Сегодня, когда многие события и даты перепутались, забылись и уточнить их трудно или практически невозможно, бывает немножко обидно. Почему не сел и не написал раньше, когда всё так хорошо помнилось?
Все раны затягиваются потихоньку, притупляется и уходит боль трагедий. И вот уже без опаски для собственного здоровья вспоминаешь ушедших, дорогих тебе людей. Но иногда, иногда… или фотография человека где-то попадется, или услышишь по радио фразу из песни, вдруг нахлынет волна и накроет с головой. И боль от невосполнимой потери вновь овладевает сердцем.
Почти ничего не читал о Башлачеве после его смерти. Летом этого года в Питере, в Доме книги, увидел издание ему посвященное, открыл наугад, попались слова Гребенщикова. Задушевные надо сказать слова. Но фраза – «Московская интеллигенция подняла его на щит и с криком понесла. Не надо было это делать» – «заставила меня призадуматься, ну для чего писать такую ерунду? Если на то пошло, у москвичей не меньше претензий к питерцам. Погиб то Саша у них дома! Да и трудно сказать сейчас, кто восхищался им больше. Судя по вот таким публикациям, так вообще питерцы только тем и занимались, что усердно его спаивали, не зная во что им воплотить свой восторг (http://chtoby-pomnili.livejournal.com/525242.html).
* * *
Конец 1984 года. А. Троицкий привез Сашу домой к Володе Алексееву на ул. Глаголева. Там было человек 15, может и больше, среди них Лёша Дидуров, еще пара журналистов, одна девушка-бард, забыл как зовут. Троицкий писал этот квартирник на свой фирменный диктофон «Сони», а я, на свою кассетную «Электронику». В нескольких песнях немножко подыграл Саше на гитаре, мне понравилось как, а остальным – не знаю. Эту запись у меня потом, году в 1989-м, благополучно свистнули из клуба «Москожкомбината» из репетиционной комнаты. Очень Саша тогда всем понравился, и все это не преминули высказать. Но А. Троицкому, как «крупному специалисту», удалось еще ввернуть, после одной из песен, не совсем понятную народу фразу: «Я ж тебе говорил, эту песню в Москве не пой!» - чем поверг меня лично в шок. Тут же захотелось сказать журналисту: «А ты кто такой?» И только, видимо, уважение к заслугам критика, его высокому росту, а также уважение к хозяину квартиры заставили меня замолчать на полуслове.
Этой же зимой, по просьбе журналиста Саши Кузнецова, провели квартирник (уже платный) для Башлачева у товарища, какого именно не помню. Через несколько дней Саша был приведен мной на рок-тусовку Миши Мазурова, Овчинниковская набережная 22/24 (ст. м. Новокузнецкая). Про это место, где с регулярностью в две недели, собиралась подпольная Москва и не только, ничего в сети нет. И это очень странно, и нужно будет видимо написать подробнее об этой небольшой «двушке», куда набивалось порой человек по 40. Дружелюбный и интеллигентный Саша, покоряющий публику с первых фраз своих песен, обладая невиданной доселе для москвичей исполнительской силой, в разговоре был скромен и застенчив. Мы не были с ним друзьями (за те 5-6 раз, что мы виделись, наверно стать друзьями трудно), но его какая-то душевная беззащитность бросилась мне в глаза именно у Мазурова. Дважды Башлачев ночевал у Миши на Новокузнецкой.
* * *
Не могу точно вспомнить про 1986 год. Это было время усердных репетиций и выступлений гр. «Искусственные дети». Про детский садик, где проходили репетиции, а иногда даже концерты (Ю. Шевчука, первый концерт «Бригады С» например) , надеюсь напишу позже. У кого-то я видел Башлачева, но у кого точно – вспомнить не могу. Может быть у Лёши Дидурова в Столешниковом переулке.
Когда Миша Мазуров весной 1987 г. перекочевал жить на Таганку (ул. Ульяновская), то в мае устроили там концерт Саши. Квартира была 6-ти комнатная, в старом доме, одна из комнат - прям небольшой актовый зал мест на 50-60. После концерта разговорились. Узнав о том, что наш состав «Искусственных детей» развалился и мы с Дидуровым поссорились, он неподдельно погрустнел и сказал, что сложно как-то у нас здесь в Москве, в Питере проще, да и не ссорится там никто, живут все дружно и группы не распадаются. Помирились мы с Лешей Дидуровым только через 13 лет, в 2000-м. как-то встретились и сразу заговорили, не сказав друг другу ни одного слова примирения и ни разу не вспомнив вообще о нашей долговременной ссоре. И до его смерти дружили как и прежде в 80-е, практически ежедневно встречаясь или разговаривая по телефону до самой его преждевременной смерти в июле 2006-го. Но это тоже совсем другая история. Я намеренно не пишу здесь о творчестве Саши, потому что лучше Дидурова всё равно никто написать не сможет (см. книгу Дидурова «Четверть века в роке», гл. «Александр Башлачёв, или авантюрный полет на Пегасе»). К тому времени песни Башлачева так уже «въелись» в нутро от частого исполнения в компаниях, что стали частью и моей души. Да, покопавшись недавно в интернете, я увидел как оказывается много было у Башлачева друзей! Но мир наш таков, что после смерти человека друзей становится намного больше. Вот на фото Башлачев с известным журналистом. Друзья? – Друзья! А не расскажет ли нам дорогой друг как он не пустил в 12 часов ночи Башлачева ночевать, сославшись на то, что жена что-то недовольна и прочее? А ведь до этого говорил прилюдно, чтобы в любое время приезжал с ночевой. А знает ли дорогой друг, что Башлачев плакал, рассказывая это? И потопал Саша в сырую тьму, с промокшей гитарой в чехле до еще ходившего метро. Не в этот ли раз он ночевал у Дидурова, когда они утром следующего дня пошли собирать бутылки в Столешниковом, как описано в книге Дидурова? Не расскажи мне про журналиста лично Лёша – я бы засомневался.
* * *
В конце июня 1987 года в Черноголовке состоялся знаменитый рок-фестиваль, где Саша выступал, но говорят не очень удачно. Я опоздал на его выступление. Отсмотрев ДДТ (потрясающее было отделение) и даже перекинувшись двумя словами с прошедшим мимо сцены Юрием, в сопровождении не отстающей ни на шаг толпы организаторов, друзей и поклонников, отсмотрев «Наутилус Помпилиус», где зал просто взорвался (я могу путать очередность выступлений), вышел я в фойе и там, на банкеточке увидел сильно выпившего Сашу Башлачева. Не доводилось мне ранее видеть его в таком виде. «Саша, привет!» - воскликнул я. Посмотрев сквозь меня своими большими и печальными глазами и в конце концов сфокусировав их на говорившем субъекте, он буркнул:
– Привет.
Потом несколько оживился и сказал:
- А здОрово они сейчас выступили, Наутилус, просто офигеть, правда!
Я ответил, что может оно и здОрово, но я как-то не проникся.
- Да? - удивился Саша, - а мне так понравилось, так понравилось!
- Ты в Москве-то еще будешь, или уедешь? - спросил я его.
- А что?
- Так может квартирник какой сделаем?
Глаза его потухли и он, слегка махнув рукой куда-то в пространство в сторону от себя, сказал, что потом мол обсудим, поговорим попозже, не сейчас.
И это «не сейчас» у нас с ним не наступило никогда. Концерты и квартирники в Москве у него после нашей последней встречи еще были конечно. Самые последние выступления в январе – начале февраля 1988 года организовывали Марина Тимашева, Олег Коврига, Илья Смирнов. 17-го февраля 1988-го, великий русский поэт Александр Башлачев погиб в Петербурге, выбросившись из окна высотного дома. О самом дне смерти читайте другие источники. Я мало что про это знаю.
* * *
Накануне, где-то в начале февраля, в Питер к Шевчуку ездил Саша Кузнецов, где случайно встретил Башлачева на улице в разгар морозов в каком-то «затрапезном» виде, поношенном тулупе и валенках. После того как друзья обнялись, Кузнецов предложил Саше организовать в Москве его концерты и квартирники, но Башлачев сказал, что ему сейчас не до этого, и что ему сейчас нужно по каким-то неотложным делам уехать за город и он заспешил дальше, оставив тезку после этого разговора с нехорошим осадком на душе. Так бывает, когда мы чувствуем состояние близких нам людей, даже если они ничего об этом напрямую и не говорят.
Самую первую книжку стихов и песен Александра Башлачева, примерно через полгода после смерти, выпустила наша «подпольная литературная бригада под командованием Евгения А.», которая печатала в 80-е как подпольные рок-журналы («Урлайт», «Контр-культура», «ДВР», «Шелест») так и книги Солженицына, Набокова, Аксенова, Замятина и православную святоотеческую литературу. Книжка А4 формата, в мягкой обложке, была выпущена тиражом 115 экземпляров (100 экз. с серебристым клееным корешком, 15 с бронзовым – для своих) и продана недорого по друзьям. На обложке было изображение гитары, по-моему чайки и чего-то еще. Авторский гонорар, довольно таки немалый для такого мизерного тиража, был в неторжественной, а обыкновенной обстановке вручен маме Егора Башлачева, который к тому времени только родился. Естественно мой экземпляр тоже свистнули почитатели таланта Башлачева из той же репетиционной комнаты.
* * *
Полгода после смерти Саши я не мог прийти себя. Ныло и болело сердце как по умершему родственнику. Несправедливость «совка», ставшая для целых поколений советских людей нормой, для людей чистых, не могущих постоянно «кривить душой» и врать как все, убийственна. Чему мы и увидели подтверждение. Но вот однажды, в августе 1988 года мне приснилась большая, довольно-таки светлая комната, где за круглым столом Саша беседует с человеком, который сидит ко мне спиной, поэтому я не могу видеть его лица. Саша, не меняя спокойного выражения на своем лице, дает мне глазами понять, что заметил меня. Остановившись в нерешительности, я тихо поздоровался. Он кивнул в ответ, не прекращая разговора с собеседником. «Как ты, Саша?» - спросил я. «Да ничего, нормально». И после этого всё сразу исчезло. Проснувшись я осознал, что боль ушла. Так сильно изменилось моё состояние, что я сразу ощутил перемену.
* * *
Читаю статью в интернете. Осенью 1987 года Саша решил креститься, но молодой батюшка-неофит из рекрутского набора батюшек бросившихся в православие в разгар перестройки, так ему затуманил мозги его неготовностью и прочими словоблудскими поповскими истинами, что Саша уехал от него ни с чем. Возможно, это могло бы стать для него первым шагом к катарсису… (http://www.chitalnya.ru/work/429605/) Этого я не знал до прочтения, ни от кого не слышал. В переписке с человеком, это опубликовавшем, выяснилось, что ездил Башлачев не к священнику, а к дъякону. Для не отличающих такие вещи людей это конечно всё равно. А для знающих всё-таки разница есть. Священник вряд ли так бы поступил. Я вот в 1990 году пришел в храм в Богородском, что на Краснобогатырской улице, и окрестил меня батюшка, и не спросил, а знаю ли я к примеру «Отче наш» наизусть.
По канонам православной церкви, по писаниям Свв. Отцов самоубийцы не могут наследовать рая. И Церковь о таковых не молится. Если конечно нет таких «смягчающих» обстоятельств как в случаях с Мариной Цветаевой или Ольгой Берггольц. Но Саша так и остался некрещен. И лишь уповая на милосердие Божие, в наших только домашних (келейных) молитвах, мы можем просить избавить Александра от мучений. Тщетно призывать это делать людей любивших Сашу, но неверующих, а очень жаль. Давно пора понять, что «тот свет» – реальность. Настоящая жажда знаний и честные поиски ответов на вопросы - а есть ли Бог, а есть ли жизнь после смерти? - приводят рано или поздно к трудам Свв. Отцов Церкви и Евангелию. Вот Петр Мамонов пишет у себя на сайте: Не надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется… http://mamonovpetr.ru/node/37. А песня БГ «Господу видней» (2008 г.) разве не подтверждение тому, что в зрелом возрасте пора уже и поумнеть наконец!?
* * *
То ли за год до смерти, то ли раньше, Саша перестал писать стихи. Этот факт известен многим и он неопровержим. Помножив это на неуравновешенность и беззащитность психики, прибавив трагедии личные (смерть сына) и семейные (они тоже были, и их незачем это скрывать) вот и получим в итоге весомую такую причину его суицидов. Но мне бы хотелось высказать еще своё личное мнение (о творческих силах), основанное на простой физиологии. Через пару лет после его ухода, войдя в такой же возраст, я заметил, что если накануне выпить, даже совсем немного, то на следующий день ничего ценного не напишешь. По крайней мере до самого себя не допрыгнешь – это точно. А если сильно напиться, то и трех дней будет мало, чтобы Дух творчества в тебя вернулся. В юности-то по-другому было: выпил с друзьями какое-то ужасное количество всего подряд, всю ночь напролет прогулял, потом три часа поспал и со свежим лицом на завод, а по дороге в метро ещё и песни пишешь. И еще одно наблюдение тех лет – покурил – пиши пропало, полчаса не пишется, вернее пишется, но всякая лабуда. Не расстающийся с сигаретой например Евгений Евтушенко, продолжающий удивлять нас своей плодовитостью, видимо какое-то исключение. И еще дело в том, что его поэтический труд совсем видимо «иной» чем труд Башлачева. До того момента, когда 13 лет назад я бросил курить, около двух-трёх лет я ничего практически не писал. И только, когда удалось окончательно бросить, появились новые песни. Впрочем были и другие причины. Согласен, что далеко не у всех пишущих людей так было. Это, конечно, всё субъективно, но насколько я помню, приятелей, желающих выпить с Башлачевым в последние годы, вилось около него немалое количество. А такой ранимый человек, как Саша, мог запаниковать и через месяц, если не писалось ничего стоящего. И с каждым днем этот замкнутый круг непреходящей депрессии только становился все прочнее и неразрывнее.
* * *
Где-то недавно попалось мнение, что Башлачева постигло временное умопомрачение, даже какая-то начальная стадия безумия у него была. Что здесь сказать. А не безумие ли представляет порой наша с вами жизнь? Не безумие ли гоняться всю жизнь за иллюзией счастья, в виде денег, комфорта, карьеры, власти и земной тщетной славы? Не подозревая до самой смерти, что не нашел, не приобрел здесь на Земле чего-то того наиважнейшего, необходимейшего, без чего в Вечности делать нечего (мечтая здесь, на земле о счастье, но при этом убивая в утробе своих детей, в стране как было, так и есть примерно 4 млн. абортов в год!). Конечно не случайно и не просто так Башлачев хотел креститься, чуя нутром художника, где и Кто есть Истина. Не безумие ли когда люди проходят в течение целой жизни мимо Христа (которого единственно называют Спасителем), так и не открыв ни разу Евангелие, это письмо Бога к человеку, написанное через апостолов? Не безумие ли, что вчерашние подпольные рок-звезды сегодня на Васильевском спуске (и не только) показывают нам свою преданность обслуживающего персонала существующей власти, прекрасно осознавая, что власть нынешняя есть преемница прежней в своей подлости и антинародности? Так что, кто из нас безумен, узнается только «там». Хотя и много таких, которые еще думают, что это кого-то другого «мимо понесут», а его лично - никогда.
Творчество – дар Божий, помогающий нам на пути к Небу. Если творчество Александра Башлачева, здесь на Земле, закончилось на подоконнике, в попытке улететь из ада, то виноваты в этом не только те обстоятельства, перечисленные выше. Степень нашего всеобщего, всемирового Земного безумия тоже является фактором, несовместимым с жизнью Поэта.
14.07, 17.02.14, Теуникова
21.59, 17.02.14, григорий
23.58, 17.02.14, Николай
23.59, 17.02.14, ЮрАн
02.09, 18.02.14, Эрик
04.09, 18.02.14, Олег
04.49, 18.02.14, Борис
10.37, 18.02.14, Сергей Шаулов
14.44, 18.02.14, Марков Алексей
Касаемо журналиста: вот он с женой лёг, а тут - звонок в дверь.
И жена реально недовольна. Любимый человек.
А ему с нею ещё жить и жить.
Вот нефиг пинать его за то, что жил своей частной жизнью.
Не обязан он был ничего делать сверх того, что сделал.
21.19, 18.02.14, Кулаев
Представим ситуацию. Время позднее, чужой город, гостиницу найти нереально. Их тогда было совсем мало, на недели вперёд, командировочными в основном, всё было забронировано. Да и в кармане пусто, какие гостиницы? Денег только на метро. Хорошо хоть две копейки нашлось в кармане (вернее четыре), чтобы позвонить из телефона-автомата Лёше Дидурову (а если бы не нашлось? Пришлось бы «стрелять», это ночью-то! Нет же никого вокруг, все спят, завтра всем на заводы, фабрики, НИИ, кому к 9.00, а кому и к 7-ми.) Ночных магазинов и киосков (какой ужас!) представьте себе не было, как и мобильников и даже компьютеров, то есть ни одного, совсем.
Хорошо хоть Дидуров дома оказался, Миши Мазурова (Башлачёв ему тоже звонил) дома не было, а младшему брату Миши, Саша постеснялся сказать, что ночевать негде.
Неужели так трудно понять, как должен был поступить друг-журналист? Вполне естественным было бы напоить Сашу чаем, объяснить всё по-человечески, позвонить общим друзьям: Дидурову, Володе Алексееву (Володя тоже тогда легко принимал у себя с ночевой, по себе знаю) и другим, договориться, чтобы Сашу приняли. Вот это было бы НОРМОЙ! А всё остальное – это ненормально. Повторюсь, что сегодня не у всех это так. Журналист видимо тогда уже умел обгонять время, говорить в большой компании одно (что, мол, «всегда, в любое время»), а делать противоположное, да ещё и не позвонить хоть кому-нибудь. Не случайно, что потом многие полностью потеряли уважение к этому человеку, когда он в 90-х стал главным Плэйбоем страны, то есть возглавил русскую версию этого журнала. На чём и прекращаю свои пояснения, на счёт частной и общественной жизни Ох, где ж ты наше былое рок-братство.
22.17, 18.02.14, Кулаев
01.07, 19.02.14, Михей
такой вы белый и пушистый,
а человека пнули, известно ль вам,
что тот кто осуждает,
тот поступает сам довольно некрасиво,
ведь видеть побуждение сердца нам не дано,
а нужно лишь прощать, и верить и молиться.
01.31, 19.02.14,
Как это Вы белизну и пушистость заметили там, где одна серость и замшелость наблюдается?
А если чуточку серьёзнее, то словесами громкими играть, типа вот осудил, и не простил, так Вам скажу, мало читаете свв. Отцов Церкви. Везде готовы, даже в выстраданном чужом опыте найти то, к чему можно прицепиться, как клещ. Своего опыта нет, а чужой... вызывает лишь чувство бунта, а должны быть другие чувства. И если мы себя тормозить вовремя не научимся, то опять может случиться подоконник, или, и того хуже - журнал "Плэйбой". Вы согласны выписать себе этот журнал только ради того, чтобы кто-нибудь не заподозрил Вас в осуждении разврата?
21.57, 19.02.14, Raul N-k
А что до пути к Истине, то кто мы такие, чтобы с нашими более чем приблизительными понятиями о канонах и наследованиях рая гадать о том, куда ушёл знавший Имя Имён?
03.09, 20.02.14, Екатерина
05.46, 22.02.14, Сорокин
03.42, 26.02.14, Кулаев
15.25, 26.03.14, Саша
23.46, 18.05.14, Константин
18.17, 12.02.15, Кулаев
Ни от Дидурова, ни от кого бы то ни было я не слышал, что Башлачёв пришёл не один. У А. Кузнецова, например, Саша ночевал 3-4 раза и тоже один. А что касается некоторых оборотов (типа «этой "безупречной" неподлежащей никакому порицанию дамы»), то от них веет таким, извините за выражение, запахом, что вспоминается сразу совдеповский привокзальный сортир. «Нарисовалось», «не нарисовалось». Честно скажу – я не собеседник в такого рода разговорах. Не мой стиль.
16.12, 18.02.16, Кавиндыч
23.46, 18.02.16, Кулаев