие единицы. В Москве их в одно время в одно место в нынешнюю эпоху тотальной разобщенности собирать всё-таки проще… Кроме того, есть отдельный технический момент: «Курцвейл» Марины Барешенковой довольно-таки трудно транспортируем. Впрочем, если где-нибудь в Туле, Калуге или Муроме всплывут какие-нибудь благосклонные к концепции АкАссо клубы с живым роялем…

- «Акустическая Ассоциация» перекликается по сути с уже сформировавшимся течением авторской песни. Как вы с ней соотноситесь?

- Отдельно взятый Лёша Воронин, как мне кажется, давно и хорошо интегрирован в это течение. Но в целом «музыкальный крен» большинства участников АкАссо не дает чуткому к своим «настроенческим» канонам миру авторской песни признать их за «своих». Например, когда известной пропагандистке КСП на «Эхе Москвы» Нателле Болтянской принесли диск Марины Барешенковой, «родственной души» она тут не увидела. В древности, когда в новинку у нас был рок как таковой, уже давно к тому времени сформировавшийся «каэспэшный круг» с большим ожесточением отторгал и первых рок-бардов, того же Сергея Рыженко. Что называется, чуяли чужаков…

- Сейчас одни считают, что в ближайшем будущем нас ждёт повальное засилье рэпа, по мнению других – ожидается повышение интереса к фолк-музыке… Какими в связи с этим ты видишь перспективы вашей ассоциации?

- Ну, рэп, хип-хоп – всё это сейчас успешно заняло огромную нишу русскоязычной молодёжной музыки, где раньше находился рок. С ними пересечений вообще никаких нет. С русским фолком – чуть больше, хотя более массовым спросом пользуется скорее универсальная этника, world music… Но для какой-то интеграции жанров предпосылок, по-моему, нет. Всплеск интереса может произойти по каким-то другим причинам: какая-то песня вдруг попадает в популярный саундтрек или пресыщение условным рэпом даёт внезапный откат в данном конкретном направлении, по которому, как окажется, все вдруг стосковались… Задача пока видится в том, чтобы не давать угаснуть важной и дорогой моему сердцу музыкальной традиции.

- Когда ближайший концерт «Акустической Ассоциации» и где? Почему надо идти на концерт?

- Ближайший и последний в этом сезоне – очень близко,  19 июня в «Дулин-хаусе» на Старом Арбате. Этот концерт стоит особняком как итоговый в сезоне, в нем примут участие практически все, кто присоединялся к «АкАссо» начиная с осени. Всего будет в концерте 12 участников, для сообщества это, по-моему, рекорд. Среди них я бы выделил Вячеслава Капорина – это прекрасный гитарист, блюзмен, мастер православной песни, который поет, в частности, на стихи протоиерея Андрея Логвинова. А в 80-е годы Капорин выступал дуэтом с легендарным андеграундным гитаристом Олегом Мочаловым, играл с ним на хиппистском фестивале в подмосковной Загорянке, куда в те времена съезжались сотни волосатых… В общем, «кто знает, тот помнит».

комментарии
 
01.57, 18.06.14, клево)
Клевое интервью. Спасибо, Леша! )
 
16.33, 18.06.14, Андрей Степанов
Интересно... надо идти!
 
17.20, 18.06.14, Теуникова
По поводу акустической волны - есть один не упомянутый в статье аспект. Существует молодежная акустическая инди-музыка, которая на Западе весьма популярна (типа группы Beirut и многих), а у нас это The Retuses например и Маша Badda Boo. Они конечно стадионов не собирают, но весьма популярны в определенной субкультуре, и собирают хороших размеров клубы. В западной музыке новый инди-фолк имеет очевидную преемственность (Leslie Feist корнями уходит и в "хиппи-музыку", в блюз и в фолк), у нас все как всегда глупее и к сожалению менее самобытно, но тем не менее. Те же Retuses недалеко ушли от Леши Вдовина (при определенном взгляде), а последний местами имеет соприкосновения с отечественной бардовской традицией (как и все мы), которая до сих пор нашего брата успешно отторгает (как и было упомянуто в статье). В общем, мне кажется, стоило бы об этой волне упомянуть.
Еще есть объединение АртЭриа, с которым пересекаются разные музыканты, в том числе и авторы (в частности Небослов, Краснопольский и Ко и др.), о которых бы тоже стоило упомянуть, но это в сущности одна культура.
 
01.02, 19.06.14, Воронин
Перечитал интервью - просто песня, спасибо, Серега! спасибо, Алексей, за толковые вопросы и неподдельный интерес.. Клеймо барда, видимо, с меня несмываемо:) хотя я последний раз я участвовал в конкурсе АП в мае 2006-го, довольно давно... Неважно. В целом, как ни странно, я с уважением отношусь к движению АП. Не оправдываясь скажу, что воспитывался я совсем не на АП - битлз, роллинги, криденс, пинкфлойд, блэксаббат и многие другие западные группы, в том числе - джетроталл. собственно, чем меня Марина и поразила, когда я услышал ее в первый раз на ДАЖДе (за что спасибо Диме Студеному) - отзвуками джетроталл. я не поверид ушам, подумал - откуда!? Оказалось, правда. Неважно - . Что касается главного - я знаю, что музыка как живое дыхание - на Западе ли, на Востоке, в тренде или нет - она будет всегда..)
 
18.36, 23.06.14, Теуникова
Еще из более-менее известных - я забыла написать об Алине Орловой и КубикМагги. Ну и Краснопольский и Ко, конечно. Это своеобразные апологеты традиции.
Добавить комментарий:

Ваше имя:

Текст:

 __   __     ___     __   _      ___     _    _   
 \ \\/ //   / _ \\  | || | ||   / _ \\  | |  | || 
  \   //   | / \ || | '--' ||  | / \ || | |/\| || 
  / . \\   | \_/ || | .--. ||  | \_/ || |  /\  || 
 /_//\_\\   \___//  |_|| |_||   \___//  |_// \_|| 
 `-`  --`   `---`   `-`  `-`    `---`   `-`   `-` 
                                                  
Введите буквы

 Лента   Новости   Наши люди   Музыка
Контакты
Условия использования
Где приобрести издания


 

 
 
Рейтинг@Mail.ru